Формирование положительной Я-концепции у учащихся с ОВЗ
методическая разработка по теме
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-koncepciya_i_vospitanie_dlya_shkoly.pptx | 1.82 МБ |
formirovanie_polozhitelnoy_ya-kontseptsii_u_uchashchikhsya_s_ovz.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люди должны понять, что каждый раз, когда они угрожают кому-то, кого-то унижают, когда они подавляют или отталкивают другое человеческое существо, когда они причиняют кому-то боль, они вносят тем самым свою лепту, пусть даже небольшую, в увеличение удельного веса психической патологии в окружающем нас мире. И точно так же каждый добрый, заботливый, порядочный, дружелюбный человек, не скупящийся на простое человеческое тепло, принимает участие, пусть даже самое скромное, в психическом оздоровлении жизни общества. А. Маслоу
Положительная самооценка определяется тремя факторами: во-первых, эмпатия, во-вторых, безусловное позитивное отношение к ученику, в-третьих, искренность и неподдельность в общении с ним.
Эмпатия Выражаемая словами , эмпатия дает ученику ободряющее ощущение того, что он не одинок, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Этот момент является главным для отношений, складывающихся в ходе общения.
Безусловное позитивное отношение Принятие ребенка учителем в качестве значимого способствует формированию у него позитивной Я-концепции . Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и готов охотно учиться.
Развитие у ребенка более высокой самооценки происходит под действием двух механизмов. Во-первых, ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны. Во-вторых, он уверен в том, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов или неудач, и что его не будут сравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности. Учитель ожидает от ребенка успехов, соответствующих его возможностям, и с этой точки зрения оценивает достигнутые результаты.
Искренность Это прежде всего естественность учителя в отношениях с учеником, иными словами, неподдельность выражения его реакций на чувства ребенка.
В. А. Жуковский писал: «Цель воспитания вообще и учения в особенности заключается в знакомстве ученика с четырьмя вещами: с тем, что его окружает, с тем, что он есть, с тем, что он должен быть как существо нравственное, с тем, как он должен направлять свои способности на служение добродетели".
Положительная Я-концепция Я нравлюсь Я способен Я значу – способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная Я-концепция Я не нравлюсь Я не способен Я не нужен мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
О низкой самооценке могут сигнализировать Самокритичные высказывания: «Я никогда не смогу усвоить этот материал...», «У меня все равно ничего не получается…». Нежелание признавать свою оплошность или вину: «Я не виноват...», «Это сделал не я». Неспособность принять похвалу: «Вы, конечно, на самом деле так не считаете...» Отрицательное отношение к школе и учителям: «Мне кажется, учитель меня не любит...» Низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Меня не интересует...», «Мне не интересно». Плохая социальная адаптация, застенчивость и повышенная чувствительность к критике: «Все против меня...» Критическое отношение к успехам других: «Просто ему повезло...»
Ряд правил , способствующих становлению позитивного образа Я: - сообщение воспитаннику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними; - сообщение о своих хороших результатах воспитанник получает от людей авторитетных и значимых для него; - сообщение воспитаннику о хороших результатах в форме внушения, т.е. соответствующим эмоциональным воздействием; - предоставление возможности воспитаннику закрепить впечатление о хороших результатах; - создание в окружении ребенка благоприятного к нему отношения сверстников; - создание ситуации успеха и возможности ощущения ресурса успеха - "Я - могу"; - проявление к воспитаннику эмпатических чувств, искреннее переживание за него, умение держать его сторону даже тогда, когда его показатели не стабильны; - предоставление самостоятельности (воспитывать, но не контролировать каждый шаг); -предоставить воспитаннику ощутить, что сочувствую ему, верю в него, хорошего мнения о нем, не смотря на его оплошность.
1 . Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. 2. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. 3. Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться. 4. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. 5. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. 6. Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить. 7. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. 8. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. 9. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. 10. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. 11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШИ VIII вида №7
г. Зеленоград
Доклад
Формирование положительной Я-концепции у учащихся с ОВЗ.
Выполнила:
учитель трудового обучения Ильина И. Г.
2013 – 2014 уч. год.
«Я - концепция» - это ядро личности. Образ «Я» складывается в течение жизни человека. Школа является тем фактором, который определяет, в каком направлении пойдет развитие личности. Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий относительно самого себя. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования Законом РФ "Об образовании" определяется "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности". В официальных документах указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в плане формирования у детей качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии.
