Модель системы учета индивидуального прогресса учащегося
проект на тему
Методологическое обоснование действующей системы учета индивидуального прогресса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sistemy_ucheta_individualnogo_progressa_obuchayushchegosya.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка
на участие в конкурсном отборе государственных общеобразовательных учреждений в целях разработки модели системы учёта индивидуального прогресса обучающегося
Государственное образовательное учреждение
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №7
Зеленоградского окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
г. Москва
2011
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ
Руководитель государственного образовательного учреждения системы образования города Москвы, реализующего общеобразовательные программы (далее – учреждение) (Ф.И.О.)
Никитская Надежда Валентиновна |
Юридический адрес, контактные телефоны и адреса (в т.ч. электронные) учреждения
124482 г. Москва, Зеленоград, Никольский проезд, дом 3, |
тел.: 499-734-27-83; e-mail: int7@zou.ru |
Руководитель проекта по разработке и внедрению в образовательном учреждении модели системы учёта индивидуального прогресса обучающегося
(должность) директор школы-интерната VIII вида №7 |
(Ф.И.О.) Никитская Надежда Валентиновна |
Группа разработчиков Проекта (Ф.И.О., должность)
Храмцова Марина Алексеевна, заместитель директора по УР, учитель-дефектолог |
Гусева Мария Владимировна, учитель-дефектолог |
Кондратенкова Наталья Александровна, учитель-дефектолог |
Овчинникова Ольга Валентиновна, учитель-дефектолог |
Бабушкина Татьяна Григорьевна, учитель-логопед |
Егорова Тамара Николаевна, педагог-психолог. |
Запрашиваемый объем финансирования на реализацию Проекта (в руб.)
на 2011 год: 1 000 000 руб. |
Руководитель учреждения Н.В. Никитская |
« 14 » апреля 2011 г. |
М.П.
Согласовано Начальник Зеленоградского окружного управления образования Департамента образования города Москвы А.Ф. Халева |
«14» апреля 2011 г. |
М.П.
Модель системы учета индивидуального прогресса учащегося
- Анализ ситуации.
Методологическое обоснование действующей системы учета индивидуального прогресса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Цели и задачи проекта.
В настоящее время происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, в культуре, науке, образовании. В результате экономических, социальных и политических преобразований в России стали вновь возвращаться к идее социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что делает образование доступным и для детей с выраженными нарушениями интеллекта. Одной из ведущих современных тенденций в специальном образовании является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы и особых условиях обучения и воспитания.
Особенно созвучно с современными подходами к образовательной политике теоретическое наследие Л.С. Выготского, где «врастание в культуру», изменение личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирование его личностных качеств является доминирующим акцентом.
На базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 7 с 2001 года функционируют классы для детей с выраженными нарушениями интеллекта и группы дневного пребывания детей со сложной структурой дефекта, где созданы особые условия для оказания коррекционно-развивающей помощи этим категориям обучающихся.
Приоритетной задачей в работе с обучающимися с выраженными нарушениями интеллектуального развития становится их социальное развитие в целом. В соответствии с данной задачей специалистами школы была разработана модель учета индивидуального прогресса обучающегося, выраженная в дневнике индивидуального сопровождения, отражающая индивидуальный темп и ритм развития каждого ребенка.
Наша модель базируется на выделении Л.С. Выготским положения о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Известное фундаментальное понятие теории Л.С. Выготского – «зона ближайшего развития» - открывает смысл взаимодействия взрослых и детей в процессе его развития. Значение феномена «зона ближайшего развития» в его глубочайшем смысле, распространяется не только на то, что правильно организованный процесс обучения создает «зону ближайшего развития» и «ведет за собой» развитие, но и на весь процесс социального становления личности ребенка, на овладение любой деятельностью, на поведение, на осознание самого себя, движение к своему «Я».
Понимание механизма социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья Л.С. Выготский отразил в тезисе «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, потом в психологическом, сперва между людьми..., затем внутри ребенка..» (Л.С. Выготский, собр. соч., т.5, с.146, 1983 год). Показав впервые единство процесса социализации и индивидуализации ребенка с ограниченными возможностями, Л.С. Выготский открыл путь активного функционирования такого ребенка в обществе.
