Урок русского языка в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме: "Признак предмета"
план-конспект урока по теме

  

На уроке дети учатся находить в устной и письменной речи

            слова, обозначающие признак предмета,  ставить вопрос к

            слову, обозначающему признак предмета, упражняются в подборе к словам-названиям

            предметов названия их признаков, уточняются  знания детей о жизни некоторых

            животных зимой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass_priznak_predmeta.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, обозначающие признак предмета

Цели: учить находить в устной и письменной речи,

            слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к

            слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям

            предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых

            животных зимой;

            продолжать работу по развитию  речи, памяти, мышления;

            воспитывать аккуратность, любознательность

                                           Ход урока:

1.Организация класса

Психологический настрой:

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс, обогреет нас, придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях и будет тёплым, нежным, ласковым.

(2 слайд)

2. Формулировка темы и цели урока.

          - На какие вопросы отвечают слова светлый, тёплый, нежный, ласковый? Что  они обозначают?

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?( варианты детей)

-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета и попутешествуем по зимнему лесу, посмотрим, как живётся зимой некоторым его обитателям.

 (3 слайд)

3. Проверка домашнего задания.

- На самоподготовке вы выполняли упражнение, в котором нужно было составить словосочетания. Давайте проверим,  как вы это сделали. (4 слайд)

лёд (какой?)

снег (какой?)

мороз  (какой?)

огромный (что?)

- Какое слово лишнее? Почему? (огромный, потому что слово отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета, а остальные слова обозначают предметы)

 4.  чистописание.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа.

- Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.

- Какая буква пятая по счёту в слове огромный?

- Предлагаю вам выполнить упражнения в написании  буквы  м: буквы м, соединённые друг с другом с помощью нижнего соединения(показ образца  написания) и букв м, соединенных друг с другом с помощью большого полукруга. Выберите то упражнение, с которым вы справитесь. Выпишите всю строку.

микроитог

- А теперь повторим словарное слово огромный.  (5 слайд)

- Спишите слово, вставьте пропущенную букву.

- Проверьте себя. (6 слайд)

- На какой вопрос отвечает слово огромный? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.

5. определение актуальности и практического применения учебного материала.

         - Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?

        - Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (7 слайд)

  В лесу живёт  . . .  зверь. Это . . . , . . . , _______  .

         - Вам понятно, о каком звере идёт речь?

         - А так?

В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________. (8, 9 слайд)

        - Вот видите, вы сразу догадались.  Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.

        - Что вы знаете о жизни медведей зимой? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.

6. составление запись словосочетаний.

        - А это что за зверь?

          Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.  (10  слайд).

       - Что вы знаете о жизни ежей зимой?

       - Зимой ёж тоже спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны.

       - Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета.  Ёж какой?

         - Юля пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово ёж с печатного образца.

        - Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.

        - А это кто вышел на тропинку?

          Этот  зверь опасный

          ходит в шубе красной,

          снег разгребает,

          мышек хватает?   (11 слайд)

     - Что вы знаете о жизни лисы зимой?

     - Лиса очень хитрая,  своим большим хвостом она заметает следы, сбивая со следа охотников. Сама она охотится на зайцев и мышей.

     - Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета.     Лиса какая ?

        - Лёша пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово лиса  с печатного образца.

        - Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.

       - А это кто?

       По полю скачет – ушки прячет.

       Встанет столбом – уши торчком.  (12  слайд)

      - Чем питается заяц зимой? ( Ищет под снегом травку, обгладывает кору деревьев)

    - Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета.  Заяц  какой?

       - Оля  пишет у доски, остальные в тетради. А Ангелина спишет слово «заяц» с печатного образца.

микроитог

- А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.

7.   физминутка. 13 слайд

                     «Зайки» Скачут зайки на лужайке.

                                     Вдруг в лесу мелькнула тень.

                                     Зайки спрятались за пень,

                                     На носочки поднялись.

                                     Серый зайка, оглянись:

                                      Не сидит ли под кустом серый волк с большим хвостом?

8. работа над упр. 51.

- А теперь прочитаем текст на доске. (14 слайд)

Чтение цепочкой.

                                                       Зима.

Стоит зима. Всюду лежит снег. По ночам трещат морозы. Лёд сковал реку. Вчера была метель, а сегодня светит солнце.

- А теперь прочитайте другой текст.(15  слайд)

Чтение цепочкой.

                                                       Зима.

Стоит  холодная зима. Всюду лежит глубокий снег. По ночам трещат лютые  морозы. Крепкий лёд сковал реку. Вчера была сильная метель, а сегодня светит яркое солнце.

- Какой рассказ вам нравится больше? Почему?

- Слова, обозначающие признаки, делают речь интереснее, богаче, выразительнее.

- Давайте объясним написание слов с подчеркнутыми орфограммами.

Зима, снег, по  ночам – какая орфограмма?  Какое слово проверочное?

Трещат – какая орфограмма?

Сильная, метель - какая орфограмма?

- Этот рассказ есть в учебниках. Откройте их на странице 109

- Спишите, вставляя пропущенные буквы, 1, 2, 3 предложение. (Пустой 16 слайд)

-А Ангелина спишет с печатного текста 1 предложение, которое мы с ней сейчас ещё раз прочитаем.

Гимнастика для глаз мышц плечевого пояса:

- Оглянитесь: сколько вы видите фигур красного цвета? зеленого? синего? оранжевого?

- Закройте учебники.

- А четвёртое предложение запишем под диктовку, а Данил и Денис спишут это предложение с печатного образца и вставят пропущенную букву.

-Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга с опорой на образец.(17  слайд)

взаимопроверка.

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок.

микроитог

- Последнее, пятое предложение, запишете на самоподготовке. Это ваше домашнее задание.

- Теперь давайте найдем в рассказе слова, обозначающие признаки предметов и подчеркнем их. Как подчеркиваются такие слова?

Чтение предложения, нахождение нужного слова, подчеркивание.

9. Дидактическая игра «Поединок знатоков»

- Вы хорошо справились с заданием, нашли в тексте слова, обозначающие признаки предметов. А теперь потренируемся в устном подборе признаков к предмету.

Дети работают в парах:  Оля читает слово на карточке, задает вопрос, Лёша подбирает признак.

Оля-  Лёша               мороз  волк

Вика- Данил             снег    дерево

Ангелина- Нина         лес   ёж

Владик- Юля            сосна  небо

10. Подведение итогов. (18  слайд)

Подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали? Какое задание показалось самым интересным? самым трудным? Чья работа на уроке понравилась? Кто был самым активным? Мне очень понравилась работа … . (оценивание)

11. Рефлексия.

- У вас на столе – карточки настроения. Возьмите ручки и напишите букву «я» около того рисунка, который соответствует вашему настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы  в работе с обучающимися по теме "Глагол"...