Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час (9 класс) по теме
Данный классный час расчитан для детей-коррекционной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_klassnogo_chasa.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Блокада Ленинграда»
Цель:
совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.
Оборудование: фильм « Блокадный Ленинград», записи на доске, фото- слайды, выставка книг о ВОВ, музыкальное оформление.
Эпиграф:
Всем героическим защитникам Ленинграда,
Всем участникам прорыва и снятия блокады города,
Всем пережившим страшную 900 дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смерть храбрых
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Ход классного часа.
- Орг. Момент
- Сообщение темы.
27 января 2014 года - исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
3. Беседа
Ученик:
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона города Ленинграда (С-Петербург), который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. Люди жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода. Нет ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев - это каждодневный подвиг.
«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и непрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».
Несмотря на героизм и отвагу, в сентябре 1941г. враг подошел к городу и окружил его. На защиту города поднялись все жители и в короткий срок превратили его в крепость.
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.
Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.
- 125 грамм - это была дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде. Мягкий, душистый, вкусный. Каждый день мы привыкли видеть его на своём столе в изобилии. Порой мы относимся к хлебу небрежно, выбрасываем недоеденные куски, не ценим его и не думаем о том, что когда- то это был шанс выжить, не умереть с голода для тысяч ленинградцев. Помните об этом всегда и берегите хлеб.
- На защиту своего города встали не только взрослые, но и дети.
Немало ленинградских мальчишек сражалось с врагом. Одним из них был тринадцатилетний ученик ленинградской школы №24 Володя Бобрищев-Пушкин, который решил уйти на фронт. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемет, расположенный в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к её дверям, рванул их и швырнул вглубь гранату... Пулемет умолк. На мундире убитого эсесовского офицера сверкал фашистский крест.
Учитель: Многие подростки находились в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, вместе с взрослыми партизанами подрывали воинские эшелоны врага. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.
- Прослушайте песню про тринадцатилетних мальчишек, которые защищали родной город.
Песня «В далеком тревожном году» (фото детей)
- За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, теплой одежды, многие дети учились.
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах, где проходили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофий. А к ней прибавилась и цинга.
Работа с новым словом
Дистрофия – это серьезное заболевание, при котором происходит истощение организма.
Цинга – заболевание десен, при котором кровоточат десна и качаются зубы.
Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Стих О.С.
Девчонка руки протянула
И головой
На край стола.
Сначала думали - уснула,
А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель вымолвил, что снова
Занятья - после похорон.
Вся страна помогала Ленинграду в его борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо по Ладожскому озеру. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни.
(Картинки автоколонны)
Ученик : И было так: на всем ходу машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк.
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак: их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - 2 тонны? Он спасет 16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей пайки получат на заре,
125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.
Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе и победили.
27 января 1944 гола блокада была снята.
- А теперь я предлагаю вашему вниманию фильм «Блокада Ленинграда», который снят во время тех событий.
ФИЛЬМ
- Закрепление.
- Ребята, какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?
- Что вам больше запомнилось?
Вывод: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы взрослые и дети в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.
- Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его, но недуживших до наших дней, минутой молчания.
Учитель: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней – 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
Стих О.С.
*Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что достали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже, если это правда,
Такая правда – не права.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
песня «Журавли»
- За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
- Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
- Ребята, каждый человек должен знать историю Великой Отечественной Войны, которую пережил весь мир и все граждане нашей страны. Более подробно об этом вы можете узнать из книг. Вашему вниманию представлена выставка книг, в которых описаны различные случаи и события жизни народа во времена войны 1941-1945 гг. Можете познакомиться с ней на перемене.
- А сейчас наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"
классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час "Блокада ЛДенинграда"...
Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде
Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград" p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...
Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)
Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....
Классный час "Блокада Ленинграда"
В работе предлагается классный час посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...
Разработка классный "Блокадный Ленинград"
Блокадный Ленинград...
Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара
quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...