Построение модели учета индивидуального прогресса обучающегося невозможно вне глубокого изучения его личности.
Ключевым для построения нашей модели сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе является положение Л.С. Выготского о целостности личности ребенка. Он отмечал, что «личность развивается как единое целое, имеющее особые законы, а не сумма или пучок отдельных функций, из которых каждая развивается в силу особой тенденции» (Л.С. Выготский, собр. соч., т.5, с.15, 1983 год).
Разработанная нами модель основана на взаимосвязи и взаимодействии двух направлений – диагностического (выявления «зоны актуального развития») и прогностического (составление группой специалистов индивидуальной программы развития ребенка – «зоны ближайшего развития» - в соответствии с полученными результатами диагностики). За основу была взята педагогическая диагностика социального развития по методике «Социограмма» немецкого психолога Х.С.Гюнцбурга, фиксирующая основные направления социализации обучающегося, представленная автором в двух вариантах, в соответствии с уровнями психофизического развития ребенка. Поскольку развитие ребенка с выраженными нарушениями интеллекта происходит медленно и своеобразно, необходимо отражение его мельчайших изменений для определения методов педагогического воздействия. Все это делает нашу модель очень гибкой и отражает качественные изменения в развитии ребенка с выраженными нарушениями интеллекта.
Для повышения эффективности образовательного процесса целесообразно распространение данной модели на весь контингент учащихся школы. Но тогда возникают задачи, связанные с повышением значимости формирования учебных навыков в процессе социализации и отражения динамики их развития. Предлагаемая нами модель основана на существующей в учреждении практике и отражает решение возникших задач.
В разработке модели системы учёта индивидуального прогресса обучающегося принимали участие учителя-дефектологи, специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию по должности, большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта: индивидуальное сопровождение обучающегося в образовательном пространстве школы на основе глубокого социально-психолого–педагогического изучения особенностей его развития, направленное на повышение качества учебно-воспитательного процесса, на раскрытие возможностей ученика с целью адаптации к жизни в социуме.
Задачи проекта:
- глубокое социально-психолого-педагогическое изучение обучающегося, направленное на определение «зоны актуального развития» и зоны «ближайшего развития» для разработки направлений учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов и степени педагогического воздействия в каждом из них;
- отслеживание динамики развития, позволяющей производить своевременные изменения в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем воздействии на каждого учащегося;
- направленность образовательного процесса на максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и способностей учащегося с целью включения его в социальную среду (преодоление формализма в ведении учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы);
- повышение эффективности образовательного процесса вследствие активного взаимодействия всех его участников (ученик, учитель, логопед, психолог, воспитатель, социальный педагог, родитель), его открытость;
- повышение качества внутришкольного контроля в виду четкого отражения результатов коррекционно-развивающего воздействия на учащегося и результативности работы каждого из участников образовательного процесса.
- Описание предлагаемой модели системы учёта индивидуального прогресса.
Принципы построения предлагаемой модели:
Подход к оценке знаний и умений ребенка содержит два взаимосвязанных компонента:
- стандартная «академическая» оценка знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам образовательной программы в рамках пятибалльной системы;
- качественная оценка, предполагающая учет особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данная оценка необходима для выявления даже минимальных шагов в развитии активности и продвижения ребенка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков.
При построении предлагаемой модели учета индивидуального прогресса учащегося мы принимаем наличие этих двух взаимосвязанных компонентов оценки и сосредоточиваем свое внимание на второй из ее составляющих.
В центре модели находится ученик, его психофизические особенности, способности, возможности и понимание того, что развитие разных сторон личности каждого конкретного ученика происходит неравномерно. Вследствие этого учебно-воспитательный процесс должен опираться на глубокое изучение и коррекцию всех сторон личности учащегося и строиться на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
В основе модели лежит диагностика разных сторон личности ребенка, проводимая психологом (диагностика познавательных процессов и личностных особенностей), логопедом (составление речевого профиля ученика, учителем (формирование учебных навыков), воспитателем и родителями (формирование социальных навыков и навыков воспитанности). На основе полученных данных все вышеуказанные специалисты (экспертная группа) определяют «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития» ребенка, что находит отражение в его индивидуальном образовательном маршруте. Этот план педагогического воздействия ложиться в основу образовательного процесса, направленного на данного ученика.
