Трудности формирования орфографических навыков
статья по теме

Березина Татьяна Николаевна

пути преодоления трудностей формирования орфографических навыков у учащихся с нарушением письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_form_orfogr.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

  Трудности формирования орфографических навыков.

С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Она является серьёзным препятствием в овладении учащимися школьной программой. Коррекция нарушений письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся. Динамика нарушений зависит от своевременности начала коррекции. Часто, после исчезновения специфических  ошибок, остаётся большое количество орфографических ошибок, являющихся очень стойкими. Хорошо зная правила, дети затрудняются в их применении. Причиной трудностей формирования орфографических навыков является сохраняющаяся у этих детей языковая незрелость, а также отсутствие интереса к предмету, неправильно сформированный навык чтения, бедный словарный запас, неумение находить связь между изучаемыми предметами.

Пути преодоления трудностей:

1.Формирование интереса к русскому языку. Использование       занимательного материала (загадок, пословиц, стихов, игр, ребусов, кроссвордов).

2.Работа над орфографическим и орфоэпическим чтением.

3.Использование орфографических сказок, аналогий, сравнений при  изучении понятий «ударение», «орфограмма», «подлежащее» и т.п.

4. Для развития словарного запаса использовать речевые игры.

5. Работа над развитием орфографической зоркости:

  • Письмо с проговариванием
  • Списывание
  • Комментируемое письмо
  • Письмо с предварительной подготовкой
  • Письмо по памяти
  • Творческие работы (с определённой орфограммой)
  • Зрительный диктант
  • Картинный диктант
  • Немой диктант (с картинки записать все предметы, действия предметов, признаки предметов на определённую орфограмму)
  • Выборочный диктант
  • Диктант с обоснованием
  • Диктант по памяти(слова, обозначающие овощи, посуду, инструменты)
  • Устный кроссворд
  • Диктант «бегущая строка»
  • Игра «минное поле» (пишут на доске до первой ошибки)
  • Графические диктанты
  • Кодированный диктант
  • Работа с деформированным текстом
  • Творческий диктант
  • Свободный диктант
  • Продолжи пословицу
  • Диктант «проверяю себя»
  • Зрительный диктант «найди ошибку»

Работа над ошибками:

Учить работать по памятке (алгоритму)

Вести учёт ошибок, постоянно включая слова в работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию орфографических навыков учащихся.

Работа по формированиюорфографических навыков учащихся.          Чтобы сформировать у школьников прочные навыки грамотного письма, учителя – словесники при...

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...

Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией.

Научно-методическая статья, исследующая проблему возникновения дизорфографии у детей младшего школьного возраста....

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Задание, направленное на формирование орфографических навыков

Задание содержит текст и таблицу, котрую необходимо заполнить примерами их текста....