"Лекарственные растения Южного Урала"
план-конспект урока (7 класс) по теме
Конспект урока СБО с презентацией "Лекарственные растения Южного Урала" 7 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке Вспомним: виды доврачебной помощи. Узнаем: лекарственные растения Южного Урала. Будем учиться: готовить настои и отвары из лекарственных растений.
План урока Оргмомент. Повторение. Виды доврачебной помощи. Введение в тему урока. Роль растений в жизни человека. Новое по теме урока. Лечебные растения Южного Урала. Практическая работа. Приготовление отвара из ромашки аптечной и настоя из шиповника. Самостоятельная работа. Тестирование Оценка знаний, подведение итогов урока.
Роль растений в жизни человека Кислород Питание Лекарства Древесина
Здесь, в зарослях лесных, Есть в травах и цветах Где всё нам с детства мило, Целительная сила Где чистым воздухом Для всех, умеющих их Приятно так дышать Тайну разгадать.
Лекарственные растения Южного Урала. Растительный мир Южного Урала богат и разнообразен. В Челябинской области можно встретить около 250 видов лекарственных растений.
Одуванчик лекарственный Многолетнее травянистое растение. Препараты из корней одуванчика применяются для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения.
Крапива двудомная Многолетнее травянистое растение. Крапива применяется в качестве противовоспалительного, кровоостанавливающего и ранозаживляющего действия. Ах, крапива, как ты жжешься, Прямо в руки не даешься. В огороде ты сорняк, Но не выбросим никак. Много пользы ты приносишь, И в беде ты нас не бросишь.
Ромашка аптечная Однолетнее травянистое растение. Отвары ромашки употребляют как болеутоляющее, успокаивающее, противовоспалительное средство. Вот эта ромашка знакома нам тоже, Ёе мы лекарственным другом зовём, И если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар.
Малина обыкновенная Общеизвестный полукустарник. Малина является ценным лекарственным и пищевым средством. Ягоды малины оказывают жаропонижающее, потогонное и противовоспалительное действие.
Шиповник коричный Общеизвестный кустарник. Отвар шиповника поддержит организм человека зимой и весной. Настой плодов шиповника способствует заживлению ран, ускоряет срастание костей при переломах.
Липа сердцевидная Липа – дерево с густой кроной, живущее 300-400 лет. Настой липового цвета обладает потогонным, жаропонижающим, бактерицидным свойствами. Липа – средство от простуды Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет, Но полезней чая нет. При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай. Говорят когда болеют: « Ну – ка, липа, выручай !»
Купить лекарственные растения можно…
Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья Собирать лекарственные растения может только тот, кто хорошо с ними знаком. Листья, траву, цветки и плоды собирают только в сухую погоду. Собранные растения тщательно перебирают. Лекарственные растения сушат на открытом воздухе в тени или под навесом. Высушенное сырье хранят в бумажных или матерчатых мешочках или в закрытых стеклянных банках в прохладном, тёмном месте, без доступа солнечных лучей. Лекарственное сырье хранят не более 1 года.
Настой из шиповника Растительное сырье: шиповник сушенный Инвентарь: термос, чайник для кипячения воды, столовая ложка. Ход работы: 2 столовые ложки сушеного шиповника высыпать в термос. Залить двумя стаканами крутого кипятка. Настоять в течение нескольких часов. Настой (по 1/2 или 2/3 стакана) налить из термоса, охладить.
Отвар из ромашки аптечной Растительное сырье: ромашка аптечная Инвентарь: эмалированная кастрюля, чайник для кипячения воды, столовая ложка. Ход работы: Лекарственную дозу сырья положить в эмалированную кастрюлю. Залить водой, закрыть крышкой и кипятить 15—20 мин на медленном огне. Жидкость долить до первоначального объема кипятком. Снять с огня, охладить.
Будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Методические материалы к уроку СБО в 7 классе
«Лекарственные травы Южного Урала».
- Роль растений в жизни человека.
Растения – важнейший источник сырья (древесина) и пищевых ресурсов, а также жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать ни животные, ни люди.
С древнейших времен известны и рецепты укрепления здоровья и лечения с помощью трав.
Знакомство человека с лечебными свойствами растений относится к глубокой древности. Первобытный человек, утоляя голод, отмечал различные свойства растений: рвотное, слабительное, возбуждающее, снотворное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, ядовитое, противоядовое и др. Он запоминал отдельные целебные растения и использовал их в дальнейшем уже сознательно при том или ином заболевании.