Диагностика (полная или частичная) проводится регулярно, отражая темп и динамику развития ученика. На основе полученных данных в индивидуальный образовательный маршрут могут вноситься изменения, определяться приоритетные направления коррекционной и учебно-воспитательной работы.
Таким образом, разработанная система (диагностика индивидуальное сопровождение ученика в образовательной среде) является очень гибкой, отражая динамику и темп развития учащегося, создает ситуацию успеха, фиксируя все изменения в развитии каждой из личностных сфер, и повышает эффективность образовательного процесса.
Данная модель основана на принципах:
- индивидуального подхода к диагностике, коррекции, воспитанию, обучению и оцениванию результатов образовательного процесса;
- развивающего обучения («обучение ведет за собой развитие»);
- коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса (т.к. модель основана на диагностике разных сторон личности ребенка, а коррекционно-развивающая работа сопровождает учебно-воспитательный процесс);
- комплексного воздействия на ученика всеми участниками образовательного процесса;
- стандартности и наглядности оформления результатов диагностических методик (графики, профили, диаграммы), что делает их доступными для широкого круга специалистов, работающих с ребенком в данный момент и в перспективе (при переходе учащегося в следующее звено школы);
- доступность сведений о ходе и результатах образовательного процесса для родителей;
- минимизации затрат специалистов при ведении документации с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Структура и содержание предлагаемой модели:
Модель системы учета индивидуального прогресса учащегося, разработанная коллективом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 7, состоит из 2 блоков (диагностического и индивидуального сопровождения учащегося в образовательном пространстве школы), находящихся в постоянном взаимодействии, что соответствует основным принципам построения образовательного процесса в коррекционной школе.
I блок – диагностический
– основа всей модели, т.к. без подробного комплексного изучения всех сторон личности обучающегося невозможно определить направления коррекционно – развивающего воздействия и качественно построить учебно-воспитательный процесс с учетом меры индивидуальной помощи всех участников образовательного процесса.
Не существует идеальных инструментов для оценки развития учащихся. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную, внутришкольную систему оценки достижений, направленную на получение наиболее полного образа ученика.
Оценка уровня индивидуального развития учащегося в ходе диагностики производится всеми участниками образовательного процесса, включая родителей. В дальнейшем ходе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов диагностика проводится периодически, отражая динамику, темп и условия развития тех или иных знаний, умений и навыков.
Структура | Используемые методы диагностики | Цель |
1.Общие сведения об ученике | Анкета ученика | - Систематизация сведений, необходимых для ведения образовательного процесса; - Отслеживание и фиксация изменений сведений об обучающемся. |
2.Личностное развитие и коррекция: 2.1.Психологическое обследование 2.2.Логопедическое обследование | а) Диагностика познавательных процессов учащихся (разработана группой специалистов – психологов) (табл.1, стр. 20 ) б) Психолого – социально-педагогический портрет учащегося (разработан группой специалистов- психологов) (табл.2, стр. 21) а) Речевой профиль (модификация методики Н.Е. Бедяевой) (табл.3, стр.22) | - Отслеживание особенностей учебной деятельности и динамики развития познавательных процессов с целью оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и формирования положительной мотивации. - Отслеживание динамики развития личностных особенностей учащегося, межличностных отношений с целью создания социально-психологический условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. - Выявление и оценка уровня речевого развития обучающегося. |
3.Учебно-воспитательная деятельность: 3.1. диагностика учебных навыков 3.2. диагностика социальных навыков и навыков воспитанности | а) Модификация методики «Социограмма» по Х..С. Гюнцбургу (табл.4, стр.23) б) Проверочно-оценочный материал учителя - предметника (табл.5, стр.24) в) Мониторинг воспитанности (табл.6, стр.24) | - Выявление уровня развития учебных навыков обучающихся по основным предметам образовательной программы. - Оценка динамики развития учебных навыков обучающихся. - Выявление и оценка в динамике уровня социального развития обучающегося. - Отслеживание динамики развития межличностных отношений и отношения обучающегося к соблюдению социальных норм и правил, с целью создания социально-психологических условий, обеспечивающих комфортное пребывание учащегося в школьном пространстве |
4.Учебные и творческие работы | Отбор работ обучающегося за определенный период наблюдения | - Отслеживание динамики качества учебных, творческих работ и изделий, выполненных в мастерских |
II блок – индивидуальное сопровождение учащегося в образовательном пространстве школы
Результаты диагностики, полученные широким спектром специалистов, тщательно анализируются. На их основе экспертная группа (учитель, логопед, психолог, воспитатель родитель), работающая с конкретным учащимся составляет его собственный образовательный маршрут, опираясь на «зону актуального развития» (знания, умения и навыки, которыми уже овладел ученик) и планируя знания, умения и навыки «зоны ближайшего развития».
