Экологическая игра "Умники и умницы"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Материал предназначен для учащихся 7 классов коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_nravstvenno-ekologicheskomu_vospitaniyu.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Вызвать интерес к познанию экологии, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. Развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе; Сформировать необходимые в данном возрасте экологические знания, понятия и представления. Закрепить правила поведения в природе. Развивать наблюдательность учащихся. Развивать положительные эмоции от общения с природой. Воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни.
Ход занятия:
- Добрый день! Я рада приветствовать всех участников экологического турнира. Был, говорят, где-то случай такой. Ехали люди с работы домой. Только доехали, вдруг – чудеса: Все позабыли свои адреса. Ищут, волнуются, смотрят кругом, Где эта улица? Где этот дом? Ищут водители: «Где наш гараж?». Мечутся жители: «Где наш этаж?». Все перепуталось, все заблудилось! К счастью, это лишь в сказке случилось. Я рассказала про это нарочно, Чтобы проверить, знаешь ли, точно, Где ты живешь? Где построен твой дом? И хорошо ли ты с домом знаком? Мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его – дом, в котором мы живем.
У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо хорошо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука экология.
Прежде всего мне хотелось бы проверить, знают ли участники команд что означает слово «экология». (ответы детей) . В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Отсюда совершенно ясно, что решение экологической проблемы – важнейшая научная задача. А экология души – ее первая ступень. Пусть ваши души будут светлыми! Относитесь с уважением к себе, и к окружающим. Экология – это значит посадить дерево, содержать в чистоте и порядке свои мысли, тело, дом, двор и всю нашу великолепную планету. Главное в общении с природой – это стремление не принести ей вреда! Ну а настоящие друзья природы, конечно же, должны стараться изучить природу, узнавать каждый день что-то новое о ней. И помочь в этом вам помогут книги, Журналы, Интернет. Надеюсь, все собравшиеся сегодня игроки продемонстрируют нам свои отличные знания о природе. Послушайте стихотворение «Земля – наш дом».
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом —
Наш добрый дом, просторный дом —
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Решению мелких, но зато насущных экологических задач посвящена сегодняшняя игра, которая называется «Умники и умницы». Это игра для всех вас – в ней нет зрителей, вы все ее участники. Оценивать игру будет честное и справедливое жюри в составе… Все конкурсы будут оцениваться по пятибалльной шкале. Для начала предлагаю вам небольшую разминку.
Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый)
Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
Как отличить дерево от кустарника? (У дерева один ствол, у кустарника – много)
Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (Растут ярусами)
Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание)
Сушеный виноград.
Нераспустившийся цветок.
Сплетенные в кольцо цветы
Какое растение может нас обжечь?
Часть дерева, липнущая к телу в бане.
Почему растению дано такое странное прозвище- мать-и-мачеха?
Кто является санитаром леса из насекомых?
I тур «Зимующие птицы»
1. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». Когда же это «Синичкин день», с которым связаны обряды кормления синиц и других птиц?
А: 2 апреля. Б: 12 января. В: 12 ноября. Г: 12 августа.
2.Почему клест зимой гнезда вьёт?
А: Зимой много еловых семян для птенцов. Б: Летом слишком жарко. В: Зимой нет дождей. Г: По снегу лисе трудно добраться до дерева с гнездом.
3. Почему снегирю дали снежное имя?
А: Любит купаться в снегу. Б: Прилетает к нам с первым снегом. В: Летает только в снегопад. Г: Прячется в снегу.
4. Какую погоду следует ожидать, если воробьи зимой перелетают с места на место стаями?
А: Оттепель. Б: Сильные морозы. Снег или дождь. Г: Сильный ветер.
5. У какой птицы самая большая семья?
А: У кукушки. Б: У лебедя. В: У голубя. Г: У куропатки (26-28 птенцов)
6. К чему в зимнее время воробьи расщебетались?
А: К непогоде. Б: К снегопаду. В: К оттепели. Г: К морозу.
7. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат на голой земле?
А: У кукушки. Б: У поползня. В: У козодоя. Г: У куропатки.
8. Что ожидается ночью, если вечером птицы садятся ближе к стволу дерева?
А: Сильный ветер. Б: Оттепель. В: снегопад. Г: Сильный мороз.
9. Перелетная стая каких птиц обещает снег?
А: Гусей. Б: Лебедей. В: Воробьев. Г: Уток.
10. Кто из птиц ни разу шага не сделал?
А: Синица. Б: Снегирь. В: Козодой. Г: Воробей
II «Рыбалка» + «Насекомые»
Каждой из команд нужно будет ответить на несколько вопросов, которые таятся в рыбках (на столе разложены бумажные рыбки, на обратной стороне которых записаны вопросы)
1.Самая крупная рыба. (Китовая акула имеет в длину до 18м и вес до 43 т.)
2. Какая рыба плавает крупными стаями? (Сельдь).
3.Какой из перечисленных рыб не существует: рыба-кабан, рыба-кролик, рыба-попугай, рыба-лягушка, рыба-олень? (рыба-олень)
4. Какой из перечисленных рыб не существует: рыба-луна, рыба- свеча, рыба-кольцо, рыба- бритва, рыба- игла? (Рыба-кольцо)
5.Кто одной ноздрей дышит? (кашалот)
6.Личинка бабочки? (гусеница)
7.Длинная палка с леской и крючком. (удочка)
8. В воде она живет, нет клюва, а клюет (рыба)
9. Кто может жить как в воде, так и на земле? (жаба)
10. Кто является быстрым и ловким пловцом в речке? (Щука)
11. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы)
12. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
13. У кого усы длиннее ног? (Таракан)
- Какая рыба называется именем человека? (Карп)
- Кит и дельфин – это рыбы ? ( Млекопитающие)
III тур Кроссворд «Интересное в мире растений»
Физминутка «Освободи бабочку».
На длинной веревочке привязаны вырезанные из цветной бумаги «бабочки» (10-15 штук). Игрок берет «бабочку» с веревки. На ней – задание, загадка.
IV тур. . Как вести себя в природе. (Оценить ситуации людей в природе).
Карточки с ситуациями. Участники берут листочки с заданиями. Отвечают, правильно ли поступили дети, если нет, то как нужно поступить.
1 ситуация: «Ребята решили пойти в лес на прогулку .Запаслись продуктами, взяли компас и транзистор. Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли!» Ответ: В лесу нельзя шуметь и пугать его обитателей.
2 ситуация: « По дороге ребятам часто попадались грибы. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые не знали, сбивали палками.»
3 ситуация: « Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат», а Вова и Степа вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.
Ответ: Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Пластиковые бутылки, пакеты разлагаются много лет, выделяют вредные вещества. Осколки стеклянных банок в жаркую и солнечную погоду сыграют роль линзы и вызовут пожар в лесу.
4 ситуация: «На лесной опушке ребята нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой.»
5 ситуация: Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».
Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.
6 ситуация: «Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Саша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки. Быстро наломали веток и разожгли костер.
Ответ: Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.
Закончите предложения-правила:
- Не будем срывать …
- Не будем ломать …
- Не будем обижать…
- Не будем шуметь ….
- Не будем разорять…
- Не будем жечь …
- Не будем обрывать…
- Не будем распугивать…
- Не будем сшибать…
Мы сегодня много узнали и вспомнили экологические правила поведения в природе. Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людей. Ведь то, Какой будет наша планета – Земля, зависит от каждого из нас – людей.
Давайте, люди, дружить друг с другом.
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
Эти строки поэта Е.Евтушенко. О чем они говорят? (надо беречь и любить природу, что нельзя убивать зверей)
Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете? (это жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие…)
Ребята, Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания и отношения пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.
Помни:
Озера – глаза Планеты!
Реки – вены Планеты!
Леса – легкие Планеты!
Цветы- украшение Планеты!
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Вот и определились финалисты-победители сегодняшней игры «Умники и умницы». Мы их поздравляем. Они сегодня лучшие из лучших. Это... Жюри подводит итоги игры.
Быстро летит время. Вы, окончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы вопрос, в каком мире мы будем жить? А повод для беспокойства есть... Демонстрируется видеоролик на тему «Загрязнение окружающей среды».
Земля – всего лишь очень маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.
ЗНАЙ, ЛЮБИ, БЕРЕГИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Экологический турнир "Умники и умницы"
Презентация экологического турнира для 6-7 класса....
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...