На Руси издревле использовали растения для лечения всякого рода болезней, свойства целебных растений описывались в специальных книгах - «травниках», «цветниках», «зельниках». Знахарь – народный целитель.
Прообразом аптек на Руси были зелейные и овощные лавки. Их владельцы, «зелейники», выращивали лекарственные травы в аптекарских огородах (садах), изучали целебное действие различных лекарственных растений, готовили из них сложные композиции и торговали ими.
- Стихотворение.
- Лекарственные растения Южного Урала.
Растительный мир нашего края отличается большим разнообразием. Флора Челябинской области насчитывает около 250 видов съедобных и лекарственных растений, которые обладают широкими оздоровительными возможностями.
- Одуванчик лекарственный
Золотой и молодой-
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Одно из самых распространённых многолетних травянистых растений на земле. Растёт на лугах, у дорог, в садах, парках.
Препараты из корней одуванчика применяются для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, а из свежих листьев, вымоченных в солёной воде, можно приготовить витаминный салат. Такой салат способствует улучшению аппетита, улучшает пищеварение. Из цветков одуванчика варят варенье, которые используют при лечении простудных заболеваний.
- Крапива двудомная
Растет она вокруг,
И враг она, и друг.
Как копья волоски
Покрыли все листки.
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок
На кожу – и смотри:
Уже и волдыри!
Но если дружишь с ней –
И кожа здоровей,
И волосы густы,
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад.
Весной ее едят.
Общеизвестное многолетнее травянистое растение. Распространено повсеместно.
Листья крапивы имеют богатый витаминный состав. Крапива оказывает общетонизирующее действие.
Крапива широко применяется в народной медицине в качестве мочегонного, слабительного, отхаркивающего, противовоспалительного средства. Крапива помогает останавливать кровотечения при травмах и порезах, оказывает ранозаживляющее действие.
Свежие листья крапивы используют для косметических целей. Помогает крапива при выпадении волос и перхоти.
- Ромашка аптечная
На лужайке, у дорожки,
Рос цветок на длинной ножке.
По краю белый лепесток,
В центре желтенький глазок.
Однолетнее травянистое растение с ароматным запахом. Встречается по всей области на сорных местах, вдоль дорог, на лесных полянах.
В медицине ромашку применяют при заболеваниях нервной системы, органов дыхания, почек, язвенной болезни, ангине, ожогах и ушибах, кожных проблемах.
Отвары ромашки употребляют как успокаивающее средство. Выпейте отвар из ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным.
Настой ромашки используют при лечении нарывов, фурункулов, для промывания глаз и полоскания горла, т. к. она обладает дезинфицирующими, противовоспалительными и болеутоляющими свойствами.
Ромашка - косметическое средство, используемое для придания волосам золотистого оттенка, а коже бархатистости и нежности.
- Малина обыкновенная
Общеизвестный полукустарник. Малина является ценным лекарственным и пищевым средством
Для медицинских целей заготавливают ягоды, реже цветки и листья.
Ягоды малины в качестве потогонного и витаминного средства используют при острых респираторных заболеваниях и простуде. Салициловая кислота, содержащаяся в плодах, оказывает антисептическое, жаропонижающее, потогонное и противовоспалительное действие. Малину применяют для улучшения аппетита при заболеваниях желудка и кишечника
- Шиповник коричный
Колючий кустарник из семейства розовых.
У славянских народов шиповник — символ красоты, молодости, любви.
Лекарственным сырьем являются плоды шиповника
Настой плодов шиповника является поливитаминным средством.
В народной медицине настой используют как общеукрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, травмах (способствует заживлению ран, ускоряет срастание костей при переломах), для улучшения сна; отвар — при простудных заболеваниях, головной боли.
- Липа сердцевидная
В отечественной народной медицине издавна применялся липовый ароматный чай. Он оказывал общеукрепляющее, оздоравливающее, противоспалительное действие.
Используются в медицине цветки липы в виде настоя или отвара. Настой или отвар липового цвета обладают потогонным, жаропонижающим, бактерицидным свойствами, поэтому часто используется при лечении простудных заболеваний. Входит в состав сбора для полоскания горла при простудных заболеваниях.
- Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья
Использовать можно только те растения, которые хорошо изучены, известны и узнаваемы.
