Статья "Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР".
статья по теме
У детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Понимание процесса усвоения структуры родного языка детьми с различными отклонениями в речевом развитиии обеспечивает выбор наиболее рациональных и эффективных путей преодоления у них общего недоразвития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_ns_portal.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 2 комбинированного вида Московского административного района
г. Санкт-Петербурга
Особенности овладения грамматическим строем речи
в онтогенезе и у детей с ОНР дошкольного возраста.
Столярова Анна Леонидовна учитель-логопед
2014г.
Содержание:
1. Актуальность данной темы.
2. Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе.
3. Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР дошкольного возраста.
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: у них нарушено звукопроизношение, словарный запас отстаёт от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Такие дети не усваивают в полном объёме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Основные трудности проявляются при развёрнутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Особенности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе
Ряд авторов (Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф.) рассматривали проблемы развития грамматического строя языка детей с нормой речевого развития.
Общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушаются все компоненты речи: помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи. Для более полной характеристики особенностей нарушения лексико-грамматических
конструкций у детей с общим недоразвитием речи, необходимо рассмотреть
их формирование в норме.
При нормальном развитии речи к двум годам у некоторых детей появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания.
И уже на третьем году жизни ребенок при полноценном развитии речи начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.
Он связывает слова в предложения, согласует их в роде, числе, нередко при этом, допуская ошибки в падежных окончаниях; различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ребёнок начинает
согласовывать прилагательные с существительными. При этом он пользуется ,как однословными предложениями, так и предложениями из нескольких слов.
Первые словосочетания либо заимствованы из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Четвёртый год жизни характеризуется интенсивным овладением лексико-грамматического строя языка. Дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, над, под, из после), пользуются существительными и глаголами во множественном числе. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существитель-
ные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трёх родов, существительные с числительными в именительном падеже. На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическими конструкциями и пользуются ими достаточно свободно. Они реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе.
Позже дети овладевают в основном грамматически правильной речью:
-строят различные по конструкции предложения;
-согласовывают слова в роде, числе, падеже;
-верно спрягают часто употребляемые глаголы.
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР дошкольного возраста
Ряд авторов (Короткова А.В., Дроздова Е.Н., Зикеев А.Г., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б.) отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя речи у детей с ОНР. Однако вопрос о его особенностях до настоящего времени остается одним из недостаточно изученных в логопедии. С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи данная категория детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Если при нормальном развитии речи однажды воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и даёт большое количество случаев образований форм слов по аналогии, то при нарушениях речевого развития дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. А поэтому в грамматическом оформлении одних и тех же синтаксических построений имеются непредвиденные колебания. Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных.
Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. В случаях тяжёлого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике). В менее тяжёлых случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.
У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических
средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических конструкций:
-смешение падежных форм («едет машину» - на машине);
-частое употребление существительных в именительном падеже, вместо необходимых падежей;
-неправильное употребление числа, рода и времени глаголов;
-неумение согласовывать существительные с числительными («два карандаш» - два карандаша);
-отсутствие согласования прилагательных с существительными («небо синяя», «солнце огненная»).
Дошкольники неправильно соотносят существительные и местоимения («солнце низко, он греет плохо»), допускают ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет воды», «кладет на дров»). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов («мальчик рисуют»). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
Исследователи (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, С. Н. Шаховской) выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный
шары, много ложков);
2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
5) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Несформированность грамматического строя речи проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги из, около, возле, из-за, из-под), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог через), дательного падежа для обозначения лица, к
которому направлено движение, и места движения (предлоги к, по),
предложного падежа для обозначения места (предлоги в, на). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще.
Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм
именительного и родительного падежей множественного числа некоторых
существительных (окна-окны, стулья-стулы).
Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний, включающих количественные числительные (пять стула). Реже наблюдается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
У детей с III уровнем речевого развития обнаруживается несформирован-
ность навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковный - морковенный), уменьшительно-ласкательная форма (ведерко-ведрочко).
Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Понимание процесса усвоения структуры родного языка детьми с различными отклонениями в речевом развитии обеспечивает выбор наиболее рациональных и эффективных путей преодоления у них общего недоразвития речи.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.
В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года)....
Развитие словарного запаса и грамматического строя речи у дошкольников.
Развитие словарного запаса и грамматического строя речиПредлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с детьми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и задач...
Грамматический строй речи дошкольника
семинар-практикум для воспитателей ДОУ...
Эффективность применения игровой деятельности при коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
методический материал...
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх с мячом
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...
Формирование лексико-грамматического строя речи через игру у дошкольников с общим недоразвитием речи
Учитывая возрастные, характерологические особенности дошкольников с ОНР, речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, важно уже с первых занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание...
Конспект урока по формированию грамматического строя речи в 6 слабослышащем классе на тему «Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных»
Урок направлен на формирование у глухих и слабослышащих учащихся умения устанавливать смысловую и грамматическую связь между существительным и прилагательным; умения строить предложение на основе зада...