Рабочая программа по математике в 5 классе
рабочая программа (5 класс) по теме
Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей образовательной программой для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида в учебное время.
Программа рассчитана на 1 год обучения, предполагает участие учащихся 5класса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.
Программа рассчитана на 186 учебных часов при нагрузке 6 учебных часов в неделю: 5 учебных часов – изучение математики, 1 учебный час – изучение геометрического материала.
Выбор последовательности и содержания изложения изучаемых тем определяется в соответствии с изложением материала в учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_5.zip | 139.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
учителя математики Русских Натальи Константиновны
по учебному курсу «Математика»
в 5 классе
2014-2015 учебный год
Рассмотрено Согласованно Утверждено
на заседании МО на заседании педагогического директор школы
учителей совета школы
Протокол № ____ Протокол №_________ Приказ
№_________
от «____» ________2014 г от «___»________2014 г. От « __» ___2014г
.
с. Горки
Пояснительная записка
Статус программы
Рабочая программа — индивидуальный инструмент педагога, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для 5 класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Рабочая программа по предмету «Математика» в 5 классе составлена на основе специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (третий вариант) .
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса базового уровня и реализуется на основе следующих документов:
1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья
2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Программы для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2001.
4.Учебный план образовательного учреждения.
Аннотация к программе
Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей образовательной программой для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида в учебное время.
Программа рассчитана на 1 год обучения, предполагает участие учащихся 5класса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.
Программа рассчитана на 186 учебных часов при нагрузке 6 учебных часов в неделю: 5 учебных часов – изучение математики, 1 учебный час – изучение геометрического материала.
Выбор последовательности и содержания изложения изучаемых тем определяется в соответствии с изложением материала в учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2014.
Специфика программы
При составлении рабочей программы учтены такие факторы как:
- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
- состояние здоровья учащихся;
- возможные стрессовые ситуации при переходе из начальной школы на среднюю ступень обучения;
- уровень способностей и возможностей детей;
- характер учебной мотивации;
- качество учебных достижений;
- образовательные потребности;
- возможности педагога;
- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Обоснование
Математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Математика, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое мышление, она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создаёт условия для коррекции недостатков развития высших психических функций.
Программный материал направлен на формирование у учащихся таких знаний и умений, которые помогут им лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач.
Овладение умениями и навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, знание свойств геометрических фигур позволит учащимся эффективнее проходить процессы социализации.
Последовательность и содержание изложения представляют определенную систему, где каждая тема является продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
С целью развития мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных возможностей предусмотрено использование ИКТ-технологии, применение мультимедийных средства обучения, развивающих компьютерных игр и компьютерных тренинговых заданий.
При планировании урока предусмотрено включение материала из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. В 5 классе из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры и тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Цель:
-Развитие личности школьника, его индивидуальных способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Задачи:
- формировать общеучебные умения и навыки, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения;
-дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
-воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность
-формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие абстрактных математических понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Структура программы:
Структурно и содержательно рабочая программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 1 - 4 классах.
Учебный материал программы расположен по концентрическому принципу. Реализация принципа концентризма даёт возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности учащимися. Концентрическое распределение учебного материала в программе обеспечивает преемственность в изучении математики. Создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.
Программный учебный материал разделён на 3 уровня усвоения с учётом индивидуальных характеристик особенностей развития высших психических функций:
- базовый уровень
- достаточный
- продвинутый (высокий)
Обучение детей с ТМН осуществляется по индивидуальным образовательным программам.
Организационные формы работы по программе:
Урок, беседа, групповое занятие, индивидуальное занятие, дифференцированно-групповое занятие, фронтальное занятие, тренинг, тестирование, упражнение, игра, практическая работа.
Методы обучения
Объяснительно – иллюстративные (работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, мультимедийными средствами обучения).
Репродуктивные (работа по образцам).
Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).
Исследовательские (исследование моделей геометрических фигур и тел).
Предметно-практические методы.
Система специальных коррекционно - развивающих методов.
Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).
Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Методический подход к организации процесса обучения:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог, элементы проектной деятельности, эвристический подход в изложении нового материала;
- использование активных методов обучения (технология АМО);
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание, умение работать над своими ошибками, умение планировать свою деятельность.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
устное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
Механизм отслеживания конечных результатов
*Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, анкетирование, тестирование, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом-психологом).
*Виды контроля:
- предварительный
- промежуточный
- итоговый.
* Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговые занятия
- контрольная работа
- самостоятельная работа
- контрольный срез знаний
- тестирование
- рефлексия урока
- релаксация
Основные содержательные линии курса:
Нумерация чисел в пределах 1000.
Округление чисел.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Устное и письменное умножение и деление чисел на однозначное число в пределах 1000.
Решение уравнений.
Меры и величины.
Числа, полученные при измерении величин. Преобразование, сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление чисел, полученных при измерении.
Обыкновенные дроби, сравнение обыкновенных дробей.
Решение простых и составных арифметических задач на разностное и кратное сравнение чисел.
Задачи:
на увеличение и уменьшение в несколько раз;
на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
нахождение суммы и остатка;
нахождение произведения и частного;
деление на равные части и по содержанию.
Геометрический материал.
Содержание учебного материала
1 четверть – 42 часа.
Математика – 36 часов.
Геометрия – 6 часов.
1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (повторение) - 8 часов.
2. Решение уравнений – 12 часов.
3. Нумерация чисел в пределах 1000 - 8 часов.
4. Меры и величины - 8 часов.
5.Геометрический материал – 6 часов. ( линии и фигуры, треугольники, различение треугольников по видам углов и длине сторон)
II четверть – 42 часа.
