Коррекционная направленность занятий и уроков
консультация на тему

Светличная Мария Леонидовна

Коррекционная направленность занятий и уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность занятий

                                                                     «Ум, сердце и руки –

                                                                          вот что нужно развивать

                                                                            в детях как единое целое.

                        Ш.Амонашвили

Урок и занятия в школе VIII вида должен иметь коррекционную направленность.

 Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.

    Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.

     В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для умственно отсталых  детей (общая  коррекция),  и направленность на исправление дефектов, характерных для групп учеников (индивидуальная коррекция)

     Поэтому основной дефект умственно отсталых детей состоит в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, инертность мышления, «застревание»  на привычных шаблонных действиях.

Общая коррекция  заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.

 Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов.  Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.

Коррекционная направленность уроков и занятий особо значима при работе с такими детьми. Практически на всех уроках и занятиях проводится коррекция мышления, памяти и речи учащихся. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы проводится на уроках физической культуры. На уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки происходит развитие фонематического слуха, цветовосприятия, пространственного восприятия, ритмики.  

 Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

Прежде всего, необходимо обращать внимание на развитие и коррекцию психических процессов воспитанников (таблица 1).

Таблица 1

Психические процессы и их виды

Восприятие

зрительное, слуховое, осязательное

Внимание

непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое

Память

наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная

Мышление

наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое

Воображение

пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)

Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель занятий общеразвивающей направленности - повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания;    коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

    Основные направления коррекционной работы.

*  Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;  - развитие навыков каллиграфии;  - развитие артикуляционной моторики.

 *  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания;  - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;  - развитие пространственных представлений и ориентации;  - развитие представлений о времени;  - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических  представлений, формирование звукового анализа.

*   Развитие основных мыслительных операций:  - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации ( на базе овладения основными родовыми понятиями);  - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;   - умение планировать деятельность;  - развитие комбинаторных способностей.

 *   Развитие различных видов мышления:  - развитие наглядно-образного мышления;   - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

 *  Развитие нарушений в развитии эмоционально личностной сферы (релаксационные упражнения  для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).

 *  Развитие речи, овладение техникой речи.

 *  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 *  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Результативность урока, занятия во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. В коррекционной школе также как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания. Остановимся поподробнее на коррекционно-развивающих задачах.

Коррекционная задача урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практически невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций. Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация и сравнения. Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ текста) от учащихся требуется умение запоминать текст и воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти. На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа может быть направлена на восприятие и зрительную память. Таким образом, коррекционная задача должна быть предельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их активную работу будет подступать и отрабатываться учебная информация.  

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства

Решение коррекционно-развивающих задач может происходить в любой структурной части занятия, но важно, чтобы коррекционные цели решались на материале данного урока (занятия). Например, организационный момент занятия преследует цель: создать положительный настрой на учебную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся. Физкультминутка даёт разгрузку учащимся во время занятия и решает задачи  повышения работоспособности, предупреждение утомляемости, нормализации учебной деятельности. Коллективные виды работ или выступления перед классом способствуют коррекции недостатков эмоционально-личностного и социального развития. При выполнении заданий, упражнений на любом уроке задействованы восприятие, внимание, память и мышление учащихся. А это значит, решаются задачи активизации познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития учащихся.


Раздаточный материал

Психические процессы и их виды

Восприятие

зрительное, слуховое, осязательное, пространства и времени

Внимание

непроизвольное, произвольное, постпроизвольное устойчивое, неустойчивое

Память

наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная

Мышление

наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое

Воображение

пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)

Речь

фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.

Воображение

пассивное (преднамеренное, непреднамеренное), активное (творческое, воссоздающее)

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие тактильного восприятия;
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства

Образовательные задачи:

  • формировать (формирование) у обучающихся представления о …;
  • выявить (выявлять)…;
  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
  • уточнить…;
  • расширить…;
  • обобщить…;
  • систематизировать…;
  • дифференцировать…;
  • учить применять на практике…;
  • учить пользоваться…;
  • тренировать…;
  • проверить….

ВОСПРИЯТИЕ

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз. Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения – обработка полученной информации.

Слуховое восприятие отличается от двух предыдущих. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Выделяют две системы слухового восприятия: фонематическая (система звуковых кодов языка), ритмико-мелодическая (система музыкальных кодов).

Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

Восприятие времени представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

ПАМЯТЬ.

        Традиционно память разделяют по видам на образную, словесно-логическую, эмоциональную и моторную

Образная память – закрепление информации, которая поступает через органы чувств.

Смысловая, логическая (словесно-логическая) память – закрепление информации, которую дает чувственный опыт, логическое познание. Память сопровождает мыслительный процесс, она и закрепляет, и завершает работу мышления.

        Эмоциональная память – закрепление эмоционального опыта человека (опыт переживания успеха/неудачи).

        Моторная (двигательная) память – является компонентом наших действий и движений. На ее основе формируются двигательные навыки: пишем, рисуем, чистим зубы, пользуемся столовыми приборами и т.п.

