"Добрый след в твоей жизни"
методическая разработка (7 класс) по теме
Методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dobryy_sled.docx | 25.67 КБ |
mozhno_i_nelzya_realnoy_zhizni.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Тема «Добрый след в твоей жизни»
Составила и провела: воспитатель Гусева Н.Р.
Форма проведения: откровенный разговор
Цель: формировать представление детей о национальных особенностях северного края. Развивать интересы и склонности в выборе профессии. Воспитывать уважение к людям труда.
Методические приёмы:
- Педагог. В жизни каждого человека наступает момент выбора своего жизненного пути.
Послушайте заповедь старого мудреца.
«Человек рождается, чтобы оставить след. Добрый его след, как звёздный путь. Добрый свет – товарищ в пути. Сделаешь плохо – доброго не увидишь. Со злом придёшь – сам его испытаешь. Со злом не торопись, с добром спеши. Пожелай людям хорошего – они пожелают тебе добра. Не тревожься, что тяжело: станешь поднимать – поднимешь. Ноги для того, чтобы идти. Голова - чтобы видеть будущее. Пусть будет светлой твоя голова!».
Подумайте и ответьте, почему так говорят:
- Человек рождается, чтобы оставить добрый след в жизни.
- Добрый свет – товарищ в пути.
- Не тревожься, что тяжело: станешь поднимать – поднимешь.
- Голова - чтобы видеть будущее.
Эти заповеди говорят о том, что для каждого человека важно делать добро, необходимо научиться чему-нибудь полезному – делу, чтобы приносить пользу обществу, оказывать помощь нуждающимся, быть добросердечным, уметь почувствовать щедрую душу и злой умысел, отличить добрые намерения от предательства.
- Педагог. Уже с четвёртого класса учителя трудового обучения знакомят девочек со швейным делом, вязанием, плетением простейших узоров бисером. Мальчиков же обучают столярному и слесарному делу. В настоящее время все вы уже достигли каких-то результатов. В этом можно убедиться, посетив выставки детского прикладного творчества, которые проходят в конце учебного года. А вот уже в старших классах ваша деятельность становится более трудоёмкой и ответственней, к ней предъявляются уже другие требования.
Подумайте и ответьте.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы в дальнейшем добиться успехов в познании окружающей действительности и овладении будущей профессией?
Ответы детей: трудолюбие, терпение, настойчивость, внимание, уважение, умение прощать, наблюдательность, аккуратность, исполнительность, целеустремлённость, доброта, щедрость души и т. п.
Можно ли эти человеческие качества назвать «попутчиками жизни?».
Можно ли развить эти качества в себе? Что тебе мешает измениться?
Ответы детей.
- Педагог. Все вы знаете, о том, что уже который год в нашей школе действует программа «Рыбалка», в которой участвуют старшеклассники, в основном мальчики, обладающие хорошими физическими данными. Бригада ребят занимается ловлей рыбы в осенне-зимний период, под руководством учителей – трудовиков. Главное в работе взрослых – не только преподать основы общих знаний, но и обучить детей необходимым трудовым навыкам для социальной адаптации своих выпускников в реалиях жизни на севере. Ведь жить у великой реки Обь и не уметь добывать рыбу нельзя. После инструктажа по правилам безопасности и охране труда, юноши с учителями выезжают на промысел. И дальше всё происходит как на настоящей рыбалке с отцами и старшими братьями: настоящий рыболовецкий стан, место для костра, для просушки сетей и одежды. Место для хранения рыбы, заготовка дров и питьевой воды, протапливание печи в избушке и поддержание порядка в ней. Приготовлением пищи ребята занимаются самостоятельно и сами же приводят в порядок промысловый инвентарь. Разумеется под присмотром опытных наставников. Обучение рыбопромысловому делу в школе полезное дело, особенно если учесть, что в Шурышкарском районе несколько рыбодобывающих предприятий, где всегда ценились и ценятся трудолюбивые руки.
- Продолжите пословицы и поговорки:
Маленькая рыбка лучше большого … (таракана).
И у дохлой щуки живые … (зубы).
Где щуки нет, там … (карась хозяин).
Ищи леща у хвоща, ерша – у … (камня).
Всякая килька лезет в … (селёдки).
