Алфавит. Звуки и буквы.
план-конспект занятия на тему

Божко Анастасия Игоревна

Конспект занятия с учащимися 3 класса с НВОНР с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия с учащимися

3 класса с НВОНР

                                                       

Тема: Звуки и буквы. Алфавит.

Цель: повторить и обобщить имеющиеся знания о звуках, буквах, алфавите.

Коррекционно-развивающие задачи:                                                                                           1. систематизировать знания детей о звуках русского языка;                                                        2. совершенствовать умение определять количество звуков в слове и место звука в слове;                                                                                                                     3. учить располагать звуки и слова в алфавитном порядке;                                                      4. развитие мелкой моторики и речевого дыхания;                                                                    5. совершенствование функции зрительного анализатора;                                                                      6. снять страх перед учебной деятельностью.

Содержание занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока. С помощью чего мы общаемся? (С помощью речи). Из чего состоит речь? Назови цепочку. (речь – предложение – слово – слог – звук или буква). Сегодня мы вспомним всё, что знаем о звуках и буквах русского языка.
  3. Работа в тетрадях. Запишите число в тетрадях. Мы с вами составим таблицу «Звуки речи».

     Согласные                                  Гласные

твёрдые       звонкие                                                                                                                                      мягкие           глухие                                

Я буду читать скороговорки. Какие звуки в них чаще всего повторяются? Запишите их.

Дворник дверь два дня держал,             Хохлатые хохотушки                                                                 Деревянный дом дрожал.                          Хохотом хохотали: - Ха! Ха! Ха!

Шесть мышат                                           У четырёх черепах                                                                            В шалаше шуршат.                                     По четыре черепашонка.

Резиновую Зину                                       Толст тот, кто ест торт.                                                                          Купили в магазине.

 Игра «Шифровальщик».                                                                                                   Рассмотри схему слова «пенал»:                                                                                                                                                                                                                                                           - гласный звук,       - твёрдый согласный,        - мягкий согласный.             Зашифруй таким же способом перечисленные ниже слова.

Ветер             ученик            альбом             зебра             аллея           зоопарк осень               степной           ушёл                кольцо          тройка          красивый        

А теперь сами придумайте и напишите слова по схемам:

                        - ________________________________                                                                                      

                         - ________________________________

                         - ________________________________

                         - ________________________________

                         - ________________________________        

4. Динамическая пауза. Пальчиковый игротренинг. Игра на пианино, Игра «Кто приехал?», «Лесенка».

5. Работа в тетрадях.

1) у каждого учащегося есть карточка. «По первым звукам названий картинок составь слово.»

Аналогично у остальных (Конь, нитки, иглы, нос, арка. Ручка, утка, кот, астра. Шарф, акула, ракета, флаг.)

2) Мы с вами знаем, что звуки на письме обозначаются буквами. Но не всегда количество букв соответствует количеству звуков. Посмотрим, когда происходит это превращение. Непонятные слова объяним.

Задание: распределите слова в три столбика:                                             буквы=звукам                      букв>звуков                        букв<звуков

Зарядка, чистота, загорать, гигиена, здоровье, школа, яблоки, голос, здравствуй, бассейн, солнце, ягоды,  пою.

3) Работа с индивидуальными карточками:                                               Подчеркните в словах согласные буквы, которые не соответствуют произносимым звукам.

Глаз, варежка, сапог, морковь, просьба, жёлтый, узкий, пирог, лестница, гвозди.

  1. Гимнастика для глаз.

А) 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет "один-четыре", затем раскрыть, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет "один-шесть". Повторить четыре-пять раз.

2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет "один-четыре", затем посмотреть вдаль прямо на счет "один-шесть". То же самое - с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить два раза.

3. "Перенести" взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет "один-шесть"; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет "один-шесть"

4. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет "один-четыре", широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет "один-шесть". Повторить два-три раза.

Б) Отгадайте загадку.

На странице букваря тридцать три богатыря.                                                           Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.   (Буквы алфавита).

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните алфавит.                                                          Найди глазками, покажи и назови буквы в алфавитном порядке. (по цепочке)

  1. Работа со словарными словами (ассоциативное мышление).

Во втором классе вы изучили много словарных слов. Какие слова называются словарными? Мы с вами запоминали их с помощью специальных карточек. Вы их видите на доске. Вспомните, как пишутся эти слова и запишите их в алфавитном порядке.

Воробей, заяц, ножницы, багаж, медведь, карандаш, девочка, машина, работа.

8. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"

конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"...

Звуки и буквы. Алфавит

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Звуки и буквы. Алфавит"....

Тема: "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"

Цели:     1. Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова обучающиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.     2. Проверить з...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Звуки и буквы, алфавит

Презентация посвящена разделу лингвистики - фонетике. Подробно рассматриваются звуки алфавита, их характеристики....