Не стоит использовать в пищу даже хорошо известные нам растения, которые собраны во дворе дома или на уличных газонах. Они дышат загрязненным воздухом города и вредны для здоровья человека.
- Кто может собирать лекарственные растения?
- В какую погоду собирают лекарственные растения?
- Где сушат лекарственные растения?
- В чем и как хранят лекарственные растения?
- Каков срок хранения лекарственных растений?
Тест
Выбери виды доврачебной помощи.
Отметить правильные ответы плюсом «+».
- Уложить больного в постель, обеспечить покой.
- Соблюдать режим дня.
- Измерить температуру.
- Разложить вещи по местам.
- Вызвать врача.
- Проветривать комнату.
- Тщательно мыть посуду.
- Соблюдать время приема лекарств.
- Обливать больного холодной водой (закаливать).
- Выполнять правила личной гигиены.
- Чистить зубы.
- Заниматься спортом.
- Поддерживать чистоту и порядок.
Тест
Выбери виды доврачебной помощи.
Отметить правильные ответы плюсом «+».
- Уложить больного в постель, обеспечить покой.
- Соблюдать режим дня.
- Измерить температуру.
- Разложить вещи по местам.
- Вызвать врача.
- Проветривать комнату.
- Тщательно мыть посуду.
- Соблюдать время приема лекарств.
- Обливать больного холодной водой (закаливать).
- Выполнять правила личной гигиены.
- Чистить зубы.
- Заниматься спортом.
- Поддерживать чистоту и порядок.
Технологическая карта приготовления настоя из шиповника
Настой из шиповника |
Растительное сырье: шиповник сушенный Инвентарь: термос, чайник для кипячения воды, столовая ложка. |
Ход работы:
|
Технологическая карта приготовления отвара из ромашки аптечной.
Отвар из ромашки аптечной |
Растительное сырье: ромашка аптечная Инвентарь: эмалированная кастрюля, чайник для кипячения воды, столовая ложка. |
Ход работы:
|
Тест «Сбор и хранение лекарственных растений»
Отметить правильные ответы плюсом «+».
- Кто может собирать лекарственные растения?
- медицинские работники;
- тот, кто хорошо с ними знаком;
- любой человек.
- В какую погоду собирают лекарственные растения?
- В дождливую;
- в прохладную:
- в сухую.
- Где сушат лекарственные растения?
- На открытом воздухе в тени;
- на открытом воздухе на солнце;
- на батарее.
- В чем хранят лекарственные растения?
- В целофанновых мешках;
- в бумажных или матерчатых мешках;
- закрытых стеклянных банках.
- Каков срок хранения лекарственных растений?
- 5 лет;
- 1 месяц;
- 1 год.
- Как хранят лекарственные растения?
- В прохладном темном месте;
- в холодильнике;
- можно хранить как угодно.
- Расставь в правильной последовательности ход работы по приготовления настоя из шиповника.
- Залить двумя стаканами крутого кипятка.
- Настоять в течение нескольких часов.
- Настой (по 1/2 или 2/3 стакана) налить из термоса, охладить.
- 2 столовые ложки сушеного шиповника высыпать в термос.
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Город: Магнитогорск
МС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 15»
Учитель: Богодомова Э.В.
Класс: 7
Тема учебного занятия: Лекарственные растения. Приготовление отваров, настоев.
Продолжительность учебного занятия: 90 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели и задачи учебного занятия:
Коррекционно-образовательная:
- Знать лекарственные растения Южного Урала;
- Уметь готовить отвары и настои из лекарственных растений.
Коррекционно-развивающая:
- Коррекция слухового и зрительного восприятия через работу с различными источниками информации.
- Коррекция и компенсация дефектов мыслительной деятельности через выполнение практической работы, через работу с самостоятельным заданием.
- Коррекция речи через расширение активного и пассивного словаря учащихся в ходе изучения новой темы, использование рассказов из жизненного опыта, привлечение учащихся к диалогу.
- Расширение социального опыта учащихся.
Коррекционно-воспитывающая:
- Воспитание любознательности, внимательности, самостоятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; лекарственные растения, посуда для приготовления отвара и настоя.
Дидактические материалы к учебному занятию: загадки о лекарственных растениях, презентация «Лекарственные растения Южного Урала», образцы лекарственных растений, технологические карты приготовления настоя их шиповника и отвара из ромашки, тест «Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья».
