Практикум для родителей "Мяч и речь"
консультация на тему
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12
города Шебекино Белгородской области»
Практикум для родителей
«Мяч и речь»
Учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР – ДС№12»
Енина Н.В.
Шебекино 2013
Работа с родителями — важная составная часть коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка, закреплять достигнутое в детском саду. Порой родители даже не знают, что сделать это можно весело и интересно. Задача логопеда — показать им, как можно учиться играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.
Цели:
научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
расширить словарный запас.
Оборудование: мяч с изображением лица человека; ножницы; клей; нитки; карандаши; фольга; мешочек с массажными мячами; коробка с мячами двух размеров (большой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча разного цвета и размера.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?
Дети отвечают.
А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.
А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.
Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.
Пальчиковая гимнастика
Будем мячики считать.
Дети сжимают и разжимают все пальчики.
Этот мяч — он из резины.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать,
Выполняют круговые движения между ладонями.
Будем с ним мы играть.
Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.
Раз, два — прыгай мячик,
Раз, два — и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(Или)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не угнаться за тобой.
Дети, посмотрите, что нам еще принесли.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.
А теперь поиграем.
1. Возьмите массажный мяч в правую руку,обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5.Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и ра зожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.
А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям ). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.
Сейчас мы будем передавать мяч друг другу. Дети и их родители садятся в круг. У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень какая?
Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч
своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по- другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.
Дидактическая игра «Поймай — скажи»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...
Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия
Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь каждый возьмите по мячу с трубочкой и вставайте в круг.
Много с мячиком играли
И немножечко устали.
Встанем дружно все в кружок
И надуем мяч разок.
Сдуем мы его руками
И надуем снова сами.
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли.
Все ребята молодцы!
Получайте-ка призы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12
города Шебекино Белгородской области»
Практикум для родителей
«Мяч и речь»
Учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР – ДС№12»
Енина Н.В.
Шебекино 2013
Работа с родителями — важная составная часть коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка, закреплять достигнутое в детском саду. Порой родители даже не знают, что сделать это можно весело и интересно. Задача логопеда — показать им, как можно учиться играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию.
Цели:
научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
расширить словарный запас.
Оборудование: мяч с изображением лица человека; ножницы; клей; нитки; карандаши; фольга; мешочек с массажными мячами; коробка с мячами двух размеров (большой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча разного цвета и размера.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи?
Дети отвечают.
А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.
А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.
Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.
Пальчиковая гимнастика
Будем мячики считать.
Дети сжимают и разжимают все пальчики.
Этот мяч — он из резины.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать,
Выполняют круговые движения между ладонями.
Будем с ним мы играть.
Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развитие общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.
Раз, два — прыгай мячик,
Раз, два — и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
(Или)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не угнаться за тобой.
Дети, посмотрите, что нам еще принесли.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.
А теперь поиграем.
- Возьмите массажный мяч в правую руку,обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
- Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
- Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
- Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5.Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и ра зожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими.
А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям ). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит. (Потряхивает корзину, мячики стучат об ее стенки.) Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются.
Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем — большие.
Сейчас мы будем передавать мяч друг другу. Дети и их родители садятся в круг. У кого окажется мяч, тот должен ответить на вопрос: осень какая?
Дидактическая игра «Что это? Кто это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч
своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по- другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.
Дидактическая игра «Поймай — скажи»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...
Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? Дети отвечают.
Итог занятия
Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли. Теперь каждый возьмите по мячу с трубочкой и вставайте в круг.
Много с мячиком играли
И немножечко устали.
Встанем дружно все в кружок
И надуем мяч разок.
Сдуем мы его руками
И надуем снова сами.
Ловко вы мячи бросали,
В игры весело играли.
Все ребята молодцы!
Получайте-ка призы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"
Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...
Семинар-практикум "Развиваем пальчики-стимулируем речь ребенка"
Практикум для родителей...
Развитие речи. Практикум "Стили речи", 7 класс
Развитие речи. Практикум "Стили речи"...
Письмовник. Практикум по развитию письменной речи
Программа дополнительного образования для учащихся 8-9 классов...
Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям по развитию речи детей....
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомендации.
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи 5-9 класс. Методические рекомедации....
Программа элективного курса для учащихся 11 класса «Практикум письменной и устной речи по английскому языку», 34 часов
Программа курса ориентирована на подготовку учащихся к итоговой аттестации по иностранному языку в формате ЕГЭ. Рабочая программа предназначена для обучающихся 11 к...