Что такое логоритмика? Нужна ли она малышам?
учебно-методический материал на тему

Ким Елена Львовна

Речь тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоритмика22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое логоритмика? Нужна ли она малышам?

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движение.

Имеющийся отечественный опыт теоретического и практического обоснования доказал необходимость ранней коррекционно-развивающей помощи и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых лет жизни.  (Е.Р.Баенская, О.Е.Громова, Н.Н.Малофеев, Т.В.Николаева, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Л.И.Фильчикова, Г.В.Чиркина,  и др.).

Речь тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов.  Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания. Логоритмические занятия должны разрабатываться вместе с музыкальным работником, согласно календарно - тематическому планированию и проводиться в небольших группах 4-8 чел.

 Период от 3мес до 5 лет является определяющим для становления личности ребёнка, и не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается, и даже может остановиться навсегда.  С этой целью, занятия логоритмикой можно и нужно проводить с детьми и младшего и даже раннего возраста. Ведь именно в развитии музыкальности на раннем этапе мы закладываем основу для развития речи, моторики, а также вокально-интонационных данных.

В возрастной группе от 3 месяцев до 3 лет желательно, чтобы мамы  находились на занятиях вместе с детьми для того, чтобы ребенок чувствовал себя более уверенным и менее напряженным. Мама и малыш в ходе занятий активно участвуют в предложенных играх. Постепенно роль мамы на занятиях сокращается до минимума.

В процессе логоритмики используются следующие упражнения: дыхательные, динамические, пальчиковые, подвижные, малоподвижные, музыкальные, музыкально-дидактические игры и другие. Каждое занятие включает в себя подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, сопровождаемые музыкой и без нее. Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией. Ребенок должен  чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.  В структуру занятия включаются «потешки», « прибаутки», «чистоговорки»,  элементы артикуляционной гимнастики. Во время занятия дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Основные  задачи логоритмики:

1.Охрана жизни и укрепление здоровья детей.

2.Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

3. Преодоление речевого негативизма.

4. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики.

5. Развитие общей моторики и координации движений.

6. Развитие ориентации в пространстве.

7.Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью и с музыкой;

8.Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

9. Развитие голоса с имитацией движения.

10. Развитие фонематического восприятия на неречевых звуках.

11.Развитие активного и пассивного словаря.

12.Развитие речевого дыхания.

Алгоритм занятия:

•        приветствие;

•        знакомство с новым персонажем;

•        взаимодействие с персонажем в игре (пальчиковые игры, дидактические игры ит.д.);

•        творческая продуктивная деятельность;

•        физкультурно-оздоровительные игры и упражнения;

•        театрализованные игры/ логопедические игры, логомассаж;

•        музыкальные игры;

•        прощание.

                                   

  Логоритмическое занятие для детей 6 мес.-1 год.

                                      Лексическая тема: Домашние животные, лошадка.

 Оборудование: магнитофон, муз. диски,  игрушки (игрушечный домик,  домашние животные)

План игрового сеанса:

  1. Песня-приветствие:

Здраствуйте, ладошки!  

Хлоп-хлоп-хлоп!                                    -  Хлопаем в ладоши.

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ!                                           - Топаем ножками.

Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх!                                  - Показываем щечки.

Здравствуйте, зубки!

Щёлк-щёлк-щёлк!                                  - Стучим зубками.

Здравствуйте, губки!            

Чмок-чмок-чмок!                                    - Чмокаем губками.

Здравствуй, мой носик!

Пи-пи-пи!                                                  - Показываем носик.

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!        

  1. Пальчиковая игра «Тук-тук-тук-тук»:

Тук-тук-тук-тук!                                        - Стучат кулачком о кулачок.

Раздается громкий стук,

Мы построим дом-дом!                        - Складывают ручки  домиком.

Чтобы жили в нем, в нем,

Кошка с котятами,

Собачка со щенятами,

Корова с телятами,

Лошадка с жеребятами,

Овечка с ягнятами.                              - При перечислении  животных, мамы помогают    загибать пальчики детям в кулачок.        

  1. Игровое общение и развитие речи

Во дворе теремок,                            - показываем игрушку теремок.

Он ни низок, ни высок.

Крепко заперто окно,

В доме сухо  и тепло.

Кто стучится не пойму,

Му-му-му!                                        -  показываем  игрушечную корову.

Открывайте двери мне,

Ме-ме-ме-ме-ме.                           - показываем  игрушечную овечку.

У меня веселый нрав,

Гав-гав-гав!                                       - показываем  игрушечную собачку.

Буду верно вам служить,

Буду я мышей ловить,

Их поймала я не мало!

Мяу! Мяу! Мяу!                              - показываем  игрушечную кошечку.

Я скачу легко-легко!

Иго-го-иго-го!                                - показываем  игрушечную лошадку.

  1. Игра на развитие зрительной и слуховой памяти:

Логопед  раздает  игрушки  детям  и начинает издавать голоса домашних животных. Дети при помощи мам,  по голосу,  узнают животного и показывают логопеду.

  1. Телесно-ориентированная игра «Превращение» Самомассаж.

Лепим, лепим ушки –                      - массируем  ушки.

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки –                           - показываем  глазки.

Видим далеко!

Носик мы погладим,                        - массируем  носик.

Усики расправим!                        - показываем усики,  массируем  

                                                               верхнюю губу.

Теперь мы не ребятки,

А веселые лошадки!

Цок-цок-цок!                                      - прыгаем как лошадки.

  1. Музыкально-ритмическое  упражнение «Лошадка» Е. Макшанцевой

 Мамы с детками выполняют т следующее упражнение: «лошадки»  - мамы  стоят впереди,  держат за руки своих  малышей, скачут под музыку, имитируя движение лошадок .

  1. Песня «Лошадка» М. Раухвергера

Вот лошадка к нам пришла,

Малышей она нашла.

Ты лошадка так красива!

Мы погладим хвостик, гриву!         -Предлагаем  детям погладить  лошадку и спеть ей песенку.  (ИГО- ГО!!!)

  1. Прощаемся с животными под музыку:

Детская песня   «О настоящей дружбе»

                     

        

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах....

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах....

"Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для детей и их родителей, посвященное Дню семьи

quot;Про семью, про дружную всем такую нужную" - внеклассное мероприятие для 5-6 классов и их родителей, посвященное Дню семьи. Цель мероприятия: способствовать воспитанию у учащихся чувств...

Сочинение на тему: "Моё представление о том, что такое взятка, и почему за это нужно наказывать"

Сочинение участвовало в республиканском конкурсе эссе "Будущее моей страны - в моих руках"...

урок "Что такое Конституция и зачем она нужна?"

разработка занятия по обществознанию и праву в 9-11 классе...

Конспект урок литературы по теме: «Что такое милосердие? Нужно ли оно?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 7 классе   «Что такое милосердие? Нужно ли оно?». Это урок  в форме ток-шоу по рассказу А. Платонова «Юшка». Данный материа...