Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час (9 класс) по теме

Михайлова Светлана Анатольевна

Данный классный час расчитан для детей-коррекционной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_klassnogo_chasa.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Блокада Ленинграда»

Цель:

 совершенствование духовно - патриотического развития учащихся,  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну,  воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны, способствовать развитию мышления и познавательной активности.

Оборудование: фильм « Блокадный Ленинград», записи на доске, фото- слайды, выставка книг о ВОВ, музыкальное оформление.

Эпиграф: 

Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады города,

Всем пережившим страшную 900 дневную блокаду,

Всем ныне живущим и павшим смерть храбрых

 ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Ход классного часа.

  1. Орг. Момент

  1. Сообщение темы.

 27 января 2014 года -  исполнилось 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.  Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.  70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

3. Беседа

Ученик:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине,

Идут легенды о войне.

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона  города Ленинграда (С-Петербург), который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. Люди жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода. Нет ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев - это каждодневный подвиг.

 «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и непрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Несмотря на героизм и отвагу, в сентябре 1941г. враг подошел к городу и окружил его. На защиту города поднялись все жители и в короткий срок превратили его в крепость.

Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам.  Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.  

Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

- 125 грамм - это была дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде.  Мягкий, душистый, вкусный. Каждый день мы привыкли видеть его на своём столе в изобилии. Порой мы относимся к хлебу небрежно, выбрасываем недоеденные куски, не ценим его и не думаем о том, что когда- то это был шанс выжить, не умереть с голода для тысяч ленинградцев. Помните об этом всегда и берегите хлеб.

-  На защиту своего города встали не только взрослые, но и дети.

Немало ленинградских мальчишек сражалось с врагом. Одним из них был тринадцатилетний  ученик ленинградской школы №24 Володя Бобрищев-Пушкин, который  решил уйти на фронт.  Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемет, расположенный в здании бани. Под сильным огнем Володя подполз к её дверям, рванул их и швырнул вглубь гранату... Пулемет умолк. На мундире убитого эсесовского офицера сверкал фашистский крест.

Учитель: Многие подростки находились в партизанских отрядах. Они распространяли листовки, ходили в разведку, вместе с взрослыми партизанами подрывали воинские эшелоны врага. Многие юные патриоты погибли в боях за Родину.

- Прослушайте песню про тринадцатилетних мальчишек, которые защищали родной город.

Песня «В далеком тревожном году» (фото детей)

    -  За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

 Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах, где проходили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофий. А к ней прибавилась и цинга.

 Работа с новым словом

Дистрофия – это серьезное заболевание, при котором          происходит истощение организма.

Цинга – заболевание десен, при котором кровоточат десна и качаются зубы.

Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Стих  О.С.

Девчонка руки протянула

И головой

На край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья - после похорон.

Вся страна помогала Ленинграду в его борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо по Ладожскому  озеру. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни.

(Картинки автоколонны)

        Ученик : И было так: на всем ходу машина задняя осела.

        Шофер вскочил, шофер на льду.

        Ну, так и есть, мотор заело.

        Ремонт на 5 минут - пустяк.

        Поломка эта - не угроза,

        Да рук не разомкнуть никак: их на руле свело морозом.

        Чуть разогнешь - опять сведет.

        Стоять? А хлеб? Других дождаться?

        А хлеб - 2 тонны? Он спасет 16 тысяч ленинградцев.

        И вот в бензине руки он смочил, поджег их от мотора

        И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони.

        Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари.

        16 тысяч матерей пайки получат на заре,

        125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

        О, мы познали в декабре:

        Не зря «священным даром» назван

        Обычный хлеб, и тяжкий грех

        Хотя бы крошку бросить наземь.

Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе и победили.

27 января 1944 гола блокада была снята.

- А теперь я предлагаю вашему вниманию фильм «Блокада Ленинграда», который снят во время тех событий.

ФИЛЬМ

  1. Закрепление.

- Ребята, какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?

- Что вам больше запомнилось?

Вывод: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы взрослые и дети  в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.

- Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его, но недуживших до наших дней, минутой молчания.

Учитель: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней – 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Стих О.С.

*Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы и убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда – не права.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили,      как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна!

 песня «Журавли»

- За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

- Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

-  Ребята, каждый человек должен знать историю Великой Отечественной Войны, которую пережил весь мир и все граждане нашей страны. Более подробно об этом вы можете узнать из книг. Вашему вниманию представлена выставка книг, в которых описаны различные случаи и события жизни народа во времена войны 1941-1945 гг. Можете познакомиться с ней на перемене.

- А сейчас наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"

классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада ЛДенинграда"...

Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде

Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград"  p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Классный час "Блокада Ленинграда"

В работе предлагается классный час  посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...

Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара

quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...