Учащиеся коррекционных школ - это дети с нравственной деформацией личности, с проявлением неадекватности поведения, с существенным дефектом межличностных отношений, с неблагоприятным вариантом восприятия себя, с негативной самооценкой. Отклонения в психофизическом здоровье, искажение восприятия действительности, эмоциональной сферы вследствие депривации и дезадаптации способствует формированию Я-концепции у детей по негативному типу. Для большинства воспитанников характерно искаженное самовосприятие, негативная самооценка, отсутствие рефлексивных действий. Этим обусловлены: низкая мотивация учебной и трудовой деятельности; негативный характер использования свободного времени; дефицит позитивного общения; нарушения правил нравственного поведения; неадекватность во взаимодействии с окружающими. Воспитанники чуть ли не в каждом деле склонны видеть непреодолимые препятствия, т.к. ориентированы не на своё Я, а на взрослого. Самооценка испытывает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Большинство детей не чувствуют себя успешными, а дефицит успеха ведет к отрицательному представлению о себе. Низкая самооценка закрепляет за собой комплекс неполноценности, что ведет к душевному дискомфорту и тревожности. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
Поэтому нужна целенаправленная работа по формированию позитивного Я, чтобы каждый воспитанник имел множество представлений о себе, своих сильных и слабых сторонах, умел оценивать себя, был удовлетворен собой и чувствовал свой личный потенциал.
Положительная самооценка определяется тремя факторами:
- во-первых, эмпатия,
- во-вторых, безусловное позитивное отношение к ученику,
- в-третьих, искренность и неподдельность в общении с ним.
Выражаемая словами, эмпатия дает ученику ободряющее ощущение того, что он не одинок, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Этот момент является главным для отношений, складывающихся в ходе эффективного общения.
Принятие ребенка учителем в качестве значимого другого способствует формированию у него позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и готов охотно учиться.
Развитие у ребенка более высокой самооценки происходит под действием двух механизмов.
Во-первых, ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае, если он проявит или будет обсуждать свои уязвимые стороны.
Во-вторых, он уверен в том, что к нему благожелательно относятся независимо от его успехов или неудач, и что его не будут сравнивать с другими, вызывая болезненное чувство неадекватности. Учитель ожидает от ребенка успехов, соответствующих его возможностям, и с этой точки зрения оценивает достигнутые результаты.
Искренность - это, прежде всего естественность учителя в отношениях с учеником, иными словами, неподдельность выражения его реакций на чувства ребенка.
Формирование положительной Я-концепции способствует позитивному проявлению потребностей личности, эффективному развитию, успешности. Для того чтобы дети чувствовали себя счастливыми, были способны адаптироваться и преодолевать трудности, им необходимо иметь положительное представление о себе, своей значимости, ценности. Учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка - его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д.
Научить человека быть в ладу с самим собой - вечная проблема обучения. Еще Василий Андреевич Жуковский, будучи наставником наследника престола, Его Императорского Высочества Александра Николаевича (Александра П), писал: "Цель воспитания вообще и учения в особенности заключается в знакомстве ученика с четырьмя вещами:
с тем, что его окружает;
с тем, что он есть;
с тем, что он должен быть как существо нравственное;
с тем, как он должен направлять свои способности на служение добродетели".
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности.
Положительная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я умею, Я познаю, Каким бы Я хотел быть) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности, чувству собственной значимости.
Ученик хоть в какой-то сфере деятельности, но должен быть успешен. Если плохо даются учебные предметы, то ребенок может быть активен и успешен в спорте; если нет успехов в спорте, то успешным в школьной самодеятельности, подросток может быть отличным организатором досуговой деятельности или генератором креативных идей.
Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию через организацию деятельности подростка, дающей ему возможность самоутверждения и самореализации Я – концепции в позитивной сфере. Осознание учеником того, что он научается чему-то полезному, играет позитивную роль в развитии его Я-концепции.
Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, Я не способен, Я не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Одним из факторов, отрицательно сказывающихся на позитивном развитии Я-концепции, является неспособность некоторых детей заводить друзей, поддерживать дружеские связи, они трудно сходятся со сверстниками. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, учатся с явным напряжением. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Негативные мысли — так же являются симптомами низкой самооценки.
О низкой самооценке могут сигнализировать;
- Самокритичные высказывания:
«Я никогда не смогу усвоить этот материал...», «У меня все равно ничего не получается…».
- Нежелание признавать свою оплошность или вину: «Я не виноват...», «Это сделал не я».
- Неспособность принять похвалу: «Вы, конечно, на самом деле так не считаете...».
