Доклад: "Работа по реабилитации в коррекционной школе III-IV видов."
материал по теме

Жизнь убедительно доказывает, что благоприятное самочувствие ребенка в школе-интернате находится в прямой зависимости от содержания и формы организации его жизнедеятельности во внеурочное время. Педагоги вместе с детьми стремятся организовать как можно больше различных дел, провести больше мероприятий. В своей работе по развитию социально-активной личности они используют следующие методы работы: беседы, лекции, участие в конкурсах, концертах, подготовка общешкольных праздников чтение и обсуждение литературы, оформление выставок рисунков и рисование плакатов к большим праздникам для украшения холла, изготовление пособий, труд по самообслуживанию и общественно-полезный труд и многое другое.

Развитие социальной активности и творчества детей при подготовке бесед, вечеров, конкурсов тесно связано с коллективной деятельностью. Умение высказать свое мнение, считаться с мнением других, оценивать сделанное, быть ответственным за порученное дело, от выполнения которого зависит общий успех - все эти качества развиваются при подготовке и участии в мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rabota_po_reabilitatsii_2014g.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов».

Совещание при директоре.

ТЕМА:

Учитель-дефектолог

Чумаченко Т.А.

21. 03. 2014г.

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть, медицинские мероприятия и педагогические, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Анализируя поведение детей с нарушением зрения, обнаруживаешь у них подчас неумение установить контакт с окружающими людьми, болезненную внутреннюю скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми. В этих случаях  слепые и слабовидящие дети предпочитают ради сохранения внутреннего равновесия уходить от контакта – у них проявляется так называемый социальный аутизм.

     Вместе с тем, не имеющее отклика стремление к людям, неудовлетворённое желание испытать на себе их внимание создают ощущение дискомфорта, приводят к длительным психоэмоциональным угнетениям в виде депрессии, неверия в свои силы, отчуждённости. Особенно это проявляется у тотально слепых детей.  Изолированный в силу дефекта ребёнок-инвалид лишён возможности свободного передвижения и общения.

Уход  в  эстетическую  творческую  деятельность -  попытки сочинять   стихи, писать   музыку,   что-то мастерить руками   и   т.п.   -   нередко оказываются  едва ли  не единственным  способом  выйти  из тупика  социальной депривации и одиночества. Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. Проблема, однако, состоит в том, что после окончания школы инвалид по зрению опять оказывается в условиях узкого семейного общения.

 Общение - главный канал, поставщик различных переживаний, отражающих жизнь человека. Особое значение общение приобретает в жизни инвалида по зрению, когда он включается в эстетическую творческую деятельность, попадает в коллектив, где находит отклик на свое творчество. Но творческие качества могут у инвалидов по зрению не развиться, если не будет оказана помощь, позволяющая им понять те позитивные стороны своей психики, за счет которых они смогут утвердиться в жизни, найти понимание и проявить себя в обществе.

 В школе-интернате проводятся реабилитационные мероприятия с обучающимися по следующим направлениям: 

1. Педагогическая реабилитация

Жизнь убедительно доказывает, что благоприятное самочувствие ребенка в школе-интернате находится в прямой зависимости от содержания и формы организации его жизнедеятельности во внеурочное время. Педагоги вместе с детьми стремятся организовать как можно больше различных дел, провести больше мероприятий. В своей работе по развитию социально-активной личности они используют следующие методы работы: беседы, лекции, участие в конкурсах, концертах, подготовка общешкольных праздников чтение и обсуждение литературы, оформление выставок рисунков и рисование плакатов к большим праздникам для украшения холла, изготовление пособий, труд по самообслуживанию и общественно-полезный труд и многое другое.

Развитие социальной активности и творчества детей при подготовке бесед, вечеров, конкурсов тесно связано с коллективной деятельностью. Умение высказать свое мнение, считаться с мнением других, оценивать сделанное, быть ответственным за порученное дело, от выполнения которого зависит общий успех - все эти качества развиваются при подготовке и участии в мероприятиях.

Работа тифлопедагогов, учителей трудового обучения и домоводства по реабилитации.

Очень важны в реабилитационной работе со слепыми и слабовидящими детьми коррекционные уроки.

На уроках охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия проводятся специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др., что способствует снятию зрительной нагрузки, напряжения глаз. Упражнения  поддерживают зрение и в зависимости от заболевания улучшают его. Также идет развитие на уроках всех сохранных анализаторов.

 На уроках мимики и пантомимики дети учатся общаться, быть раскованными, и не стесняться окружающих, что очень важно, особенно для незрячих. На уроках  даётся информация, применяются упражнения на развитие коммуникативного общения, расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер. Дети учатся  прослушивать выразительное  исполнение произведений.     Анализируем     живую     речь,     проводим     упражнения     в выразительном исполнении текста. Работаем над сценическим движением, над мимикой, пантомимикой (особенно со слепыми детьми) Инициативе, самостоятельности, творчеству открывается широкий простор.

