урок "Что такое Конституция и зачем она нужна?"
план-конспект урока (право, 9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konstitutsiya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Южикова учитель истории, обществознания и права
МАОУ "Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1"
Что такое конституция и зачем она нужна?
(разработка занятия по обществознанию и праву в 9-11 классе)
Основная идея занятия:
Эта тема входит в число обязательных в изучении курса "Обществознание" в разделе "Правовая система общества". Открывает серию занятий по отраслям российского права в профильном курсе "Право. Основы правовой культуры".
Учащиеся должны:
*усвоить значение конституции, осознать, что конституции играют центральную роль в установлении, определении структуры государственной власти, наделение её полномочиями и ограничении этих полномочий;
*осознать, что конституция может стать бессмысленным документом, если к ней относиться без должного внимания.
(наиболее подходящим мне видится использование интерактивных методов для реализации целей занятия)
Ожидаемые результаты занятия:
учащиеся смогут:
*узнать, что такое конституция, способы принятия, виды конституций;
*анализировать текст Конституции России, сравнивать выдержки из конституций разных стран, выступать публично, работать в группе;
*высказывать свое отношение к Конституции РФ как Основному Закону страны, сравнивать свою точку зрения с мнениями известных ученых.
Основные понятия:
Конституция, преамбула, неписанная конституция, кодифицированные и не кодифицированные конституции.
Вопросы занятия:
1. Что такое конституция?
2. Сравните цели , декларируемые конституциями США, России, Нигерии и Мексики. Определите сходства и отличия.
3. Нужны ли конституции? Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда. Каково значение Конституции России для россиян?
Материалы к занятию (каждой группе):
*Рабочий лист 1. "Что такое конституция, способы принятия, виды конституции".
*Рабочий лист 2. "Цели конституции" (с выдержками из конституций США, России, Нигерии и Мексики).
*Рабочий лист 3. "Нужны конституции" (с высказываниями Финера и судьи Хэнда).
Мотивация
Что такое конституция?
(учащиеся могут ответить, что конституция - это основной закон страны, происходит от латинского слова constitution - установление, устройство)
В римском праве конституцией назывался указ императора, высшей государственной власти. Впервые этим словом обозначили свод фундаментальных правил, регламентирующих политическую жизнь страны, в Великобритании после революции в 1688 году. В результате этой революции король Яков второй был вынужден бежать во Францию. Он был обвинен в нарушении фундаментальной конституции королевства.
Информация к размышлению
Итак, конституция - это фундаментальный или органический закон, устанавливающий структуру государственной власти, распределяет властные полномочия и обязанности между государственными органами и устанавливает механизмы отношений общества и власти.
она определяет государственное устройство, регулирует образование органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Известно несколько способов принятия конституции:
*конституционным собранием,
*конвентом (США),
*учредительным собранием (Италия, Индия),
*путем референдума (Франция, Греция, Испания, Россия),
*конституция может быть октроирована, т.е. введена односторонним актом исполнительной власти - монархом или президентом.
Виды конституций:
1. Конституции идеологические (например, конституции СССР).
2. Конституции власти, главная задача которых - распределение властных полномочий и функций (США).
3. Конституции человека, в центре которых стоит человек, его неотъемлемые права и свободы (Испания, Германия, Италия).
Также конституции можно разделить на писанные и неписанные.
(сообщение учащегося)
Конституции писанные представляют собой единый акт, регулирующий важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, права и свободы граждан. Старейшая действующая писанная конституция - Конституция США. Это достаточно лаконичный текст, состоящий из 8000 слов, она может быть прочитана за 20 минут. Самая многословная конституция мира - Конституция Индии, принятая в 1950 году. В ней 251 страница и 395 статей. В Конституции РФ - 137 статей.
