Лексическая тема "Весна" для старшей подготовительной группы
план-конспект занятия по теме

Бесшапошникова Елена Владимировна

Расширение представлений о весне, о явлениях природы, расширение словаря по теме "Весна", развитие связной речи, речевого слуха, развитие памяти, внимания, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Коррекционные:        Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза слов. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с союзом а).

Развивающие:        Развивать связную речь, фонематические процессы, речевой слух, логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторики.

Воспитательные :       Воспитывать языковое чутьё и любовь к природе, прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

Ход занятия

Орг. момент.

- Сядет тот, кто назовет картинку двумя словами: что это, и какое? (желтое солнце, зеленые листья, серое пальто, голубое небо, весенний цветок)

Игра «Подбери признак»

- Сейчас мы поиграем в игру «Подбери признак».

- Скажите, весна какая? - (ранняя, поздняя, прекрасная).

- Если весну долго ждали, она какая? (долгожданная)

- Если весной тепло, она какая? (теплая)

- Земля весной, когда тает снег какая? - (сырая, влажная, грязная, мокрая).

- Капель весной какая? - (весенняя, радостная).

- Если она звенит, она какая? (звонкая)

- Погода весной какая? - (весенняя, солнечная, ветреная, дождливая, ясная).

- Если идет дождь? (дождливая)

- Если нет солнца? (пасмурна)

- Солнце весной какое? - (яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое).

- Ручьи весной какие? - (чистые, звонкие, бурные, мутные).

- Если они бегут быстро? (быстрые)

- Какое весеннее небо? - (голубое, серое, высокое, спокойное, сердитое)

- Снег весной какой? – (темный, рыхлый, грязный)

Пальчиковая гимнастика «Веселые льдинки»

Под самым карнизом,   (Сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем (
Стучат пальцами по столу.)
Забралось в сосульки (
Поднимают руки и делают «солнышко».)
Весеннее солнце. (
Сжимают и разжимают пальцы)

Сверкая, бегут по сосулькам слезинки... 
И тают сосульки —
веселые льдинки.

 

- Молодцы, ребята. В гости к нам пришел Незнайка. Он узнал, что наступила весна, которую он очень ждал. Незнайка очень любит рассказывать о весне. Послушайте, как он говорит:

- Наступилатеплый, долгожданный, прекрасныйвесна. Как надо сказать?

- Снег весной темная, рыхлая, грязная.

- Земля весной сырое, влажное, холодное.

- Капель весной звонкий, радостный.

- Погода весной солнечное, ветреное дождливое.

- Солнце весной яркая, ласковая, теплая.

- Листья весной молодой, клейкий, нежный.

- Ручьи весной быстрое, звонкое, бурное.

- Небо весной высокий, спокойный, голубой.

 

Игра «Подбери предмет»

Выставить на доску картинки: день, ручей, ветер,дождь, лучик солнца, снег, погода, трава, листва, одежда, небо, утро, солнце, пальто, проталина, лужа:

- Это картинка «Весна». О чем можно сказать?

- Весенний? - (день, ручей, ветер, дождь, лучик солнца, снег)

- Весенняя? (погода, трава, листва, одежда, куртка, шапка)

- Весеннее? (небо, утро, солнце, настроение, пальто)

- Весенние? (воды, снега, проталины, ручьи, лужицы, заморозки, листья, деревья)

 

- Посмотрите на картинки, и скажите, о чем я подумала?

- Ранняя? – (весна)

- Весенний?– (день, ручей, ветер, дождь)

- Весенняя?– (погода, трава, листва, одежда),

- Весеннее? - (небо, утро, солнце, настроение, пальто)

- Весенние?- (воды, снега, проталины, ручьи, лужицы, листья, деревья)

 

Физкультминутка.

Игра «Скажи наоборот»

ранняя – поздняя                           мелкая - глубокая

солнечная - пасмурная                   рыхлый - плотный

мелкий - глубокий                          ранний - поздний

мокрая - сухая                                нежданный - долгожданный

рыхлая - плотная                            солнечный - пасмурный

ясный – пасмурный                        мокрый - сухой

нежданная - долгожданная            ясная – пасмурная

 

Составление предложений с противительным союзом.

- Зима и весна похожи друг на друга?  - (Нет). - Давайте про это расскажем. Я начну предложение, а вы повторите его и добавите нужные слова.

- Зимой дни короткие, а весной ...  (длинные, светлые).

- Зимой снег белый, искристый, а весной ... (темный, рыхлый, грязный).

- Зимой ветер холодный, порывистый, а весной ... (теплый, ласковый).

- Зимой солнце низкое, холодное, а весной ... (теплое, ласковое, высокое).

- Зимой погода морозная, а весной … (теплая, солнечная)

 

Составление предложений.

- Засветило ласковое, теплое ... солнце.

- Начал таять ... снег и лед. 

- Земля освободилась от … снега (какого?),  а реки - ото ... льда (какого?).

- Все живое радуется ... теплу.

- Весна принесла зеленую яркую ... травку.

- Всюду пахнет ... цветами (какими?).

- Все мы радуемся ... весне (какой?).

Итог занятия.

Поощрение и похвала детей.

Встанет тот, кто скажет:

Весна (какая?) - (солнечная, теплая, долгожданная)

Земля весной какая? - (сырая, влажная, холодная)

Капель весной какая? - (звонкая, чистая, радостная, весенняя).

Погода весной какая? - (весенняя, солнечная, ветреная).

Солнце весной какое? - (яркое, ласковое, теплое, лучистое).

Листья весной какие? - (молодые, клейкие, нежные).

Ручьи весной какие? - (быстрые, бурные, мутные).

Какое весеннее небо? - (голубое, серое)

В какой «стране» мы сегодня были?

Почему мы были в «Стране Красивой Речи?»

О каком времени года мы говорили? (о весне)

За что ты себя можешь похвалить?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг в старше-подготовительной группе по Афонькиной

Результаты знаний детей за 2011-2012 учебный год...

Прощание с елочкой сценарий праздника для детей старшей подготовительной группы

ПРОЩАНИЕ С ЕЛОЧКОЙ  2014 год. Для детей старшей , подготовительной группы.Дети под музыку вбегают в зал , садятся на стульчики.Ведущая  Дорогие ребята! Вот и пролетели новогодние каникулы, п...

перспективное планирование в старше-подготовительной группе

перспективное планирование в старше-подготовительной группе по ФГТ на 2013-2014 учебный год...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

" Пришла Коляда - отворяй ворота!" Фольклорное развлечение для старшей подготовительной группы

В  материале размещен сценарий проведения колядок в детском саду, даны тексты колядок, народных игр на Рождество, гаданий, на суженого. Материал представлен в игровой интересной форме. Рекомендуе...

Перспективный план реализации лексических тем в подготовительной группе на 2016-2017 учебный год

В перспективном плане представлен перечень прохождения лексических тем. Он является помощником при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей в рамках работы на логопедической группе с детьми ОНР....