Рабочая программа по математике в 5 классе
рабочая программа (5 класс) по теме

Русских Наталья Константиновна

Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей образовательной программой для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися в специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида в учебное время.

Программа рассчитана на  1 год  обучения, предполагает участие учащихся  5класса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.

Программа рассчитана на 186 учебных часов при нагрузке 6 учебных часов в неделю: 5 учебных часов – изучение математики, 1 учебный час – изучение геометрического материала.

Выбор последовательности и содержания изложения изучаемых тем определяется в соответствии с изложением материала в  учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rab_progr_5.zip139.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

учителя математики Русских Натальи Константиновны

по учебному курсу  «Математика»

в 5 классе

2014-2015   учебный год

Рассмотрено                                            Согласованно                                                      Утверждено                                                

на  заседании  МО                                 на заседании педагогического                      директор школы

учителей                                                     совета школы

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                   

 Протокол  № ____                                       Протокол  №_________                            Приказ        

                                                                                                                                           №_________

 от «____» ________2014 г                        от «___»________2014 г.                            От  « __»  ___2014г      

                                                                                                                                                                                                                     

.

с. Горки

Пояснительная записка

Статус программы

Рабочая программа — индивидуальный инструмент педагога, в котором  определены  наиболее оптимальные и эффективные для  5  класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая  программа по предмету «Математика» в 5 классе  составлена на основе  специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья  (третий вариант) .  

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса базового уровня  и реализуется на основе следующих документов:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

2.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

3. Программы для  5-9 классов  специальной  (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2001.

4.Учебный   план  образовательного учреждения.

Аннотация к программе

Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей образовательной программой для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися в специальной  (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида в учебное время.

Программа рассчитана на  1 год  обучения, предполагает участие учащихся  5класса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.

Программа рассчитана на 186 учебных часов при нагрузке 6 учебных часов в неделю: 5 учебных часов – изучение математики, 1 учебный час – изучение геометрического материала.

Выбор последовательности и содержания изложения изучаемых тем определяется в соответствии с изложением материала в  учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2014.

Специфика программы

При составлении рабочей программы учтены  такие факторы как:

-  целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

-  состояние здоровья учащихся;

-  возможные стрессовые ситуации при переходе из начальной школы на среднюю ступень обучения;

-  уровень  способностей и возможностей детей;

-  характер учебной мотивации;

-  качество учебных достижений;

-  образовательные потребности;

-  возможности педагога;

-  состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Обоснование

 Математика в коррекционной школе  VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

   Обучение математике связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Математика, как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое мышление, она формирует и корригирует такие формы мышления,  как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и  конкретизации, создаёт условия для коррекции недостатков развития  высших психических функций.

Программный материал направлен на формирование у учащихся таких знаний и умений, которые помогут им лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач.

Овладение умениями и навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентации во времени и пространстве, знание свойств геометрических фигур позволит учащимся эффективнее проходить процессы социализации.    

           Последовательность и содержание изложения представляют определенную систему, где каждая тема является продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.

          С целью развития мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных возможностей предусмотрено использование ИКТ-технологии, применение мультимедийных средства обучения, развивающих компьютерных игр и компьютерных тренинговых  заданий.

          При  планировании урока  предусмотрено   включение  материала  из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. В 5 классе из  числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры и тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.

Цель:

-Развитие личности школьника, его индивидуальных способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Задачи:

- формировать  общеучебные  умения и навыки, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения;

-дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные  и геометрические представления;

- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

-воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность

-формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:                                                                                        

-  развитие абстрактных математических понятий;  

-  развитие зрительного восприятия и узнавания;

-  развитие пространственных представлений и ориентации;

-  развитие основных мыслительных операций;

-  развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-  коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

-  развитие речи и обогащение словаря;

-  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

                  

Структура программы:

Структурно и содержательно рабочая  программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков математики в 1 - 4 классах.

Учебный материал программы расположен по концентрическому принципу. Реализация принципа концентризма даёт возможность  систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности учащимися.  Концентрическое распределение учебного материала в программе обеспечивает преемственность в изучении математики. Создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

Программный учебный материал разделён на 3 уровня усвоения с учётом индивидуальных характеристик особенностей развития высших психических функций:

-  базовый уровень

-  достаточный

-  продвинутый (высокий)

Обучение детей с ТМН  осуществляется по индивидуальным образовательным программам.