- Педагог. Следует напомнить вам о том, какие были школьные поля, где мы выращивали картофель, а затем несколько месяцев она нас выручала. В последние годы, на нашем школьном подворье, на открытых грядках стали выращивать всякую зелёную мелочь: укроп, петрушку, салат, лук, петрушка, свёкла, перец, капуста, морковь, репка и редиску. Бригада учеников, в которую вошли и вы, с педагогами трудового воспитания, установили томатно - огуречную теплицу. Подготовили грунт, вскопали его. Девочки под руководством учителей и воспитателей готовили рассаду для высаживания её в теплице. Много пришлось потрудиться, чтобы вырос хороший урожай. И дальше, осенью вы ели витаминные овощи в неограниченном количестве, некоторый урожай переработали на зиму. И всё это сделали вы, своими собственными руками. С уверенностью можно сказать о том, что вы оставили добрый след в жизни. Но и конечно, нужно с благодарностью низко поклониться нашей северной щедрой и урожайной земле.
- Дидактическая игра «Проверь себя». Попробуй составить мини – программу самовоспитания для подготовки к самостоятельной жизни.
- Какими качествами ты должен обладать, чтобы достичь результатов?
- Каких успехов ты хочешь достигнуть в своей жизни?
- Как ты объяснишь пословицу «Жизнь дана на добрые дела».
- Какие качества ты должен в себе развить?
- В чём важность твоей будущей профессии?
- Итог откровенного разговора.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Литература.
- Педагогическое творчество. №5/08 г.
- Начальная школа. 2010 г. №4.
- Газета «Северная панорама» 2012 г. №42.
- Газета «Северная панорама» 2013 г. №23.
- Газета «Полярный круг» 2008 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Можно» и «нельзя» реальной жизни.
Составила и провела: воспитатель Гусева Н.Р.
Форма проведения: мозговой штурм.
Цель: Тренировать учащихся в аргументации, развивать умение справедливо оценивать события, происходящие в реальном мире.
Приобщать к социальному миру взаимоотношений.
Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Задача:
Развивать умение работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их.
На основе простых ситуаций и некоторых гражданских правонарушений учащиеся должны учиться определять своё отношение к ним, определять свою позицию и в соответствии с этим обоснованно аргументировать.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений, статей из периодической печати и обсуждение прочитанной информации (рассказы, притчи, легенды, стихи, в которых описываются различные жизненные ситуации).
Подбор пословиц и поговорок.
Занятия с психологом, направленных на сплочение детского коллектива .
Проведение теста по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.
Тест по выявлению уровня личностного коммуникативного контроля.
Инструкция. Ответ «да», если вы согласны, или «нет», если не согласны со следующими утверждениями:
- Мне трудно подражать другим людям.
- Чтобы привлечь к себе внимание, я способен на глупый поступок.
- Я умею быть разным в глазах других людей.
- Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
- В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
- В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
- Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.
- Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
- Я могу быть дружелюбным с людьми, которые мне не очень нравятся.
- Я всегда такой, каким кажусь.
Обработка и интерпретация результатов.
Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас можно сказать следующее:
0–3балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться при выборе своего поведения с позицией окружающих людей.
7-10 баллов - у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения в ситуации и даже в состоянии предугадывать впечатление, производимое вами на окружающих.
Итоги озвучить сразу после тестирования.
Процедура выполнения занятия
1. Организационный момент. (1 мин.) Диалог между учениками.
– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.
2. Психогимнастика. (5 мин.) Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение «Один равен одному».
Цель: данная игра позволит создать атмосферу открытости и доверия, эмоциональной свободы, сплочённости – снимет коммуникативные и психологические барьеры, подчеркнув общность каждого со всеми, подымет настроение, активизирует внимание и мышление, создаст положительный настрой на дальнейшую работу.
Техника проведения: Для того, чтобы получше узнать друг о друге,педагог предлагает участникам игру, которая называется «1=1». Все мы сейчас с вами равны, каждый из вас имеет своё место, свой стул. Но сейчас я встану, уберу свой стул и окажусь в неравном положении. Безусловно, мне захочется тоже занять с вами равное положение, т. е. обрести стул. Для этого я буду предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу «Поменяйтесь местами те, у кого есть сёстры» или «…у кого весёлое настроение», или «…кто любит шоколад». И все, кто отвечает данному признаку, должны будут пересесть, поменяться местами. Я же в это время постараюсь занять одно из освободившихся мест. Тот же, кто останется без места, поведёт игру. Эта игра поможет как можно больше узнать друг о друге.
