"Использование игровых приемов при постановке звуков"
методическая разработка по теме
Этапы работы постановки звуков -с, -ш. Дифференциация звуков -с, -ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_po_zvukoproiznosheniyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использование игровых приемов при постановке звуков"
Для того, чтобы успешно решать коррекционные задачи, учителя-логопеды широко используют разнообразный наглядно-дидактический материал, помня о том, что слово, связанное с восприятием предмета, усваивается легче.
Не повторял ли в течение всей своей жизни К.Д.Ушинский, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развития умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.
Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью. Формирующий этап проводится с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
На данном этапе логопедическая работа организуется с учетом структуры речевого дефекта, учитываются произносительные возможности ребенка.
Например. детям, находящимся на этапе постановки звука с, были предложены следующие задания:
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика.
Дальше работу продолжаем, выполняя упражнение «Насос». Цель - добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с. Возьмём насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с».
После того как у детей появился изолированный звук с, мы переходим к упражнениям на закрепление изолированного звука. Для этого использую игру «Договори слово». Ребёнку предлагается договаривать слова - произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.
Ча…(с)
Ле…(с)
Но…(с) ква…(с)
Ри…(с)
После успешного закрепления изолированного звука мы переходим к следующему этапу - автоматизация звука в слогах.
Сначала использовались упражнения, в которых нужно было произнести звук с в прямых слогах.
Упражнение «Произнеси слоги»
Инструкция: Я показываю ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например: Са-д, са-ни и т.д. Со-к, со-м и т.д. И так со всеми слогами.
«Доскажи словечко». Ребёнку предлагалось договорить слово, произнося слог (са).
Инструкция: показываю ребенку картинку, даю устную инструкцию « я начну, а ты продолжи»
Ли…(са) ро…(са) плак…(са)
Ко…(са)
Добавляя слог (сы).
Инструкция: На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Я показываю ребенку картинку, где предмет нарисован в единственном числе, выбери картинку, где этих предметов много.
Например: Оса - осы
О…(сы) ко…(сы)
У…(сы) ве…(сы)
Бу…(сы) но…(сы)
После закрепления звука с в прямых слогах мы перешли к упражнениям - произнесение звука с в обратных слогах. Для этого использовала следующие задания.
«Произнеси слоги» ас - ос - ус - ыс ыс - ус - ос - ас
яс - ёс - юс - ис ес - ис - ос - ёс
После того, когда звук с был автоматизирован в слогах, мы перешли на этап автоматизации данного звука в словах.
На автоматизацию звука с в словах предлагаются такие задания, как «Произнеси слово»
Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.
Сад, квас
Сок, сом, нос,
Суд, сук ус, уксус
Сын, сыр,
Упражнение «Назови второй слог, а потом всё слово»
Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки (слоги). Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.
Ко - су - ля ко - сын - ка
По - су - да ле - со - чек
Ри - су - нок ку - со чек
Упражнение «Повтори»
Инструкция: Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.
Са - са - коса са - са - колбаса
Са - са - оса су-су- лису
Сы - сы - бусы со - со - колесо
Со - со - соки сы - сы - осы
В игре «Магазин» мы упражняемся в правильном произношении звука с в словах, выделяя его более длительным произношением.
Детям предлагается поиграть в магазин. Для этого дети должны, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, с), которую хотят купить, показывая всем детям громко её назвать.
«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы)
В этих же целях использую игру «Знаешь ли ты?»
Детям предлагаются вопросы, на которые помогают ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто нашел правильный ответ на вопрос, выходит и чётко называет предмет, изображённый на картинке. Вопросы:
«На чём можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. д.)
«Кто живёт в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)
После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображённых на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?»
Упражнение «Замени первый звук в слове на звук с»
Инструкция: Я даю детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и спрашиваю, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(вначале)?
Бок - сок бор - сор
Дом - сом лук - сук мода - сода
«Замени последний звук в слове на звук с»
Инструкция: даю детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и спрашиваю, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(в конце )?
бак - бас нож - нос морж - морс и т.д.