Организационные   формы работы по программе:

Урок, беседа, групповое занятие, индивидуальное занятие, дифференцированно-групповое занятие, фронтальное занятие, тренинг, тестирование,  упражнение, игра, практическая работа.

Методы обучения

Объяснительно – иллюстративные (работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами,  мультимедийными средствами обучения).

Репродуктивные  (работа по образцам).

Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).

Исследовательские  (исследование моделей геометрических фигур и тел).

Предметно-практические методы.

Система специальных коррекционно - развивающих методов.

Методы убеждения  (словесное разъяснение, убеждение, требование).

Методы организации деятельности  (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).

Методы стимулирования поведения  (похвала, поощрение, взаимооценка).

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Методический подход к организации процесса обучения:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог, элементы проектной деятельности, эвристический подход в изложении нового материала;

- использование активных методов обучения (технология АМО);

- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание, умение работать над своими ошибками, умение планировать свою деятельность.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

устное решение примеров и задач;

практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и  задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Механизм отслеживания конечных результатов

*Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, анкетирование, тестирование, тренинги  (самостоятельно и совместно с педагогом-психологом).

*Виды контроля:

- предварительный

- промежуточный

- итоговый.

*  Формы подведения итогов реализации программы:

- итоговые занятия

- контрольная работа

- самостоятельная работа

- контрольный срез знаний

- тестирование

- рефлексия урока

- релаксация

Основные содержательные линии курса:

Нумерация чисел в пределах 1000.

Округление чисел.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Устное и письменное умножение и деление чисел на однозначное число  в пределах 1000.

Решение уравнений.

Меры и величины.

Числа, полученные при измерении величин. Преобразование, сравнение,  сложение, вычитание, умножение, деление чисел, полученных при измерении.

Обыкновенные дроби, сравнение обыкновенных дробей.

Решение простых и составных арифметических задач на разностное и кратное сравнение чисел.

Задачи:

 на увеличение и уменьшение в несколько раз;

 на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

нахождение суммы и остатка;

нахождение произведения и частного;

деление на равные части и по содержанию.

Геометрический материал.

Содержание учебного материала

1 четверть – 42 часа.

Математика – 36  часов.

Геометрия – 6 часов.

1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд  (повторение)   - 8 часов.

2. Решение уравнений – 12 часов.

3. Нумерация чисел в пределах  1000 -  8 часов.

4. Меры и величины -  8 часов.

5.Геометрический материал – 6 часов.  ( линии и фигуры, треугольники, различение треугольников по видам углов и длине сторон)

  II  четверть – 42 часа.

Математика  -  37 часов.

Геометрия  - 5 часов.

1. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд  -   11 часов.

2. Разностное и кратное сравнение чисел  - 7 часов.

3. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд  -  19 часов.

4. Геометрический материал -5 часов.  (построение треугольников по заданной длине сторон, различение треугольников, подведение под соответствующий признак, проверка с помощью измерения) 

III   четверть -   60 часов.

Математика—   53  часа.

Геометрия ---     7  часов.

1.  Обыкновенные дроби  ---   10 часов.

2. Умножение и деление чисел на 10, 100».  -   5 часов.

3.Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд»-  23 часа.

4. Умножение и деление целых чисел на однозначное число с переходом через разряд»

                                                    Умножение –15  часов

5. Геометрический материал – 7 часов.  (периметр многоугольника, решение задач на нахождение периметра, круг, окружность, линии в круге)

IV четверть -  42 часа.

Математика  -  35 часов.

Геометрия -        7 часов.

1. ПРОДОЛЖЕНИЕ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:  Деление целых чисел  на однозначное число с переходом через разряд»   -   18 часов.

2. Действия с числами, полученными при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени»  -  8 часов.

3. Все действия в пределах 1000»  (повторение изученного материала) – 9 часов.

4. Геометрический материал  --7 часов. (масштаб уменьшения, масштаб увеличения,  прямоугольник, квадрат, куб, брус, шар)

Изучение программного материала даёт возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

  1. В предметном направлении:

Учащиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления чисел в пределах1000;

- единицы измерения длины, массы времени, их соотношения;

- математическую терминологию в рамках изучаемой темы;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устное и сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);

- выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

Получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;

устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приёмов;

интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

  1. В личностном направлении:

- овладеть  умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- использовать  навыки коммуникативной культуры при работе  в паре, группе, коллективе;

- оценивать  свою деятельность  с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

 - использовать  свои  права  и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

  1. В метапредметном направлении:

-  уметь организовать свою учебную деятельность  (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);

-  владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий;

- целостное  представление о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.

