Практический материал по работе с чистоговорками
статья на тему
Практический материал по работе с чистоговорками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_material_po_rabote_s_chistogovorkami.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Предлагаю вам чистоговорки с учётом трудности их произношения:
звук [ш]
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу-шу, я письмо пишу.
Тише мыши кот на крыше.
Луша у душа мыла шею и уши.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Яшка в фуражке едет на черепашке.
звук [ж]
Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу, молока дадим ежу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
звук [ч]
Чу-чу-чу, молоточком я стучу.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
У четырёх черепах по четыре черепашонка.
звук [щ]
Ща-ща-ща, мы несём домой леща.
Волки рыщут, пищу ищут
« РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА»
АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады ША – ША – ША - наша осень хороша АТА – АТА – АТА - осень дарами богата ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи РУ – РУ – РУ - я колосья соберу ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы | ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы КА – КА – КА - белая мука ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать АХ – АХ – АХ – комбайны на полях |
«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай АД – АД – АД - вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст | ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья |
ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки УК – УК – УК - собираем лук ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок
| РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец АН – АН – АН - спелый баклажан СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны АТ – АТ – АТ - из овощей салат ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей. |
1.Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Деревья осенью.
Чистоговорки на звук (С,З, Ц) ца-ца-ца- осень у крыльца цо-цо-цо - ветер дул в лицо ца-ца-ца - закачались деревца | Чистоговорки на звук (Ш,Ж) ошка- ошка- ошка- собирай картошку жу-жу-жу - я про осень расскажу ши-ши-ши-ши-месяца мне опиши |
Чистоговорки на звук (Ч,Щ) Щи-щи-щи-из капусты варим щи чу-щу-чу-щу - овощи я поищу чо-чо-чо-чо-дождик капал на плечо чи-чи-чи-чи- зонтик лучше поищи | Чистоговорки на звук (Р,РЬ) себре-себре-себре - идём мы в школу в сентябре обре-обре-обре- осенний месяц на дворе ри-ри-ри-ты на клёны посмотри |
Чистоговорки на звук (Л,ЛЬ) ла-ла-ла- я копать пошла лы-лы-лы-лы- листья красные видны ло-ло-ло-ло-за окном уж не тепло | Чистоговорки на звук (Т,Д) та-та-та-та – осень это красота де-де-де-де-лужи с дождиком везде ду-ду-ду-ду- фрукты собирай в саду |
Практические игры и упражнения с чистоговорками:
1. Развитие правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Задания родителям на карточках: (автоматизация звука «с» — са-са-са в лесу идёт лиса
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру ( как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр
2. Развитие фонематического слуха
С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.
Задание на карточках:
а) Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
смелая)
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.
Задания на карточках:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка как
рифмованная фраза с часто повторяющими звуками вызывает интерес у детей к занятиям, даёт возможность быстрее усвоить материал, активизирует воображение ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал по лексико-грамматической работе в 5 классе школы V вида.
Публикация содержит практический материал по лексико-грамматической работе по теме "Части речи" на логопедическом занятии с учащимися 5 класса в школе V вида. Возможно использование для индивидуальной...
демонстрационный материал для практических и самостоятельных работ учащихся по темам "Введение", "План и карта" (география, 6 класс)
Часто учащиеся спрашивают учителя: за что поставлена та или иная оценка? Данная методическая разработка содержит некоторые практические и самостоятельные работы учащихся 6 класса с коммент...
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
практический материал из опыта работы "Автоматизация звуков"
практический материал "Автоматизация звуков ш-ж" представляет собой задания для автоматизации звуков...
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ" РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ" 10-11 КЛАСС
РАБОТА С БЛОКАМИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В 10-11 КЛАССАХ,ПРАКТИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ...
Практический материал для планирования индивидуальной работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников
В данном материале систематизированы формы работы по направлениям коррекционной деятельностис детьми, имеющими нарушения речи.Можно использовать для составления ИОМ, адаптированныхи специальных програ...
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)...