Индивидуальный образовательный маршрут состоит из 4 взаимодействующих систем (приложения стр. 25-27):
учебно-воспитательных (1 - формирование знаний, умений и навыков по основным предметам образовательного цикла; 2 - формирование социальных навыков и навыков воспитанности);
коррекционно-развивающих (3 – психологическое сопровождение;
4 - логопедическое сопровождение).
Направления образовательного процесса | Цель |
Учебные навыки (в соответствии с программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида): | |
1. Язык и речевая практика: - Письмо и развитие речи; - Чтение и развитие речи.
- Биология; - География.
- История; - СБО.
| 1. Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию произведений; - получение прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; - развитие умения правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме (развитие коммуникативных умений); - социальная адаптация в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. 2. Формирование таких доступных количественных, пространственных, временных и геометрических представлений, которые помогут обучающимся в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; - использование процесса обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся, коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. 3. Сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой и живой природы; о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, о культуре и быте разных народов; - формирование правильного понимания таких природных явлений; развитие знаний об особенностях взаимодействия человека и природы; - проведение экологического воспитания, бережного отношения к природе, правил поведения в природе; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. 4. Изучение исторического и краеведческого материала, формирование личностных качеств гражданина; подготовка подростка к жизни, социально-трудовая, экономическая и правовая адаптация выпускника в обществе. 5. Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащегося; приобретение знаний в области гигиены; - развитие двигательных умений и навыков; формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении. 6. Формирование доступных обучающмся технико-технологических знаний и умений; развитие важных трудовых качеств. |
Социальные навыки | |
| 1. Становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие»; развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержку, принимать помощь другого; - построение временной перспективы будущего, перспектив личности; развитие представлений об общечеловеческих ценностях. 2.Формирование системы профилактических умений и развитие привычки к здоровому образу жизни; физическое совершенствование; основы полового воспитания. 3. Ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях; развитие алгоритма решения житейских проблем. 4. Отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем; охрана природы; - профессиональное самоопределение, жизнеобеспечение. 5. Знакомство с истоками национальной культуры; основы правового просвещения; основы социальных взаимоотношений. 6. Развитие самостоятельного творческого мышления; - воспитание эмоциональной отзывчивости; формирование адекватной моральной самооценки творческих способностей. |
Психологическое сопровождение: | |
| 1. Создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающегося в ситуациях школьного взаимодействия; 2. Оказание помощи обучающимся, испытывающим различные трудности психологической и социальной природы, выявление и профилактика этих трудностей; 3. Создание условий для успешной адаптации учащихся к самостоятельной жизни; - поиск позитивных, резервных возможностей развития учащихся. |
Логопедическое сопровождение: | |
| Результатом всей логопедической работы с обучающимися должна явиться самостоятельная речь. В общении с взрослыми и сверстниками они должны проявлять умение: - слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их; - составлять интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы,; - правильно строить предложения, композиционно оформлять их содержание; - грамматически правильно писать. |
Использование предлагаемой модели в работе учителей, воспитателей и специалистов
Индивидуальный образовательный маршрут носит прогностический характер и корректируется в зависимости от темпа развития тех или иных сфер личности, определенных навыков, знаний, умений
В конце каждой четверти экспертная группа выявляет динамику развития ученика и корректирует его образовательный маршрут, четко отмечая темп развития, подбирая эффективные методы работы. Индивидуальный образовательный маршрут, как и результаты диагностики текущего этапа развития личности учащегося фиксируются в дневнике индивидуального сопровождения.