        По типам памяти: кратковременная (одноразовое предъявление материала и его краткосрочное хранение) и долговременная (опирается на многократное предъявление материала и длительное его хранение) память.

Так же выделяют как отдельные виды памяти: сенсорную (сверхкратковременную) память (существует область где информация хранится от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности) и оперативная память (информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается в течении 15-30 с. И перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память.

ВНИМАНИЕ

Внимание – это осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действия и сохранения постоянного контроля над их протеканием.

Свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания. Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объем внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность.

Устойчивость внимания – это временная характеристика, та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Концентрация внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. (таблицы Бурдона)

Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равноправленная работа с ними.

Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. (таблицы Шульте)

МЫШЛЕНИЕ.

        В нашей мыслительной деятельности мы пользуемся восьмью операциями:

  1.  Сравнение – используя эту операцию мы можем выделять общие или отличительные признаки у ряда исследуемых предметов, явлений и т.п.
  2. Обобщение – средство объединения предметов, явлений, понятий по их существенным признакам и свойствам.
  3. Анализ – разделение целого на части.
  4. Синтез – средство объединения отдельных элементов в новое целое по признакам, выделенным во время анализа.
  5. Абстракция – выделение исходя из мыслительной задачи, одни признаки объекта и временно отвлечение от всех других признаков, присущих данному объекту.
  6. Конкретизация - восстановление в мышлении объективной целостности, максимально полное представление свойств изучаемого объекта.
  7. Классификация – проводит разделение с последующим объединением объектов по какому-либо основанию.
  8. Систематизация – разделение предметов или явлений и их свойств с последующим объединением, но не отдельных объектов, как в классификации, а их групп и классов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Коррекционная направленность занятия» «Ум, сердце и руки- вот что нужно развивать в детях как единое целое» Ш. Амонишвили

Слайд 2

ВОСПРИЯТИЕ это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Слайд 3

ВОСПРИЯТИЕ

Слайд 4

ВОСПРИЯТИЕ осязательное слуховое зрительное

Слайд 5

Осязательное восприятие Умение различать ощущение холода, тепла и боли, а также прикосновения и давления. Тест «Волшебный мешочек»

Слайд 6

Зрительное восприятие необходимо для различения яркости, цветности, формы, величины предметов, их взаимное расположение и расстояние между друг другом. Тесты: - «Зашумленные картинки» Тесты: - «Недорисованные изображения» Тесты: - «Недостающие детали»

Слайд 7

Слуховое восприятие Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора Тесты: «Угадай, какие звуки нарушают тишину?» «Морзянка» «Музыкальные инструменты» и т.д.

Слайд 8

Восприятие пространства и времени отражаются объективные пространственно-временные отношения между предметами. Тесты: «Раскрась правильно» «Сколько время» «Времена года» и т.д.

Слайд 9

Коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие тактильного восприятия; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

Слайд 10

ВНИМАНИЕ Характеристики внимания Виды внимания

Слайд 11

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ Устойчивость Концентрация Распределение Переключаемость

Слайд 12

ВИДЫ ВНИМАНИЯ Произвольное Послепроизвольное Непроизвольное

Слайд 13

ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ «Корректурная проба» «Таблицы Шульте »

Слайд 14

Коррекционно – развивающие задачи: Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключения внимания, увеличения объема внимания);

Слайд 15

ПАМЯТЬ По видам По типам

Слайд 16

ВИДЫ ПАМЯТИ Образная (зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная) Словесно-логическая Моторная Эмоциональная

Слайд 17

ТИПЫ ПАМЯТИ Кратковременная – одноразовое предъявление материала и его краткосрочное хранение Долговременная – опирается на многократное предъявление материала и длительное его хранение

Слайд 18

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ «Кратковременная память» «Запоминание 10 слов (20 слов)» «Четыре вида памяти»

Слайд 19

Коррекционно – развивающие задачи: Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

Слайд 20

МЫШЛЕНИЕ Операции Виды

Слайд 21

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ Сравнение Обобщение Анализ Синтез Абстракция Конкретизация Классификация Систематиация

Слайд 22

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Наглядно – действенное ( непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами) Словесно – логическое (осуществляется при помощи логических операций) Наглядно – образное (опора на представления и образы)

Слайд 23

ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ «Классификация» «Сравни картинки» « Исследование словесно-логического мышления » и т.д.

Слайд 24

Коррекционно – развивающие задачи: Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно – следственных связей);

Слайд 25

РЕЧЬ Активная Пассивная Устная Письменная

Слайд 26

Коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь); коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.

Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Коррекционая направленность занятия.

Коррекция – система педагогических мероприятий, направленная на исправление недостатков в психофизическом развитии детей.Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся нед...

Конспект коррекционно-воспитательного занятия по гражданско - патриотическому направлению Игра – путешествие «Мой любимый город»

Конспект виртуального путешествия по городу Свободный. Прогулка с детьми по достопримечательностям города....

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....