Прохождение практической части программы

            Четверть

Тема по программе

Всего часов

              Проверка  знаний

Контрольные работы

Контроль

ный  срез

Самостоятельная работа

Тест

1 четверть

(42 часа)

1. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд  (повторение)  

2. Решение уравнений

3. Нумерация чисел в пределах  1000

4. Меры и величины

5.Геометрический материал

8

12

8

8

6

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

2

2 четверть

(42 часа)

1. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд

2. Разностное и кратное сравнение чисел  

3. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через

4. Геометрический материал.

11

7

19

5

1

2

1

1

         2

2

1

2

2

2

3 четверть

(60 часов)

1.  Обыкновенные дроби  ---   10 часов.

2. Умножение и деление чисел на 10, 100».  -   5 часов.

3.Умножение и деление на однозначное число без перехода через разряд»-  23 часа.

4. Умножение и деление целых чисел на однозначное число с переходом через разряд»

                                                    Умножение –15  часов

5. Геометрический материал.

10

5

23

15

7

1

2

1

1

1

3

3

1

1

2

1

4 четверть

(42 часа)

1. ПРОДОЛЖЕНИЕ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:  Деление целых чисел  на однозначное число с переходом через разряд.

2. Действия с числами, полученными при измерении мерами стоимости, длины, массы, времени»  

3. Все действия в пределах 1000»  (повторение изученного материала

4. Геометрический материал  

18

8

9

7

1

1

1

3

3

1

1

2

2

1

2

2

Всего: 168 часов

168

13

01

31

16

Планирование уроков математики в 5  классе.

Планирование составлено  учителем Н.К. Русских  в рамках рабочей программы по математике в5 классе

Планирование  соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы    VIII  вида под редакцией Воронковой В.В.

Программный материал соответствует заданиям учебника Математика 5 под редакцией Капустиной Г.М, Перовой М.Н. для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 8 вида.  Москва, « Просвещение» , 2004.                                                                          

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Опорные  таблицы по темам программы.

2. Демонстрационные таблицы по основным темам программы.

3. Наглядные пособия.

4. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

5. Технические средства обучения.

 Список литературы:

1.Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебно-методическое пособие. – М., 2006.

2. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993.

3.Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.

4.Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М., 2004.

5.Демидова М.Е. работа с геометрическим материалом в школе VIII вида // Дефектология. 2002 - № 1. – с. 51.

6.Детская патопсихология: Хрестоматия/ под ред. Н.Л.Белопольской. -  М.,. Когито-Центр, 2001.

 7.Епифанцева Т.Б.,.Киселенко Т.Е., Могилёва И.А. Настольная книга педагога – дефектолога.  - Ростов на Дону: Феникс, 2005.

8. Зак А. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. -  Москва: «Интеллект – Центр», 2005.

9. Калиниченко А.В. Формирование понятия обыкновенной дроби  у школьников с нарушениями интеллекта. – Журнал «Дефектология №

10. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. -  М.: Медицина, 1979.

11. Кистенева Р.А. Мультимедийный курс «Знакомство с геометрическими фигурами». ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru).

12. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Владос, 1999.

13.  Перова М.Н., Эк В.В. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -  М.: Классикс Стиль, 2005.

14. Перова М.Н. Математика 5.-М: «Просвещение», 2004.

15. Перова М.Н. Дидактические и горы и упражнения по математике. – М: «Просвещение», 1996.

16. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). -  Москва: ACADEMA, 2003.

17.Жикалкина, Т.К. Игровые задания по математике. Пособие для   учителя.- М:  «Просвещение» ,1996.

18Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии.: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

19Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. М. Педагогика. 1994.

20.Игры и головоломки для детей / авт-сост. Г.Р. Кандибур. – М.; ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2001.

21. Яковлева И.М. Обучение сложению и вычитанию многозначных чисел в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Журнал Дефектология № 6, 2002г.

 Интернет ресурсы:

http://www.alivt.com

http://www.mathvaz.ru   

http://www.deti-66.ru

 http://www.deti-66.ru/userprofile.html
http://future4you.ru

.Данные об авторе

Русских Наталья Константиновна

Контактная информация:

*учитель математики, высшая квалификационная категория.

* Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с  ограниченными  возможностями  здоровья

- Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

629644  п. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО, ул. Школьная, дом5.

*E-mail  ruskih-nat1963@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...