Для постановки звука "л", также проводятся подготовительные упражнения, затем начинаем с изолированного звука, выполняя упр-ие "Полетим на самолете" л-л-л - длительное произнесение звука л.
Следующий этап: произнесение звука л в слогах, можно использовать с наглядностью и провести в игровой форме. Например, положить карточку с тремя грибочками и ребенок столько раз произнесет слог ла, затем карточку с 4-мя цветами, где надо произнести 4 раза слог ло и т.д. увеличивая кол-во предметов и меняя слоги /лу, лы, лэ/.
Следующее упр-ие "Запомни, повтори" /произнесение прямых и обратных слогов/
ла - ло - лу - лы ла - лу - ло - ла
ло - лу - ла - лы ла - лы - лу - ло
(произнесение звука в обратных слогах)
ал - ол - ул - ыл ыл - ул - ол - ал
ал - ял - ол ёл - ол - ул.
Игра "Разложи картинки" /по звуковым линейкам/
На столе разложены картинки со звуком л в начале слова, в середине и в конце, Ребенок раскладывет их по звуковым линейкам.
Лапа. лук. луна
пила, вилы
стол, стул, пенал и т.д.
Затем проводятся упр-ия со стечением согласных.
Игра "Подбери слово"
Инструкция: предлагаю ребенку словосочетания, где первое слово говорю я, а второе показываю на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.
Упр-ие "Подбери предмет к действию"
Инструкция: Произнесение слова сопровождается показом картинки.
Логопед начинает: лаял кто? ребенок подбирает картинку пес и повторяет все словосочетание /лаял пес/ , кот лакал, мальчик пел. папа колол и т.д.
Игра "Закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребёнку предлагается закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:
Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Володя поехал на (велосипеде).
Для автоматизации звука ш можно использовать следующие игровые упр-ия:
«Закончи предложение» - ребёнку предлагается закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.
Я иду, и ты …(идёшь).
Я пою, и ты …(поёшь).
Я несу, и ты …(несёшь).
Я беру, и ты …(берёшь).
«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово. /по картинкам - подсказкам/
С другом мы играем в … чашки,
Пили чай из бело … шашки!
Вылезла из норки … шишка,
На неё упала … мышка!
Мы с сестрой посуды …шили,
И наряды куклам … мыли!
Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребёнка даётся один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). обращать внимание на то, чтобы ребёнок выделял звук ш в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.
После того, как звук ш автоматизирован в словах, детям можно предложить задания на автоматизацию звука ш в слогах, в словах и в предложениях.
Инструкция: Дети сначала слушают слоги, затем показываю картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем ребенку предлагаю повторить предложения.
«Повтори, чётко произнося ш»
ша - ша - ша, ша - ша - ша,
шапка, шайба, шар, лапша.
Ши - ши - ши, ши - ши- ши,
Шило, шина, малыши.
Ша - ша - ша, ша - ша - ша,
Наша Маша хороша.
Звук ш мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки ш и с, потому что язык ещё не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.
Цель данного этапа - научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.
Работу мы начинаем с различия звуков как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключается в том, что мы сопоставляем и выделяем их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) - когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; и тёплый воздух идет когда шипит змея (ш, ш, ш) - когда мы произносим звук ш, язык поднимается вверх.
На развитие фонематического слуха предлагается задание «Разложи правильно» - ребёнок рассматривает предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки с и ш, которые надо разложить на две части. К Картинке насос слова со звуком с , а к картинке со змеей - слова со звуком ш.
Игра «Покажи». Детям показать и называть предметные картинки. Ребёнок должен показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска - мишка, каска - кашка, ска - Машка, крыса - крыша).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов для повторения пяти времен английского глагола в 6 классе.
Урок - повторение пяти времен английского языка....
Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.
Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада н...
Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство ...
Использование игровых приемов (брошюра)
Использование игровых приемов на уроках истории в 5 – 6 классах как метод стимулирования познавательной деятельности учащихся и развития интереса к предмету...
Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»
«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...
Игровые приемы для автоматизации звуков
Консультация для молодых специалистов и родителей о закономерностях автоматизации звуков,об использовании игровых методов и приемов в работе с детьми...
Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже ...