Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средством декоративно-прикладного творчества (из опыта работы кружка вязания)
статья на тему
Статья раскрывает роль декоративно-прикладного творчества (вязания) в адаптации детей к современной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_sotsializatsii.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средством декоративно-прикладного творчества (из опыта работы кружка вязания).
Воспитатель Кобец Людмила Валентиновна
Одна из главных задач дополнительного образования детей с нарушениями развития в образовательном учреждении VIII вида адаптация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Дети с ОВЗ ограничены в своих возможностях в следствие нарушения развития. Они плохо контролируют поведение, у них возникают трудности в общении, обучении. Занятия декоративно-прикладным творчеством создают условия для успешной социализации детей, позволяют им активно действовать в различных ситуациях. Но дети с ОВЗ требуют к себе повышенного внимания и заботы. Работа по их обучению трудная, требует особого подхода, учета индивидуальных возможностей.
Кружок вязания ведется на протяжении 3 лет. Цель программы заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Работа кружка строится с учетом развития и подготовленности каждого ребенка, его личностных качеств. Состав кружка постоянно меняется. Ежегодно кружок посещают от 6 до 9 ребят, не только девочки, но и мальчики, возрастом 8-15 лет. Работа, в основном, проводится индивидуально с каждым ребенком. Осложняется работа кружка тем, что дети, посещающие кружок, в основном дети-сироты и ОБПР. Такие дети чувствуют себя заброшенными, они недоверчивы к людям, не принимают себя и окружающих, для них характерно беспокойство, гнев, депрессия. Не приходится рассчитывать в работе и на взаимодействие с родителями.
Занятия в кружке вязания помогают реализоваться и утвердиться детям в жизни, формируют умения и навыки, необходимые в обычной жизни. Дети, посещающие кружок, привлекаются к приобретению в магазине пряжи и крючков для вязания. Таким образом происходит знакомство детей с профессией продавца, приобретаются знания о назначении и содержании его труда, формируются навыки общения, культуры поведения в общественном месте, происходит экономическое воспитание (ребята начинают ориентироваться в ценах), закрепление мер веса, обсуждаются покупки, по дороге в магазин закрепляется знание правил дорожного движения.
Знакомясь с историей вязания, ребята получают навыки изготовления изделий из пряжи. Затем они применяют свои знания в жизни. Своими работами ребята украшают свое жилище, одежду, вяжут необходимые аксессуары, дарят подарки друзьям на праздники и дни рождения. Таким образом формируется осознание своей значимости. Ни один праздник в школе не обходится без выставок или конкурсов поделок. Это приобщает детей к праздникам, общечеловеческим и духовным ценностям. Ребята готовят, также изделия для городской ярмарки и с удовольствием присутствуют на них и демонстрируют свои поделки, в результате получают навыки общения, массу положительных эмоций.
Вязанные поделки учащихся выставляются на общешкольных, городских и всесоюзных выставках.
Маша почти год училась образовывать первую петлю и вязать цепочку из воздушных петель. Таким образом за год она навязала много закладок для себя и своих друзей. Дальше работа не шла. В следующем учебном году понемногу Маша стала осваивать приемы вязания, у нее стали получаться сложные, красивые работы (игрушки, прихватки, панно). Маша стала давать советы по вязанию ребятам, которые прислушиваются к ее мнению, в результате повысилась ее значимость в коллективе. Кроме этого у девочки наблюдается большой прогресс в учебной деятельности, особенно по математике, улучшились навыки по самообслуживанию и социально-бытовые навыки.
Вязание воспитывает такие качества как усидчивость, терпение, нельзя забывать и о терапевтическом воздействии этого вида декоративно-прикладного искусства. Поначалу, когда у Светы что-то не получалось на занятиях, она реагировала очень агрессивно, со стола могло полететь все, что там находилось, она даже допускала сквернословие. Во взаимоотношениях с детьми она была нетерпима, если что-то было не по ней, в ход шло рукоприкладство и оскорбление. По прошествии какого-то времени поведение ребенка изменилось, на неудачи различного характера она реагирует спокойнее, не сквернословит, не дерется. Улучшились взаимоотношения с ребятами группы.
Вязание развивает мелкую моторику, тем самым, дает возможность ребенку в реализации бытовых дел. Максим плохо владел навыками самообслуживания, бытовыми навыками. Теперь он не просто умеет стирать, гладить, поддерживать порядок в комнатах, шкафах, производить мелкий ремонт одежды, он любит трудиться.
У каждого ребенка, посещающего кружок вязания наблюдается положительная динамика в развитии.
Деятельность детей в кружке способствует развитию не только творческих способностей, но и всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения и др. Метод творчества в сочетании с другими методами воспитания, обеспечивает благоприятные условия и содействует самостоятельной деятельности воспитанников. Жизнь детей насыщается положительными эмоциями, общением. Положительный эмоциональный фон ведет к оздоровлению, а полученные навыки и знания пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.
Опыт работы кружка вязания показывает, что с детьми надо творить, фантазировать, придумывать что-то новое. Это прививает им интерес и любовь к труду.
Источники:
Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008.
http://garnett.ru/dokumenty/sotcializatciia-detei-s-ovz/
http://www.menobr.ru/materials/45/38612/
http://www.tosbs.ru/events/626-webrgbs
http://cvo-samara.ru/colleagues/metod-docs/socializacia/
http://www.metod-kopilka.ru/statyaquotsocializaciya_detey_s_ovzquot-31151.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры....
Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье расматривается опыт организации туристско-краеведческой деятельности для решения проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...