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
I. Оргмомент. | Организация внимания и внутренней готовности | Быстро включиться в учебный процесс | Словесный, наглядный | Фронтальная | Слайд № 1 | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Настрой учащихся на активную работу на уроке. | Приветствуют учителя. Рассаживаются на свои места. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
II. Мотивация к учебной деятельности на уроке. Цели и задачи урока. | Активизация внимания учащихся и формирование интереса к новым знаниям | Цели и задачи урока | Словесный | Фронтальная | Слайды № 2,3 | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель знакомит учащихся с целью и задачами, планом урока. Мотивация к изучению новой темы. | Учащиеся знакомятся с целями, задачами, планом урока | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
III. Повторение пройденного материала | Актуализация знаний учащихся по теме «Доврачебная помощь» | Видов доврачебной помощи | Ориентироваться в ранее изученном материале | Репродуктивны | Индивидуальная Фронтальная (проверка) | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель дает учащимся тестовое задание по теме «Доврачебная помощь» | Учащиеся выполняют тестовое задание. Взаимопроверка. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IV. Изучение новой темы. | Познакомить с лекарственными растениями Южного Урала | Знать лечебные свойства растений | Умение вести беседу по теме урока | Словесный Объяснительно-иллюстративный | Фронтальная | Слайды № 4-14 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
- загадки о растениях; - название растения; -среда обитания; -лечебные свойства.
| Учащиеся поддерживают беседу по обсуждению изучаемой темы, отгадывают загадки, делятся опытом использования лекарственных растений в семье. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
V. Практическая работа. | Актуализация социального опыта учащихся. Формирование жизненно необходимых навыков | Последовательность приготовления настоев и отваров из лекарственных растений | Приготовить настои и отвары из лекарственных трав в домашних условиях | Практическая работа | Фронтальная, | Слайды № 15,16 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель предлагает учащимся выполнить практические работы по приготовлению настоя из шиповника и отвара из ромашки.
Что нового, полезного для жизни мы сегодня узнали? Чему научились? | Учащиеся вместе с учителем выполняют практическую работу. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VI.Закрепление изученного материала | Проверка усвоения знаний | Сбор, сушка и хранение лекарственного сырья
| Работать с тестом | Репродуктив- ный | Индивидуальная Фронтальная (проверка) | Слайд № | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Учитель предлагает учащимся тест по теме «Сбор, сушка и хранение лекарственных растений» | Учащиеся выполняют тест. Взаимопроверка. Самопроверка. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VIII. Подведение итогов урока | Подвести итоги учебного занятия, дать оценку успешности освоение цели урока, выставить отметки | Признаки успешности достижения цели | Давать аргументированный анализ своей деятельности на уроке | Словесный | Фронтальная | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Подведение итогов урока (что нового, полезного для жизни узнали на уроке, чему научились), оценивание. | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке |
Источники информации:
- Интернет, сайт www.travy.ru.
- Меркурьева О. А. Слайд-презентация «Способы заваривания чая из трав Уральского региона» (МОУ СОШ №32)
- Строганова Л.А. Слайд-презентация «Лекарственные растения Челябинской области» (МС(к)ОУ СКОШИ № 35)
- Шаповаленко Е.А. Методический материал на тему «Знакомим учащихся с лекарственными растениями Челябинской области». (МС(к)ОУ СКОШИ № 35)
- Яндекс_Словари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятники истории и культуры Южного Урала.
В презентации дана классификация памятников,приведена иллюстрация примерами. Используется в начале курса 7 класса "Краеведение Челябинской области"....
Первопроходцы Южного Урала.
Презентация знакомит учащихся с биографиями людей, которые внесли большой вклад в изучение Южного Урала....
История Южного Урала
в папку входит история заселения и освоения Урала, урал в Средние века и В новое время, также есть краткие факты становления Танкограда и Челябинск в годы ВОВ....
Легенды южного Урала. Кунашак.
Одна из презентаций из серии "Легеды седого Урала"Региональный компонент...
Геоэкологические проблемы Южного Урала.
Нерациональное использование минерального сырья ведет не только к потере ценных компонентов, но одновременно и к загрязнению окружающей среды вредными промышленными дымами и газами, отходами о...
Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"
Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....
КПЗ "В мире растений . Лекарственные растения" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год
Занятие разработано для учащихся 6клаас коррекционной школы 8 вида....