Поскольку у каждого ученика индивидуальный темп и ритм развития, то невозможно предсказать, сколько времени он потратит на овладение каким-либо навыком. Поэтому необходима описательная оценка, как педагогический отчет, отражающий:
- произошли ли изменения в определенных сферах развития по сравнению с исходным состоянием;
- как протекали эти изменения;
- к какому результату привели.
Подобная оценка является своеобразным педагогическим диагнозом достижений ученика.
Использование предлагаемой модели в работе с родителями.
Большое значение в образовательном процессе имеет взаимодействие экспертной группы специалистов с семьей обучающегося. Многие знания, умения и навыки, полученные в образовательном учреждении должны обязательно закрепляться в бытовых условиях, в повседневной жизни ученика. Родители - не сторонние наблюдатели, а непосредственные участники образовательного процесса, имеющие больший опыт взаимодействия с ребенком. Они принимают активное участие в диагностике, в формировании, развитии и закреплении социальных навыков и навыков воспитанности, а также контролируют выполнение учебных заданий и коррекционных упражнений. Родители зачастую первыми видят динамику в развитии этих навыков, знакомятся с индивидуальным образовательным маршрутом своего ребенка и, постоянно взаимодействуя с учителем, воспитателем, логопедом и психологом, способствуют повышению эффективности образовательного процесса.
Оценка развития личности учащегося играет для родителей просветительно-терапевтическую роль и должна содержать следующие отличительные особенности:
- не может быть обобщенной и должна быть подведением итогов конкретной работы ученика в определенный период;
- должна быть индивидуальной;
- должна содержать описание достигнутого уровня развития в сравнении с уровнем, оцениваемым в прошлый раз (наличие или отсутствие динамики развития);
- должна оценивать ход успехов в учебе по отношению к возможностям ученика (каким образом ученик усваивал запланированный для него материал);
- должна быть положительной оценкой (т.к. отсутствие успехов не должно негативно оцениваться);
- должна объективно описывать ученика, чтобы у родителей не создавался ложный образ своего ребенка.
Использование предлагаемой модели в общей системе управления учреждением.
Взаимодействие специалистов и родителей в областях изучения личности обучающегося, отслеживания динамики его развития, построения индивидуального образовательного маршрута делает процесс коррекции, обучения и развития максимально открытым.
Применение указанных выше методик отражает не только темпы и качество развития личностной сферы ребенка, но и характеризует результативность действий специалистов, что позволяет своевременно принимать управленческие решения и осуществлять внутришкольный контроль по следующим направлениям:
- перевод ребенка с «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития»;
- организация дополнительных занятий обучающегося со специалистами;
- изменение режима обучения ребенка (изменение формы обучения, введение дополнительного выходного дня);
- направление обучающегося на дополнительное консультирование со специалистами в условиях внешкольных структур города (ЦПМСС и социальных центров);
- повышение квалификации учителей, воспитателей, специалистов;
- приобретение дополнительного коррекционно-развивающего оборудования (оборудование для кабинетов ритмики и ЛФК, сенсорной комнаты, индивидуально-раздаточного материала и т.д.);
- организация для родителей лекториев, бесед, собраний, консультаций специалистов.
