Развитие мелкой моторики руки
консультация по теме

Хорошилова Елена Борисовна

В коре головного мозга центры отвечающие за речевую моторику и мелкую моторику руки находятся рядом друг с другом. Поэтому стимулируя одну зону, мы стимулируем другую. Развивая мелкую моторику руки мы также способствуем развитию внимания, памяти, речи и мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruki.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

        В коре головного мозга центры отвечающие за речевую моторику и мелкую моторику руки находятся рядом друг с другом. Поэтому стимулируя одну зону, мы стимулируем другую. Развивая мелкую моторику руки мы также способствуем развитию внимания, памяти, речи и мышления. Целью занятий по развитию ловкости и точности движений пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. Это происходит благодаря связи между полушариями коры головного мозга. Чем крепче эти связи, тем активнее мыслительный процесс, точнее внимание, выше развитие способности.

        Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развития, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

        Вот несколько правил, которые следует соблюдать при проведении пальчиковой гимнастики:

  1. Пальчиковую гимнастику лучше всего проводить перед основными занятиями в качестве разминки. 
  2. Занятие нельзя проводить, когда ребенок болен, устал или находится в плохом настроении. 
  3. У ребенка должен быть свой рабочий уголок
  4. Необходимо исключить все отвлекающие факторы
  5. Занятия должны носить игровой характер, 
  6. Продолжительность занятия не должна быть больше 7-10 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

- игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

«Массаж подушечек пальцев рук»

«Массаж фаланг пальцев»

«Массаж прижимающий»

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Самомассаж горохом»

«Горох и фасоль»

«Колечки»

«Гладь мои ладошки, ёж»

• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

«Цепочки»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

«Соединение одноимённых пальцев»

«Пианист»

«Пальчики кивают»

«Горошки»

«Упражнение с пробками»

«Упражнение со счётными палочками»

«Пальцеход»

«Колодец»

• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«Ладонь – кулак»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

• Упражнения с различными предметами (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Упражнение с эспандерами»

«Упражнение со стопором»

«Упражнение с пробками»

«Узловка»

«Упражнение с чётками»

«Упражнение с бусами»

«Упражнение со счётными палочками»

«Пальцеход»

«Комканье платка»

«Колодец»

«Горох и фасоль»

«Все узлы переберу»

«Мне дала синичка хрупкое яичко»

«Волшебные орешки»

«Будь сильней моя рука»

• Гимнастика для пальцев:

«Щелчки»

«Потягивание за кончики пальцев»

• Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Игры с прищепками. Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками – развитие мелкой моторики рук. Также эти игры на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. А самое главное, они стимулируют речевую активность детей.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать детям от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают детей  к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Игровая деятельность по развитию мелкой моторики руки ребенка.

Одна  из первоочередных задач воспитания ребенка в детскомсаду – развитие полноценной речи.  В последние годы в связи с различными причинами увеличивается процент детей, имеющих различные ре...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Рекомендации по развитию мелкой моторики руки

Необходимость развития мелкой моторики руки описана разными авторами. Здесь предлагаются некоторые практические советы, игры, развлечения по этой теме....

Развитие мелкой моторики руки:массаж карандашами.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи ...

Развитие мелкой моторики руки обучающихся младших классов с использованием Су – Джок терапии

В материале представлены приемы для развития мелкой моторики детей с использованием терапии Су-Джок...