Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности . Во 2 «Б» классе по теме:«Дифференциация звуков [Ж] - [Ш»
Задачи: 1) Коррекционные: - уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ш - Ж]; - установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции; - совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление); - обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи); - совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи); - развивать высшие психические процессы. 2) Обучающие: - вспомнить правило правописания жи – ши. 3) Здоровьесберегающие: - содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. 4) Воспитательные: - формировать положительную учебную мотивацию; - воспитывать чувство эмпатии (сопереживания). Оборудование: рабочие тетради детей, наглядный и демонстрационный материал, предметные картинки на звуки «ж» и «ш», компьютер, мультимедиа - проектор, экран, колонки; презентация в программе Microsoft Office Power Point.
Ход занятия:
I. Организационный момент Долгожданный дан звонок, Начинается урок. А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов.) Эмоциональный настрой - Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии. Игра-пожелание «Удачи тебе!» Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: - Желаю (соприкасаются большими пальцами) - успеха (указательными) - большого (средними) - во всём (безымянными) - и везде (мизинцами). - Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.) II. Сообщение темы занятия (слайд2) - Отгадайте загадки: Жу-жу-жу, Жу-жу-жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я твержу весной и летом. - Кто это жужжит на ветке? Сколько звуков в слове ЖУК? Назовите звуки по порядку. Назовите 1-й звук. Мохнатенький гудит, За сладеньким летит. Работник садовый – Поясок медовый. - Сколько звуков в слове-отгадке? Назовите звуки по порядку. Назовите 1-й звук. Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [ш] и [ж] и буквы ш и ж.) III. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Ж – Ш - Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.(слайд2)
АРТИКУЛЯЦИЯ [Ш] (слайд3) - Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
- Кончик широкого языка поднят вверх.
- Язык принимает форму «чашечки».
- Голосовые складки не работают, голоса нет.
Звук [ш] согласный, твердый, глухой.
АРТИКУЛЯЦИЯ [Ж] (слайд4) - Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
- Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».
- Голосовые складки вибрируют, голос есть.
Звук [ж] согласный, твердый, звонкий. Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий. Звонкость – глухость проверяем двумя способами. (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши.) (слайд5) IV. Связь звука с буквой (слайд6) - Какими буквами обозначаются звуки на письме? На что похожа буква «ша»? (На шарф.) На что похожа буква «же» (На жука.) Посмотри на букву Ш. Буква очень хороша! Потому, что из неё Можно сделать Е и Ё. Ж похожа на жука, Только не жужжит пока. V. Гимнастика для глаз В противоположных углах класса находятся рисунки насекомых. - Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите бабочку. А теперь посмотрите направо и глазами найдите муху. Поднимите взгляд вверх, заметили стрекозу? Каких еще насекомых вы знаете? VI. Развитие мелкой моторики Прилетела к нам вчера | | | Дети машут ладошками. | Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, | | | На каждое название насекомого загибают один пальчик. | Как фонарики глаза. | | | Делают кружочки пальцами, подносят к глазам. | Пожужжали, полетали, | | | Машут ладошками. | От усталости упали. | | | Роняют ладони на стол. |
VII. Звуковой синтез - С первых солнечных дней начинает трудиться мохнатый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель. Он неторопливо и внимательно обследует каждый цветок. «Помоги шмелю собрать урожай».(слайд7) Задание - Шмель летает по буквенному полю и собирает буквы. Если шмель соберет буквы правильно, у него получится целое слово. VIII. Динамическая пауза Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Жужжат над лугом в жаркий день Кружащиеся пчелы, шмель мохнатый, и слепень, И майский жук тяжелый. Тише, тише, жуки, жужжите, Не тревожьте теперь камыши! Тише, тише за парты летите, Не будите жужжаньем тиши! IX. Закрепление БЕСЕДА - Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному. - Кто догадается, почему жуков называют: плавунец, усач, щелкун? Что общего заметили в названиях: листоед, короед, мертвоед. Мертвоеды и могильщики - самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьем, находят и поедают трупики зверушек и птиц.(слайд8) Как вы думаете, в природе существует жук – БУКВОЕД? - А вот у нас побывал такой жук, ему очень понравились буквы Ж и Ш. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните понравившееся задание.(слайд9) РАБОТА В ТЕТРАДЯХ Дети самостоятельно, по выбранным ими карточкам, выполняют задания. ПРОВЕРКА.(слайд10,11) X. Итог занятия - Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии? Чем они похожи и чем отличаются? В чем особенность этих звуков? Что особенно запомнилось на занятии?
|
Комментарии
«Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]»
Уважаемая, Диана Михайловна, прочитала и изучила ваш конспект. Интересно раскрыта тема данного занятия, выдержанна структура, применены разнообразные задания. Мне очень понравилось, что вы применяете различные виды речевой деятельности. Очень интересные упражнения на развитие мелкой моторики, некоторые из которых использую на своих уроках. Спасибо Вам и дальнейших успехов в вашем нелёгком труде.