Некоторые страны не имеют единого документа, называемого конституцией. Существует пакет документов: законы, судебные постановления, декларации. Про такие государства говорят, что они не имеют писанных конституций. Великобритания - классический пример. Британская конституция сравнивается с лоскутным одеялом, в который время от времени вшивают новый лоскуток ткани. Наиболее известные документы британской конституции: Магна Карта 1215г. и Декларация прав 1689г., позднее принята парламентом, как Билль о правах 1689г.
Израиль также не имеет единого документа, хотя в 1949 году израильтяне попытались создать единую писанную конституцию. Была собрана ассамблея, но после двух дней она прекратила свою работу, так как религиозная и светская фракции не смогли договориться. С тех пор принимаются базовые законы только в случае нахождения консенсуса между этими фракциями.
Групповая работа (Интерактивная часть)
1. Сравните цели, декларируемые конституциями США, России, Нигерии, Мексики. В чем они схожи? Чем отличаются?
"Мы, народ Соединенных штатов, дабы образовать более совершенный союз, установит правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки"
"Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепринятых принципов равноправия и самоуправления народов, чтя память предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации"
"Воля мексиканского народа - жить в федеральной, демократической, представительной республике, состоящей из суверенных и свободных, во всем, что касается их внутренних дел, штатов, но объединенных в федерацию, учрежденную в соответствии с принципами этого фундаментального закона"
В короткой преамбуле Конституции Федеральной Республики Нигерии среди других целей говориться о стремлении к хорошему управлению страной и увеличению благосостояния всех граждан страны. Также как цели упоминаются межафриканская солидарность, мир во всем мире, международная кооперация и взаимопонимание.
(обмен информацией между группами)
Обобщение:
Кроме того, конституции описывают структуру властных органов, распределение полномочий и отношений граждан и государства, конституции дают странам верховный закон, гражданам определенные критерии оценки действий правительства.
2. Как вы понимаете слова политолога Дербишира: "Часто бывает, что конституция даже не текст пьесы, а описание сюжета с перечнем действующих лиц"?
(обмен информацией между группами)
3. Нужны ли конституции? Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда. Каково значение российской Конституции для россиян?
"...Знания содержания конституции недостаточно, даже в первом приближении, для понимания политических реалий страны, но это знание необходимое условие для достижения этого понимания. Из этого следует, что без ознакомления с текстом конституции государства не обойтись"
(Финер - известный исследователь конституций стран мира)
"Я часто задумываюсь, не слишком ли большие надежды мы возлагаем на конституции, законы, суды. Это пустые надежды, поверьте пустые. Свобода - в сердцах мужчин и женщин, и если она там умерла, никакая конституция , никакой закон , никакой суд не сможет ей помочь. Пока она в сердцах людей, не нужна ей никакая конституция, никакой закон, никакой суд"
(Судья Хэнд)
(обмен информацией между группами)
Обобщение:
Очень важно, чтобы люди понимали необходимость конституции, верили в нее и поступали в соответствии с ней. Конституции влияют на людей, а они на нее. Конституции могут просветить народ, долго находившийся в рабстве, дать ему надежду, дать силы действовать, но люди должны хотеть учиться и хотеть изменить свою жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое ИТ и зачем?"
презентация к уроку в рамках акции Час кода "Что такое ИТ и зачем?"...
Что такое проект и зачем он нужен.Презентация для учащихся 5 класса
Презентация "Что такое проект и зачем он нужен" для 5 класса....
Что такое эмоции и зачем они нужны. Беседа.
Занятие по ЗОЖ....
Что такое ГТО и зачем это нужно?
Всероссийский физкультурно спортортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — это нормативная основа физическог...
Презентация к уроку экономики на тему: "Что такое собственность и зачем она людям"
Презентация подготовлена для учащихся 8- х классов...
Что такое зентангл и зачем им заниматься.
Что такое зентангл и зачем им заниматьсяЗентангл — это техника рисования повторяющихся узоров, которые затем складываются в абстрактное изображение. Это один из видов арт-терапии.Узоры, из котор...
Что такое цель и зачем она нужна?
Конспект занятия для учеников 4-5 класса...