Математика - 37 часов.
Геометрия - 5 часов.
1. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд - 11 часов.
2. Разностное и кратное сравнение чисел - 7 часов.
3. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд - 19 часов.
4. Геометрический материал -5 часов. (построение треугольников по заданной длине сторон, различение треугольников, подведение под соответствующий признак, проверка с помощью измерения)
III четверть - 60 часов.
Математика— 53 часа.
Геометрия --- 7 часов.
1. Обыкновенные дроби --- 10 часов.
2. Умножение и деление чисел на 10, 100». - 5 часов.
3.Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд»- 23 часа.
4. Умножение и деление целых чисел на однозначное число с переходом через разряд»
Умножение –15 часов
5. Геометрический материал – 7 часов. (периметр многоугольника, решение задач на нахождение периметра, круг, окружность, линии в круге)
IV четверть - 42 часа.
Математика - 35 часов.
Геометрия - 7 часов.
1. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: Деление целых чисел на однозначное число с переходом через разряд» - 18 часов.
2. Действия с числами, полученными при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени» - 8 часов.
3. Все действия в пределах 1000» (повторение изученного материала) – 9 часов.
4. Геометрический материал --7 часов. (масштаб уменьшения, масштаб увеличения, прямоугольник, квадрат, куб, брус, шар)
Изучение программного материала даёт возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
- В предметном направлении:
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления чисел в пределах1000;
- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;
- математическую терминологию в рамках изучаемой темы;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);
- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- В личностном направлении:
- овладеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- использовать навыки коммуникативной культуры при работе в паре, группе, коллективе;
- оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
- использовать свои права и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
- В метапредметном направлении:
- уметь организовать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий;
- целостное представление о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
Прохождение практической части программы
Четверть | Тема по программе | Всего часов | Проверка знаний | |||
Контрольные работы | Контроль ный срез | Самостоятельная работа | Тест | |||
1 четверть (42 часа) | 1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (повторение) 2. Решение уравнений 3. Нумерация чисел в пределах 1000 4. Меры и величины 5.Геометрический материал | 8 12 8 8 6 | 1 1 1 | 1 1 | 1 2 2 1 2 | 1 2 |
2 четверть (42 часа) | 1. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд 2. Разностное и кратное сравнение чисел 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через 4. Геометрический материал. | 11 7 19 5 | 1 2 | 1 1 2 | 2 1 2 2 | 2 |
3 четверть (60 часов) | 1. Обыкновенные дроби --- 10 часов. 2. Умножение и деление чисел на 10, 100». - 5 часов. 3.Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд»- 23 часа. 4. Умножение и деление целых чисел на однозначное число с переходом через разряд» Умножение –15 часов 5. Геометрический материал. | 10 5 23 15 7 | 1 2 1 | 1 1 3 3 1 | 1 2 1 | |
4 четверть (42 часа) | 1. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: Деление целых чисел на однозначное число с переходом через разряд. 2. Действия с числами, полученными при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени» 3. Все действия в пределах 1000» (повторение изученного материала 4. Геометрический материал | 18 8 9 7 | 1 1 1 | 3 | 3 1 1 2 | 2 1 2 2 |
Всего: 168 часов | 168 | 13 | 01 | 31 | 16 |
Планирование уроков математики в 5 классе.
Планирование составлено учителем Н.К. Русских в рамках рабочей программы по математике в5 классе
Планирование соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Программный материал соответствует заданиям учебника Математика 5 под редакцией Капустиной Г.М, Перовой М.Н. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва, « Просвещение» , 2004.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Опорные таблицы по темам программы.
2. Демонстрационные таблицы по основным темам программы.
3. Наглядные пособия.
4. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
5. Технические средства обучения.
Список литературы:
1.Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебно-методическое пособие. – М., 2006.
2. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993.
3.Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.
4.Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М., 2004.
5.Демидова М.Е. работа с геометрическим материалом в школе VIII вида // Дефектология. 2002 - № 1. – с. 51.
6.Детская патопсихология: Хрестоматия/ под ред. Н.Л.Белопольской. - М.,. Когито-Центр, 2001.
7.Епифанцева Т.Б.,.Киселенко Т.Е., Могилёва И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Ростов на Дону: Феникс, 2005.
8. Зак А. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. - Москва: «Интеллект – Центр», 2005.
9. Калиниченко А.В. Формирование понятия обыкновенной дроби у школьников с нарушениями интеллекта. – Журнал «Дефектология №
10. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1979.
11. Кистенева Р.А. Мультимедийный курс «Знакомство с геометрическими фигурами». ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru).
12. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Владос, 1999.
13. Перова М.Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Классикс Стиль, 2005.
14. Перова М.Н. Математика 5.-М: «Просвещение», 2004.
15. Перова М.Н. Дидактические и горы и упражнения по математике. – М: «Просвещение», 1996.
16. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). - Москва: ACADEMA, 2003.
17.Жикалкина, Т.К. Игровые задания по математике. Пособие для учителя.- М: «Просвещение» ,1996.
18Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии.: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
19Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. М. Педагогика. 1994.
20.Игры и головоломки для детей / авт-сост. Г.Р. Кандибур. – М.; ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2001.
21. Яковлева И.М. Обучение сложению и вычитанию многозначных чисел в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Журнал Дефектология № 6, 2002г.
Интернет ресурсы:
http://www.deti-66.ru
http://www.deti-66.ru/userprofile.html
http://future4you.ru
.Данные об авторе
Русских Наталья Константиновна
Контактная информация:
*учитель математики, высшая квалификационная категория.
* Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
- Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
629644 п. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО, ул. Школьная, дом5.
*E-mail ruskih-nat1963@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...