А уж получив положительную оценку, пережив чувство радости от сделанного коллективом, ребенок чувствует сопричастность к общему делу, у него появляется смысл творить хорошее, доброе, желание в следующий раз проявить себя, участвовать в общем деле.

Для детей-инвалидов по зрению всегда принципиально важно, чтобы их понимали и принимали как равных, без излишней опеки.

Очень важны для незрячих детей уроки пространственной ориентировки, где ребята познают окружающий мир, включая сохранные анализаторы, учатся ориентироваться в малом и большом пространстве, приобретают навыки пользования трости при передвижении, что в дальнейшей жизни им так необходимо.

Такие уроки как домоводство, трудовое обучение, предметно-практическая деятельность, СБО, трудотерапия в нашей школе меняет отношение инвалидов с другими людьми, т.е. улучшает их социальную реабилитацию. В процессе труда. При выполнении какой-либо работы у детей развивается не только трудолюбие, но и усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, умение выбирать правильные способы выполнения действий, способность доводить начатое дело до конца - все те качества, без которых невозможна дальнейшая жизнь.

На этих урока учащиеся учатся готовить, шить, вязать,, мастерить, ухаживать за своим внешним видом, жилищем, пользоваться бытовой техникой. Выходя со стен школы, дети владеют навыками самообслуживания, полностью подготовлены к самостоятельной жизни.

 Реабилитация средствами физической культуры и спорта.

В нашей школе физическое воспитание является важным средством всестороннего развития детей. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.

 У большинства слабовидящих учащихся отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений.

Работа на уроках физического воспитания направлена на коррекцию недостатков физического развития, на их предупреждение и устранение.

В учебный план включены не только занятия по программе массовой школы, но и специальные уроки по лечебной физкультуре. Ежедневно все учащиеся школы организованно занимаются утренней гимнастикой. Ребята с удовольствием посещают спортивную секцию, участвуют в городских, областных и всероссийских соревнованиях.

Еще одно важное условие для педагогической реабилитации детей - положительные эмоции, положительная оценка взрослым, переживания со стороны детей. Похвала - мощный жизненный стимул.

В школе плодотворно работает 7 методических объединений. Педагогами разработаны и апробируются авторские программы.

Выпускники подтверждают полученные знания на вступительных экзаменах в высшие  и средние учебные заведения и становятся настоящими специалистами в области медицины, педагогики, юриспруденции, музыки и т.д.

2. Социально-психологическая реабилитация.

В школе-интернате работают социальный педагог и педагог-психолог, которые осуществляют психологическое и социальное сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения в целях интеграции в современный социум.

Работа школьного психолога предполагает проведение психодиагностики и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей их личности, психологическое консультирование для оказания квалифицированной помощи в формировании адекватного отношения к своим физическим ограничениям, в правильном понимании и налаживании межличностных отношений.

3. Медицинская реабилитации.

Учащиеся находятся под наблюдением врача педиатра и офтальмолога, работа которых направлена на сохранение остаточного зрения и восстановление утраченных зрительных функций. Для этого проводится медикаментозное лечение, вовремя делаются необходимые операции в Медицинском центре «Преодоление» г. Ст. Оскол.

4. Социокультурная реабилитация

 В школе работает библиотека. В фонде библиотеки имеются говорящие книги, книги рельефно-точечного шрифта, укрупненного шрифта и т.д. Ежемесячно библиотека получает периодические издания. Дети самостоятельно пишут рассказы, стихи которые помогают им развивать свои литературные, художественные способности, фантазию, эстетический вкус и т.д. Под руководством библиотекаря, детские произведения отправляются в журнал «Наша жизнь для дальнейшей публикации.

 В школе-интернате работают кружки: мягкой игрушки, танцевальный, плавание, «Хозяюшка», «Мир аквариума», «Вязание», «Очумелые ручки» и т.д.

6. Профессиональная реабилитация

Одной из задач которой является повышение социальной успешности выпускников (поступление в ВУЗы, устройство на работу по специальности). Профессиональная ориентация учащихся школы-интерната – это комплекс мер (мероприятия, беседы, поход в центр занятости, поездки в те учреждения, куда планируют поступать дети по окончании школы), направленных на формирование необходимого уровня предпрофессиональных навыков с целью дальнейшего их самоопределения.

Рекомендации

педагогам и психологу школы:

 В процессе  реабилитационной работы необходимо учитывать:

1. Состояние здоровья детей;

2. Личностно-ориентированный подход;

3. Не оставлять без внимания просьбы и желания детей;

4.Использовать   специальные   методы   и   приемы   работы,   интересные   формы организации    внеурочной деятельности.

5. Почаще хвалите детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

доклад на тему "Комплексная профессионально-трудовая реабилитации в коррекционной школе № 10 VIII вида".

         Коррекционная школа VIII вида – это специальное общеобразовательное учреждение для детей  с ограниченными возможностями здоровья. Основными задачами школы...

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида.

Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида. Коррегирующее влияние уроков труда на умственную деятельность обучающихся....

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида" к выступлению на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида

Продолжение презентации «Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».к выступлению  на семинаре...