- Календарный план мероприятий
№№ | мероприятия | Сроки
| исполнители, участники | |
Цель: создание модели учета индивидуального прогресса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья | ||||
Задача 1 Формирование нормативно-правовой базы | ||||
1.1 | Разработка и утверждение Модели учета индивидуального прогресса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, регламентирующего порядок организации инновационной деятельности в учреждении с учётом правовой основы структурных подразделений, обеспечивающих реализацию проекта (портфолио обучающегося). | апрель-май | директор | |
1.2 | Разработка и утверждение локальных актов, стимулирующих инновационную деятельность педагогов (критерии оплаты труда педагога в соответствии с новыми профессиональными компетенциями). | июнь | директор, заместители директора | |
Задача 2 Разработка технологии учета индивидуальных достижений детей, имеющих разный уровень возможностей и способностей | ||||
2.1 | Проведение мониторинга и обработка полученных результатов, их анализ (диагностика уровня знаний, воспитанности, уровня психологического и физического здоровья). | май, сентябрь | заместители психологи, логопеды, учителя, воспитатели | |
2.2 | Разработка проверочно-оценочного материала по всем образовательным областям с учетом диагностики развития академических знаний учащихся. | июнь-октябрь | учителя, логопеды | |
2.3 | Разработка контрольно-оценочного материала и индикаторов для отслеживания динамики сформированности знаний жизненной компетенции учащихся и учета индивидуальных достижений обучающихся. | июнь-октябрь | воспитатели психологи, соцпедагоги | |
Задача 3 Создание индивидуальных образовательных траекторий всех субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода. | ||||
3.1 | Разработка индивидуального маршрута для разных возрастных групп с использованием индикаторов, отражающих индивидуальный прогресс обучающегося за определенный временной промежуток. | Июнь-декабрь | зам.по УВР, председ.МО члены школьной ПМПК | |
3.2 | Сопровождение учащегося с учетом организации индивидуально-ориентированной помощи. | постоянно | педагоги, специалисты | |
3.3 | Принятие управленческих решений по изменению индивидуального маршрута обучающегося по итогам текущей диагностики. | май-август | директор, заместители директора | |
Задача 4 Создание информационной модели отслеживания индивидуального прогресса школьников и обеспечение открытого информационного пространства | ||||
4.1 | Использование Интернет-технологий, позволяющих участвовать в образовательных и воспитательных проектах родителей, педагогов и учащихся | ноябрь-декабрь | заместители специалисты | |
4.2 | Создание дистанционного консультативного сервиса для родителей с целью получения индивидуальной консультации квалифицированных специалистов и информации в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики | ноябрь | заместители специалисты | |
Задача 5 Внедрение комплекса управленческих решений по реализации проекта | ||||
5.1 | Создание инициативных групп, курирующих структурные модули проекта | апрель | директор, специалисты | |
5.2 | Организация системы повышения квалификации учителей на основе реализации программы профессиональных компетенций учителя по проекту | сентябрь-ноябрь | директор, заместители | |
5.3 | Подготовка аналитических материалов к обобщению результатов и внедрение их в практику работы школы. | ноябрь-декабрь | заместители специалисты | |
5.4 | Проведение окружных семинаров и круглых столов для специалистов компенсирующего обучения, учителей 1-х классов общеобразовательных школ, работающих по безоценочной системе; городских семинаров для специалистов коррекционных учреждений. | ноябрь-декабрь | директор, заместители специалисты |
Аннотированный перечень необходимых локальных актов учреждения
наименование документа | краткое содержание (аннотация) | сроки | |
разработки | введения в действие | ||
Положение о промежуточной и итоговой аттестации | Регламентирует процедуру проведения итоговой аттестации; временные периоды и формы промежуточной аттестации | ||
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии | Регламентирует проведение комплексного обследования, подготовку рекомендаций и оказание психолого-медико-педагогической помощи обучающимся | ||
Положение о портфолио обучающегося | Регламентирует последовательность сбора информации об индивидуальном развитии обучающегося, оценку достижений в различных видах деятельности для составления индивидуальной образовательной траектории | ||
Положение о надомном обучении | Регламентирует порядок индивидуального обучения на дому на основании медицинских рекомендаций. | ||
Положение о группах дневного пребывания | Регламентирует правила приема в группы дневного пребывания, организационные и коррекционно-развивающие направления деятельности | ||
Положение о семейной форме образования | Регламентирует освоение образовательных программ с помощью родителей с последующим прохождением аттестации. | ||
Инструктивно-методические документы | |||
Проект «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения». Разработчик - Малофеев Н.Н.- директор ИКП РАО, д. п. н. | Определяет дифференциацию специального стандарта образования для детей с ОВЗ, определяются основные области образования и их содержательные компоненты («академический» и формирование жизненной компетенции), определяются требования к результатам освоения основной программы с учетом индивидуальных возможностей ребенка и использование специальной и подробной шкалы оценок. | ||