- Отрицательное отношение к школе и учителям: «Мне кажется, учитель меня не любит...»
- Низкая мотивация, отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Меня не интересует...», «Мне не интересно».
- Плохая социальная адаптация, застенчивость и повышенная чувствительность к критике: «Все против меня...»
- Критическое отношение к успехам других: «Просто ему повезло...»
Большое значение для формирования Я личности имеет коллектив, в котором учащиеся развиваются.
Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов. Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Как создать и поддержать положительную Я-концепцию у воспитанников. Педагог должен строить систему такого взаимодействия, сотрудничества, когда и где "Я" было бы результативным и поощряемым. Это взаимодействие строится на личностно-ориентированном подходе, продуктивном общении. Поэтому педагогу важно придерживаться ряда правил, способствующих самопониманию, самоуважению, становлению позитивного образа Я:
- сообщение воспитаннику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними или совсем маленькими;
- сообщение о своих хороших результатах воспитанник получает от людей авторитетных и значимых для него;
- сообщение воспитаннику о хороших результатах в форме внушения, т.е. соответствующим эмоциональным воздействием;
- предоставление возможности воспитаннику закрепить впечатление о хороших результатах;
- создание в окружении ребенка благоприятного к нему отношения сверстников;
- создание ситуации успеха и возможности ощущения ресурса успеха - "Я - могу";
- проявление к воспитаннику эмпатических чувств, искреннее переживание за него, умение держать его сторону даже тогда, когда его показатели не стабильны;
- предоставление самостоятельности (воспитывать, но не контролировать каждый шаг);
- не пропустить момент, когда достигнут первый успех, дать оценку поступку и сделать паузу, чтобы ребёнок услышал и осознал;
- предоставление воспитаннику ощутить, что сочувствую ему, верю в него, хорошего мнения о нем, не смотря на его оплошность.
Формирования у школьников позитивной Я-концепции подразумевает создание педагогического взаимодействия с учащимися на основе сотрудничества, направленного на возникновение у учащихся системы позитивных представлений о себе, педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка; создание ситуаций успеха.
Целенаправленное и целесообразное воздействие на сознание подростка через формирование позитивной Я – концепции: воспитывает положительную самооценку, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к людям и успех жизнедеятельности.
1.Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
2.Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
3.Если ребенку демонстрируют враждебность, он учится драться.
4.Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
5.Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
6. Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
7. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
8. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
9. Если к ребенку часто бывают, снисходительны – он учится быть терпеливым.
10. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Если отношения в семье, школе и с близким окружением сформировали в ребенке положительную Я-концепцию, он сможет в будущем с уважением относиться к людям, не допускать недостойных слов и дел и будет достаточно уверен в себе, чтобы не сомневаться в необходимости своей созидательной деятельности. Педагогические условия формирования положительной Я-концепции оказываются необходимым дополнением в эпоху компьютеров и микроэлектроники, когда изначальная ценность человека может оказаться перед серьезной угрозой. В наше время ответственность за воспитательно-образовательную систему несравнимо больше, чем когда-либо в прошлом.
Список использованной литературы:
1. Сотрудничество в обучении. Дьяченко В.К.. М., 1991.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров (под ред. Е.С. Полат). М., 1999.
3. Современные образовательные технологии. Г.К. Селевко Учебное пособие. М., 1998. 4. Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. Учительская газета от.10.10.1998
5. Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход как средства организации продуктивного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в формировании положительной " Я - концепции"
Публикация представляет краткое содержание выступления воспитателя на педагогическом совете по теме" Роль воспитателя в формировании у детей способности сомостоятельно принимать решение в жизненных си...
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Статья представляет собой педагогический проект по внедрению СОТ...
Опыт работы по проблеме:« Формирование положительной мотивации в обучении учащихся иностранному языку»
Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования. Качественное владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхожд...
«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
Педагогический эксперимент по освоению и внедрению СОТ на уроках физической культуры....
Педагогическая концепция "Формирование положительной мотивации обучающихся на основе проблемного обучения"
В данной статье представлены принципы проблемного обучения на уроках биологии, а так же, приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии....
«Познай себя» (программа для подростков по формированию собственной идентичности, положительной Я-концепции).
Направленность программыПредставленная программа является психолого - педагогической профилактической программой дополнительного образования.Актуальность программыС целью гуманизации школьного образов...
«Познай себя» (программа для подростков по формированию собственной идентичности, положительной Я-концепции).
Направленность программыПредставленная программа является психолого - педагогической профилактической программой дополнительного образования.Актуальность программыС целью гуманизации школьного образов...