Педагог. Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки.
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы (1 мин.)
« В пути вы узнаете не только то, что делать, но и то, чего не делать»
П. Чистхольм, английский психолог.
Педагог. Как вы понимаете это изречение? Важно ли для вас умение справедливо оценивать события, происходящие в реальной жизни? Можно ли научиться бесконфликтному общению? Можно научиться честно и тактично высказывать своё мнение? Почему дружбу называют школой самовоспитания? Открывается тема занятия: «Можно» и «нельзя» реальной жизни».
4. Обсуждение основных вопросов занятия. (9–10 мин.)
Учащимся предлагается обсудить список житейских ситуаций гражданских правонарушений, которые происходят повседневно и которые можно или нельзя признать уважительными. Определить те ситуации, которые нуждаются в положительном отзыве, а также требующие одобрения или общественного порицания.
- Почему говорят «школьные годы, чудесные».
- Нужно ли быть честным?
- Обида на взрослого. Решение проблемы.
- Потеря книги из библиотеки.
- Оскорбление человека
- Кража сотового телефона из чужой куртки.
- Очевидец несчастного случая (на улице, на дискотеке, в магазине). Как поступить?
- Как вы относитесь к телевизионной рекламе и рекламе вообще?
- Можно ли по внешнему виду определить, что это хороший человек и ему можно доверять?
- На какие темы можно говорить с незнакомыми людьми?
- Можно ли испортить впечатление (мнение) о себе? Как и чем?
- Вызовет ли окрик в спину в вас негативную реакцию? Объясните.
Учащиеся усаживаются в круг и по одному высказывают мнение по одному из приведённых ситуаций. Если ребята согласны с автором аргументов, они поднимают жёлтую карточку, если не согласны, то поднимают красную карточку и объясняют свою позицию, приводят свои аргументы. Постепенно распределяют ответы на «можно» и «нельзя» реальной жизни.
5. Педагог. Каждый человек стремится к общению с другими людьми. С детства вы усваиваете набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. Что значит это выражение? А существуют ли секреты этих правил? Несомненно, прежде всего, необходимо осознать свои личные особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые личные открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.
Чему учат эти пословицы? Подумайте и определите, какие из них можно взять в свою жизнь. Распределите части пословицы на «можно» и «нельзя».
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
За своё вступайся, за чужое не хватайся.
Труд кормит, а лень портит.
Добрый сын отцу радость, а худой – печаль.
6. Педагог. Совместно с детьми выработать житейские правила событий, происходящих в реальной жизни:
- Будь всегда честен по отношению к себе и другим людям.
- Быть дружелюбным и справедливым лучше, чем злым и раздражительным.
- Поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы обращались с вами.
- Учиться культурному времяпровождению.
- Уметь тактично высказывать своё мнение.
- Развивай умение слушать и слышать себя и другого человека.
- Оказывать поддержку всем, кто нуждается в твоей помощи, независимо от возраста.
- Соблюдай сам эти правила и требуй соблюдения этих правил от других.
- Итог мозгового штурма. Невербальный контакт. Задача: передать сообщение партнеру невербальными средствами – «Я бы хотел с тобой еще раз встретиться», «Не сердись на меня», «Ты самый лучший мой товарищ». Каждый выбирает себе партнера произвольно.
Педагог также передаёт сообщение детям «Спасибо за общение».
Материалы для выполнения упражнения.
- Список ситуаций.
- Карточки с пословицами и поговорками.
- Сигнальные карточки красного и жёлтого цвета.
Литература.
- Н. И. Дереклеева. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М. «5 за знания». 2005.
- А. Н. Афанасьев. Пословицы и поговорки. М. 1996.
- Методическое пособие «Обучение через общение».2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Твоя жизнь – твой выбор»
Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...
Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"
Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....
Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"
Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....
Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"
Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...
Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...
«Добрый след Василия Пескова»
Районная краеведческая конференция «Литературное краеведение» Тема: «Добрый след Василия Пескова»...