Что такое логоритмика? Нужна ли она малышам?
учебно-методический материал на тему
Речь тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логоритмика | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое логоритмика? Нужна ли она малышам?
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
Имеющийся отечественный опыт теоретического и практического обоснования доказал необходимость ранней коррекционно-развивающей помощи и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых лет жизни. (Е.Р.Баенская, О.Е.Громова, Н.Н.Малофеев, Т.В.Николаева, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Л.И.Фильчикова, Г.В.Чиркина, и др.).
Речь тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания. Логоритмические занятия должны разрабатываться вместе с музыкальным работником, согласно календарно - тематическому планированию и проводиться в небольших группах 4-8 чел.
Период от 3мес до 5 лет является определяющим для становления личности ребёнка, и не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается, и даже может остановиться навсегда. С этой целью, занятия логоритмикой можно и нужно проводить с детьми и младшего и даже раннего возраста. Ведь именно в развитии музыкальности на раннем этапе мы закладываем основу для развития речи, моторики, а также вокально-интонационных данных.
В возрастной группе от 3 месяцев до 3 лет желательно, чтобы мамы находились на занятиях вместе с детьми для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенным и менее напряженным. Мама и малыш в ходе занятий активно участвуют в предложенных играх. Постепенно роль мамы на занятиях сокращается до минимума.
В процессе логоритмики используются следующие упражнения: дыхательные, динамические, пальчиковые, подвижные, малоподвижные, музыкальные, музыкально-дидактические игры и другие. Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, сопровождаемые музыкой и без нее. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний. В структуру занятия включаются «потешки», « прибаутки», «чистоговорки», элементы артикуляционной гимнастики. Во время занятия дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Основные задачи логоритмики:
1.Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
2.Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.
3. Преодоление речевого негативизма.
4. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики.
5. Развитие общей моторики и координации движений.
6. Развитие ориентации в пространстве.
7.Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;
8.Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
9. Развитие голоса с имитацией движения.
10. Развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.
11.Развитие активного и пассивного словаря.
12.Развитие речевого дыхания.
Алгоритм занятия:
• приветствие;
• знакомство с новым персонажем;
• взаимодействие с персонажем в игре (пальчиковые игры, дидактические игры ит.д.);
• творческая продуктивная деятельность;
• физкультурно-оздоровительные игры и упражнения;
• театрализованные игры/ логопедические игры, логомассаж;
• музыкальные игры;
• прощание.
Логоритмическое занятие для детей 6 мес.-1 год.
Лексическая тема: Домашние животные, лошадка.
Оборудование: магнитофон, муз. диски, игрушки (игрушечный домик, домашние животные)
План игрового сеанса:
- Песня-приветствие:
Здраствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп! - Хлопаем в ладоши.
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ! - Топаем ножками.
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! - Показываем щечки.
Здравствуйте, зубки!
Щёлк-щёлк-щёлк! - Стучим зубками.
Здравствуйте, губки!
Чмок-чмок-чмок! - Чмокаем губками.
Здравствуй, мой носик!
Пи-пи-пи! - Показываем носик.
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
- Пальчиковая игра «Тук-тук-тук-тук»:
Тук-тук-тук-тук! - Стучат кулачком о кулачок.
Раздается громкий стук,
Мы построим дом-дом! - Складывают ручки домиком.
Чтобы жили в нем, в нем,
Кошка с котятами,
Собачка со щенятами,
Корова с телятами,
Лошадка с жеребятами,
Овечка с ягнятами. - При перечислении животных, мамы помогают загибать пальчики детям в кулачок.
- Игровое общение и развитие речи
Во дворе теремок, - показываем игрушку теремок.
Он ни низок, ни высок.
Крепко заперто окно,
В доме сухо и тепло.
Кто стучится не пойму,
Му-му-му! - показываем игрушечную корову.
Открывайте двери мне,
Ме-ме-ме-ме-ме. - показываем игрушечную овечку.
У меня веселый нрав,
Гав-гав-гав! - показываем игрушечную собачку.
Буду верно вам служить,
Буду я мышей ловить,
Их поймала я не мало!
Мяу! Мяу! Мяу! - показываем игрушечную кошечку.
Я скачу легко-легко!
Иго-го-иго-го! - показываем игрушечную лошадку.
- Игра на развитие зрительной и слуховой памяти:
Логопед раздает игрушки детям и начинает издавать голоса домашних животных. Дети при помощи мам, по голосу, узнают животного и показывают логопеду.
- Телесно-ориентированная игра «Превращение» Самомассаж.
Лепим, лепим ушки – - массируем ушки.
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – - показываем глазки.
Видим далеко!
Носик мы погладим, - массируем носик.
Усики расправим! - показываем усики, массируем
верхнюю губу.
Теперь мы не ребятки,
А веселые лошадки!
Цок-цок-цок! - прыгаем как лошадки.
- Музыкально-ритмическое упражнение «Лошадка» Е. Макшанцевой
Мамы с детками выполняют т следующее упражнение: «лошадки» - мамы стоят впереди, держат за руки своих малышей, скачут под музыку, имитируя движение лошадок .
- Песня «Лошадка» М. Раухвергера
Вот лошадка к нам пришла,
Малышей она нашла.
Ты лошадка так красива!
Мы погладим хвостик, гриву! -Предлагаем детям погладить лошадку и спеть ей песенку. (ИГО- ГО!!!)
- Прощаемся с животными под музыку:
Детская песня «О настоящей дружбе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?
В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах....
Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?
В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах....
"Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для детей и их родителей, посвященное Дню семьи
quot;Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для 5-6 классов и их родителей, посвященное Дню семьи. Цель мероприятия: способствовать воспитанию у учащихся чувств...
Сочинение на тему: "Моё представление о том, что такое взятка, и почему за это нужно наказывать"
Сочинение участвовало в республиканском конкурсе эссе "Будущее моей страны - в моих руках"...
урок "Что такое Конституция и зачем она нужна?"
разработка занятия по обществознанию и праву в 9-11 классе...
Конспект урок литературы по теме: «Что такое милосердие? Нужно ли оно?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материа...
«Буллинг» - что это такое и нужно ли нам с ним мириться?
Презентация для классного часа...