Практический материал по работе с чистоговорками
статья на тему

 Екатерина Геннадьевна Карпова

Практический материал по работе с чистоговорками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_material_po_rabote_s_chistogovorkami.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЙ   МАТЕРИАЛ

Предлагаю вам чистоговорки с учётом трудности их произношения:

звук [ш]

Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу-шу, я письмо пишу.

Тише мыши кот на крыше.

Луша у душа мыла шею и уши.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Яшка в фуражке едет на черепашке.

звук [ж]

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

звук [ч]

Чу-чу-чу, молоточком я стучу.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

звук [щ]

Ща-ща-ща, мы несём домой леща.

Волки рыщут, пищу ищут

« РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады

ША – ША – ША - наша осень хороша

АТА – АТА – АТА - осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи 

РУ – РУ – РУ - я колосья соберу 

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы 

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА - белая мука

 ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

 ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

 ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

 РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

 АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

 УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты 

АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду

 АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

 ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

 ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

 ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины 

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

«ОГОРОД. ОВОЩИ»

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

 ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

 

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

 АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей.

1.Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Чистоговорки на звук (С,З, Ц)

ца-ца-ца- осень у крыльца

цо-цо-цо - ветер дул в лицо

ца-ца-ца - закачались деревца

Чистоговорки на звук (Ш,Ж)

ошка- ошка- ошка- собирай картошку

жу-жу-жу - я про осень расскажу

ши-ши-ши-ши-месяца мне опиши

Чистоговорки на звук (Ч,Щ)

Щи-щи-щи-из капусты варим щи

чу-щу-чу-щу - овощи я поищу

чо-чо-чо-чо-дождик капал на плечо

чи-чи-чи-чи- зонтик лучше поищи

Чистоговорки на звук (Р,РЬ)

себре-себре-себре - идём мы в школу в сентябре

обре-обре-обре- осенний месяц на дворе

ри-ри-ри-ты на клёны посмотри

Чистоговорки на звук (Л,ЛЬ)

ла-ла-ла- я копать пошла

лы-лы-лы-лы- листья красные видны

ло-ло-ло-ло-за окном уж не тепло

Чистоговорки на звук (Т,Д)

та-та-та-та – осень это красота

де-де-де-де-лужи с дождиком везде

ду-ду-ду-ду- фрукты собирай в саду

Практические игры и упражнения с чистоговорками:


1. Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Задания родителям на карточках: (автоматизация звука «с» — са-са-са в лесу идёт лиса

а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка)

в) Скажи тихо-громко

г) Скажи медленно-быстро

д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр


2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задание на карточках:

а) Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

смелая)

д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания на карточках:

а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка как

рифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал по лексико-грамматической работе в 5 классе школы V вида.

Публикация содержит практический материал по лексико-грамматической работе по теме "Части речи" на логопедическом занятии с учащимися 5 класса в школе V вида. Возможно использование для индивидуальной...

демонстрационный материал для практических и самостоятельных работ учащихся по темам "Введение", "План и карта" (география, 6 класс)

Часто учащиеся спрашивают учителя:  за что поставлена та или иная оценка? Данная методическая разработка  содержит некоторые практические и самостоятельные работы учащихся 6 класса с коммент...

практический материал из опыта работы "Автоматизация звуков"

практический материал "Автоматизация звуков ш-ж" представляет собой задания для автоматизации звуков...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ" РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ" 10-11 КЛАСС

РАБОТА С БЛОКАМИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В 10-11  КЛАССАХ,ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ...

Практический материал для планирования индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников

В данном материале систематизированы формы работы по направлениям коррекционной деятельностис детьми, имеющими нарушения речи.Можно использовать для составления ИОМ, адаптированныхи специальных програ...