игра в педагогической деятельности
учебно-методический материал по теме
В логопедической работе большое внимание уделяется развитию органов артикуляционного аппарата, выработки правильного дыхания и интонационной выразительности голоса, развитию общей и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2.docx | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется педагоги в целях воспитания детей, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи. Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основные на коррекционно – развивающих занятиях. Отвечая потребностям детей в игровой деятельности; педагоги создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. Игра на логопедических занятиях, занимает, ведущую роль, стимулируя интерес детей к знаниям, повышая заинтересованность ребёнка в исправление собственного речевого недостатка.
В логопедической работе большое внимание уделяется развитию органов артикуляционного аппарата, выработки правильного дыхания и интонационной выразительности голоса, развитию общей и мелкой моторики.
Подвижность и точность работы органов артикуляции : языка, губ, маленького язычка являются одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков.
Педагог проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений : точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Артикуляционная гимнастика, обязательно должна проводиться в игровой форме. Результат занятий во многом будет зависеть от того ,сможете ли вы превратить утомительную , однообразную , тяжёлую работу в увлекательную игру . Очень часто умственн - отсталые дети отказываются говорить с педагогом, но с удовольствием общаются с игрушкой.
Выполнять артикуляционные детям интересней с «Лягушкой», « Бегимотиком»
или с «Девочкой». С помощью игрушек легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Игрушки вызывают у детей живой интерес, побуждая к речевой активности. Для красочного и забавного оформления игры я использовать картинки сказочных героев, с привлечением стихотворного текста. Например: « Утро с котиком Музиком». Или артикуляционная гимнастика-сказка « У бабушки с дедушкой».
Логоритмические упражнения которые я использую в своей работе сочетают в себе движения, речь, музыку. Упражнения подбираю так, что можно было соотнести стихотворение с движением рук, ног, туловища с ритмом речи. И я предлагаю вам, вместе со мной выполнит
Логоритмическое упражнение « Прогулка».
Восприятие музыки различной тональности, громкости темпа и ритма создает основу для развития фонематических процессов. Для развития правильного звукопроизношения и певческого дыхания я предлагаю упражнения с конкретными музыкальными фразами. Сейчас у нас в детском доме есть такая возможность. В классах есть телевизоры, видио-магнитофоны.
И я хочу показать вам такие упражнения как «Жук», « Гуси», « Говорят животные», «Зайчишка».
Эти упражнения можете и вы использовать в своей работе.
Чтобы поддержать интерес к упражнениям на развитие правильного дыхания, я использую различные упражнения:
«Прожорливые фрукты». Игра предназначена для одного, двух или даже трех детей одновременно. Суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик попали в рот фруктам. И шарик превращается во « Вкусную витаминку».
Игра « Футбол».
Игра « Футбол» это веселая и полезная игра предназначена для двух детей. Можно играть с трубочкой, а можно и без нее. Ребенок должен , дуть на шарик и загнать его в ворота.
Игра «Листопад».
Предложить ребенку подуть на листья так, чтобы они полетели. Можно подуть на бабочек. Картинки можно менять в зависимости от темы занятия. Можно предложить ребенку подуть в стакан с водой. Дети с удовольствием дуют и любуются, как внутри бутылки поднимается буря из фольги.
При этом важно правильно выполнять дыхательных упражнений.
- Вдох надо делать через нос, плечи не поднимать.
- Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
- Не переусердствуйте! Достаточно 3—5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
- После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
- Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи и является своего рода структурой в системе коррекции.
Для развития мелкой моторики рук я рекомендуются следующие игры.
Массажные мячи удобно использовать для весёлой игры. В игре у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счёт не гладкой, пупырчатой поверхности мячей. Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость исчезает скованность движений. Игры с «Прищепками» и «Скрепками» развивают мелкую моторику рук, пространственное изображение, способствуют развитию мышления, а также становлению речи. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Игра кто быстрее.
По сигналу оба участника начинают наматывать шнур каждый на свою катушку. Выигрывает тот. Кто быстрее домотает до метки. И детям весело, и польза несомненная.
Игра накормить Нюшу.
Сейчас это знакомый детям персонаж. И дети с удовольствием кормят Нюшу фасолью.
Уважаемые коллеги! В настоящее время актуальна песочная терапия. Детям очень полезно «общаться» с песком. Песочная анимация – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому все логопеды рекомендуют игры сыпучими материалами.
.
Во-первых, она существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. По этому, все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Рисование песком доступно детям с самого раннего возраста.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни листка, ни ластика, достаточно просто провести пальчиком по песку. Пересыпая песок из ладошки в ладошку, захват песка в кулачек, выравнивая песок - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.