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. | Регулирует деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. | ||
Программы коррекционных образовательных учреждений под ред. В.В.Воронковой под ред. И.М.Бгажноковой | Определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения. Сформулированы разноуровневые требования к овладению знаниями, определяются условия дифференцированного подхода к обучению ребенка. | ||
УМК по образовательным областям | В соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки к использованию в специальных коррекционных учреждениях VIII в. |
- Описание содержания планируемых результатов проекта:
После реализации предлагаемого проекта ожидаются качественные изменения в организации образовательного процесса:
- адаптация школы к изменениям, связанным с реформой образования;
- установление соответствия содержания образования, технологий обучения и воспитания, методов оценки качества образования требованиям современного общества и возможностям каждой категории детей;
- внедрение инновационных компенсаторных и коррекционных технологий учета индивидуального прогресса обучающихся;
- повышение личной ответственности каждого из участников за результат учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы;
- преемственность и стандартизация методов диагностики и построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- открытость (доступности результатов работы для всех участников);
- технологичность и минимизация затрат времени учителя и администрации на организацию контрольно-оценочных действий;
- улучшение качества внутришкольного контроля в виду четкого отражения результатов коррекционно-развивающего воздействия на обучающегося и результативности работы каждого из участников образовательного процесса (что, безусловно, находит свое отражение при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей и проведении аттестации педагогических работников).
5. Финансово-экономическое обоснование (смета проекта).
Мы отмечаем, что при введении предлагаемой модели заметно увеличивается объем документации, необходимой для сопровождения ученика в образовательном пространстве школы, усложняются и дифференцируются взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Для повышения эффективности образовательного процесса, минимизации времени специалистов на ведение документации при сохранении системы индивидуального сопровождения учащегося необходимы дополнительные средства организации, такие как:
- автоматизированное рабочее место учителя (для ведения документации на электронных носителях каждым учителем, ее стандартизации) и структура сетевого взаимодействия (для обмена информацией между специалистами; повышения эффективности взаимодействия учителей, специалистов и родителей);
- установка стандартных компьютерных программ (что, в свою очередь, требует организации работы по обучению специалистов);
- разработка проверочно-оценочного материала (направленного на определение динамики развития знаний, умений и навыков каждого учащегося);
- приобретение оборудования для организации компьютерного класса, интерактивных досок и мультимедиа оборудования (повышение эффективности диагностики и ведения учащегося в образовательном процессе).
Направление и статья расходов | Запрашиваемая сумма в рамках Конкурса (руб.) | Вклад из других источников (руб.) | Всего (руб.) |
КБК 075 0410 3300200 822 310 Мобильный компьютерный класс: - ноутбук 15ед., сканер 1ед,; - роутер (беспроводная сеть); - тележка для ноутбуков, передвижная, 16 ячеек; - полка для блоков питания; - распашные запирающиеся двери, 800x1800x900 мм | 337100,00 | 337100,00 | |
КБК 075 0410 3300200 822 310 АРМ учителя 27ед.: - системный блок, - монитор LCD Samsung 19", - принтер лазерный, сетевой формата А4 | 539750,00 | 539750,00 | |
КБК 075 0410 3300200 822 310 Проектор мультимедийный 3ед. | 123150,00 | 123150,00 | |
Итого | 1 000 000,00 | 1 000 000,00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»
В статье автор рассматривает вопросы возможного использования современных методов обучения при решении основных проблем школы, связанных с неуспеваемостью и нежеланием учиться ...
Приложения к Модели системы учета индивидуального прогресса обучающегося.
Не существует идеальных инструментов для оценки развития учащихся. Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную, внутришкольную систему оценки достижений, направленную на получение наиб...
Учет индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике
В статье отражен опыт работы учителя по учету индивидуальных особенностей учащихся при обучении физике...
Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.
Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...
Учет индивидуальных особенностей учащихся
В разделе приведены диагностики, используемые преподавателем, для изучения индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса,в выборе эффективных образовательных технологий и...
Тема самообразования «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»
Тема самообразования «Разработка и внедрение технологии дифференцированного обучения на основе организации работы с картами учета индивидуальных достижений учащихся»Гипотеза: Если в урочно...
Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов
Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов.ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагог...