Классный час "Сила слова"
классный час по теме
В предлагаемом материале размещен сценарий классного часа, который может быть проведен с обучающимися (коррекционной) школы VIII вида во второй половине дня. Показать отрицательное влияние сквернословия на развитие личности, воспитывать толерантность, вежливость, культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila_slova.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: Сила слова
Цель мероприятия:
Выявить отношение учащихся к сквернословию, способствовать отказу от сквернословия.
Задачи мероприятия:
- Показать отрицательное влияние сквернословия на развитие личности, прививать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.
- Воспитывать толерантность, вежливость, культуру речи.
- Развивать речь, мышление
Ход мероприятия:
Вступление
Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии, я очень надеюсь, что сегодня вы узнаете для себя много полезного и интересного.
Сегодня мне бы хотелось бы поговорить с вами о культуре речи, о словах, которые играют в нашей жизни очень большое значение. Только человек имеет способность мыслить и говорить, поэтому мы должны быть очень внимательны к своим словам.
Можно ли сказать что все слова одинаково хорошие? Правильно, всем известно, что существует добро и зло, а значит и слова бывают добрые и злые, а по-другому назовем их волшебные и скверные. (слайд)
Явление сквернословия как никакое другое характеризует нравственный упадок нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты. (слайд)
В школе выборочно было проведено анкетирование. Ребятам было предложено ответить на 3 вопроса:
1 Как часто ты произносишь бранные слова?
А) часто – 19%
Б) редко – 50%
В) никогда – 31% (слайд)
2. В каких ситуациях это происходит?
А) когда ссорюсь – 27%
Б) когда злюсь – 50%
В) другие причины – 23% (доводят, обзываются) (слайд)
3. Что нужно сделать, чтобы ты не использовал в речи эти слова?
А) не выводить меня – 50%
Б) учить хорошему – 23%
В) не знаю – 27%
Эти результаты показывают, что сквернословием засорена речь уже и младших школьников, и у большинства из них бранные слова «вылетают» как бы сами собой, по привычке.
А знаете ли вы, что использование матерных слов влияет на здоровье человека? (слайд)
Существует притча, в которой рассказывается о том, как охотник пригласил к себе своего друга – медведя. Хозяйке не понравился запах, который шёл от медведя, и она сказала об этом вслух. Медведь обиделся и ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, медведь настоял на своём. Ударил охотник – образовалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены до сих пор саднит мне сердце».
(слайд) Что же такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Мат - это наиболее грубая разновидность ненормативной лексики. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань свидетельствует о духовной нищете человека. Ведь слово – это не только набор звуков, оно способно много рассказать о нашем духовном состоянии. Еще Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь» (слайд)
История возникновения мата уходит в далекую языческую древность. В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. (слайд)
- Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
- Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
- Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
- Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. (слайд)
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.
Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.
Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на себя и на своих близких.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. По закону за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран. (слайд)
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева изобрела аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. (слайд)
Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. (слайд)
Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом.
На этом основании учёные сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь. (слайд)
Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли», то есть читали молитвы над убитыми семенами. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. И растения ожили. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. (слайд)
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского - 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. (слайд)
Последние годы часто говорят и о воде. Ученые начали проверять, как влияют слова на воду. В ходе эксперимента над одной водой матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру - у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.
Затем и той и другой водой поливали растения водой, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше, чем те, которые поливали обычной водой. (слайд)
Если включить плохую музыку и включить кран, то вода носит плохую энергетику. Выпивший, эту воду, может заболеть. И наоборот, если включить хорошую спокойную музыку, то вода заряжается хорошей энергией и может исцелить многие болезни. (слайд)
В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
То, что он разглядел, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.
Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.
А ведь человек состоит на 80-90% из воды.
Вот и представьте, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком! (слайд)
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.
Как же избавиться от сквернословия? (слайд)
Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!» Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения. (слайд)
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе, классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”(слайд)
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня очень хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть», «Ты потрясающе здорово отвечал на уроке» и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится. (слайд)
Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.
Давайте посадим цветок. (слайд)
Каждый его лепесток олицетворяет добрые слова, которые мы можем дарить людям, как солнышко дарит свой свет. Ведь солнце светит не только на добрых людей, поэтому и мы должны стараться сделать или сказать доброе даже человеку, который нас обидел. Давайте назовем лепестки нашего цветка! Помогут нам в этом волшебные слова:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас ругают за шалости, говорим мы… (простите, пожалуйста)
И в России и в Дании на прощание говорят … (до свидания) (слайд)
Физминутка
Вы сейчас будете выполнять задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное слово»
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте!
Попрыгайте, пожалуйста!
Руки вперед!
Молодцы!
Давайте с вами вспомним пословицы про добрые дела. (слайд)
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброе слово и кошке приятно.
Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: (слайд)
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.
И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.
Я приготовила вам памятки добрых дел. (раздать)
Получение обратной связи о занятии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный часс
Классный час из цикла "Здоровый образ жини" для учащихся 5 класса....
Классный час "Слово о родном крае"
Человек без Родины, как птица без крыльев....
Мастерская классного руководителя "СЛОВО"
Классный час в форме мастерской.Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, языкуЗадачи: создание условий для осмысления ценности слова в жизни человека, для творческой деятельности.В ходе мас...
Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)
Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...
Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса
Классный час по теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...
классный часс "День космонавтики"
Классный час: «День космонавтики»Цель мероприятия: Познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто вн...
Классный часс "Я и мир прфессий"
Познакомить ребят с многообразием мира профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении. ...