Более, старшие ребята, смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песочной картины. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Каждое занятие песочной анимацией - путешествие в сказку. Поэтому эти занятия развивают не только тонкую моторику и фантазию, но и речь детей. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты. Кажется, что картины из песка недолговечны? Видео камера, установленная в нашем классе, позволяет сохранить истории, нарисованные детьми на песке.
В.А. Сухомлинский сказал: « Дети должны жить в мире красоты игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Раз- два-три- четыре- пять-
В лес отправимся гулять.
По извилистым дорожкам
Потихоньку мы пойдем
Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем.
На ночки дети встали,
По дорожкам побежали.
И на каблучках пойдем,
Через лужу перейдем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать.
Дует легкий ветерок ф-ф-ф.
И качает так листок ф-ф-ф.
Дует сильный ветерок ф-ф-ф.
И качает так листок ф-ф-ф.
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки.
Осиновый а-а-а
Березовый о-о-о
Дубовый у-у-у
Рябиновый и-и-и
Выполнять артикуляционные детям интересней с «Лягушкой», « Бегимотиком»
или с «Девочкой». С помощью игрушек легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Игрушки вызывают у детей живой интерес, побуждая к речевой активности. Для красочного и забавного оформления игры я использовать картинки сказочных героев, с привлечением стихотворного текста. Например: « Утро с котиком Музиком». Или артикуляционная гимнастика-сказка « У бабушки с дедушкой».
«Прожорливые фрукты». Игра предназначена для одного, двух или даже трех детей одновременно. Суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик попали в рот фруктам. И шарик превращается во « Вкусную витаминку».
Игра « Футбол».
Игра « Футбол» это веселая и полезная игра предназначена для двух детей. Можно играть с трубочкой, а можно и без нее. Ребенок должен , дуть на шарик и загнать его в ворота.
Игра «Листопад».
Предложить ребенку подуть на листья так, чтобы они полетели. Можно подуть на бабочек. Картинки можно менять в зависимости от темы занятия. Можно предложить ребенку подуть в стакан с водой. Дети с удовольствием дуют и любуются, как внутри бутылки поднимается буря из фольги.
Массажные мячи удобно использовать для весёлой игры. В игре у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счёт не гладкой, пупырчатой поверхности мячей. Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость исчезает скованность движений. Игры с «Прищепками» и «Скрепками» развивают мелкую моторику рук, пространственное изображение, способствуют развитию мышления, а также становлению речи. Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе.
Игра кто быстрее.
По сигналу оба участника начинают наматывать шнур каждый на свою катушку. Выигрывает тот. кто быстрее домотает до метки. И детям весело, и польза несомненная.
Игра накормить Нюшу.
Сейчас это знакомый детям персонаж. И дети с удовольствием кормят Нюшу фасолью.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. Притом, чтобы изменить рисунок не нужно ни листка, ни ластика, достаточно просто провести пальчиком по песку. Пересыпая песок из ладошки в ладошку, захват песка в кулачек, выравнивая песок - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка.
Более, старшие ребята, смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песочной картины. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Я провожу артикуляционную гимнастику в игровой форме, с «Лягушкой», « Бегимотиком» или с «Девочкой». С помощью игрушек легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Игрушки вызывают у детей живой интерес, побуждая к речевой активности. Для красочного и забавного оформления игры я использовать картинки сказочных героев, привлечением стихотворного текста. Например: « Утро с котиком Музиком». Или артикуляционная гимнастика-сказка « У бабушки с дедушкой».
классе
позволяет сохранить истории, нарисованные детьми на песке. Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаите мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Рисование песком на стекле доступно детям самого разного возраста.
Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно просто провести пальчиком по песку.
Более старшие ребята смогут создавать картины используя технику насыпания песка для получения песчаной картины.
Роль песочной терапии в развитии сенсорного воспитания Песочная анимация – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. . Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. |
Но это еще не все! Каждое занятие песочной анимацией - путешествие в сказку. Поэтому эти занятия развивают не только тонкую моторику и фантазию, но и речь детей. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты. Вам кажется, что картины из песка недолговечны? Видео камера, установленная в нашем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная прзентация педагогическому и местному сообществу результатов педагогической деятельности
Презентация результатов педагогической деятельности и концепция педагогичекого опыта учителя английского языка Инкиной Инны Ильиничны....
Карта результативности педагогической деятельности педагогических дополнительного образования
Образец заполнения карты деятельности педагога дополнительного образования...
Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
Педагогическая технология "Дебаты"как продуманная модель совместной педагогической деятельности .
Суть технологии:формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп)....
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный прием широко используется в практике обучения. Продумывая план будущей ролевой игры, педагог прежде всего отбирает тот круг проблем, которые можно будет вынести на обсуждение на «встрече», «кон...
Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности
Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...