Влияние логоритмики на преодоление речевых нарушений у детей
статья по теме
логопедическая работа по преодолению неправильного произношения у детей, дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения на занятиях , игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 55.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмические занятия с детьми с общим недоразвитием речи нарушением речи
Логоримическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения так же, как и логопедическая, включает три этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных навыков и этап формирования коммуникативных умений.
Так, на подготовительном этапе используются упражнения на развитие:
- общих речевых навыков –дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движениями –«звуковая зарядка»);
- упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а затем и на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов с сохраненными у детей согласными);
- артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики;
- игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой, а затем на речевом материале);
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различению шумовых, а затем музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а также расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций).
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
В качестве отдыха между двигательными упражнениями детям предлагаются задания по слушанию инструментальной и вокальной музыки с дальнейшим ее обсуждением.
На этапе формирования первичных произносительных умений (постановка и его автоматизация сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах) на логопедических занятиях в основной их части проводятся следующие упражнения:
- На выработку длительного направленного выдоха (например, под музыку, с метрическим акцентом);
- Упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде; затем в слогах (например в виде звукоподражаний), в сочетании с движениями, как мелкими, так и общими;
- Речь с движением, чтение чистоговорок, а также мелодекломация и пение простых песенок и попевок, включающих многократно повторяющиеся слова, содержащие автоматизируемые в данный период звуки;
- Развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха (для сравнения детям даются сначала слова и слоги и лишь затем звуки, близкие в акустическом отношении); дошкольники учатся определять наличие заданного звука в слове, подбирать слова. Содержащие тот или иной звук.
На этапе формирования коммуникативных умений (автоматизация звука в предложениях и введение его в свободную речь детей) используются дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками, -- это могут быть разнообразные стихи, песни, считалки, народные потешки и т.п.
На завершающем этапе автоматизации звука возвращаемся к хорошо знакомым детям играм, но используем при этом достаточно сложный речевой материал. Например, можно провести игры на развитие различных качеств голоса (проговаривание одной и той же фразы тихо и громко, высоко и низко, в разном темпе). Кроме этого эти дидактические задания будут способствовать выработке у дошкольников интонационной выразительности речи. Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов и песен, разыгрывание по ролям сценок из любимых сказок.
Продолжается развитие фонематического слуха: дифференциация близких по звучанию пар звуков: твердых –мягких, глухих –звонких, свистящих –шипящих (С—Ш, З—Ж, Ц—Ч), а также сонорных (Л—Р). Особое внимание уделяется на те звуки, которые дети еще продолжают смешивать в свободной речи.
У старших дошкольников необходимо формировать процессы фонематического анализа слов: определение первого и последнего звука в слове, местоположения в слове заданного звука, последовательности звуков в слове; обучать навыкам чтения – слиянию звуков в слоги, а слогов в слова.
Таким образом, на любом этапе логоритмической работы с детьми, имеющими педагогическое заключение фонетико-фонематическое недоразвитие речи проводятся упражнения на совершенствование внимания и памяти, чувства ритма и музыкального слуха. Навыков ориентации в пространстве, координации движения с музыкой и словами, задания на расслабление различных групп мышц по контрасту с напряжением. Эти упражнения предлагаются детям в виде речи с движением, подвижных и пальчиковых игр, танцев, упражнений с игрой на детских музыкальных инструментах и пением.
2.1 Дыхательная гимнастика
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.
Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Цель дыхательных упражнений – увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией. Заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепномозговых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Этот нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва рассматриваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание.
За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит через нос. Несмотря на постоянно открытый рот.
Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводят к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Поэтому дыхание часто поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.
Предлагаемая система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, стогов, слов и фраз в соответствии с соотносящимися движениями.
Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат.
Очищающее дыхание (ха)
Встать прямо, ноги шире плеч. Глубокий вдох, руки одновременно поднять перед собой вверх. Задерживать дыхание. Пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань. Сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед (ха).
Медленно выпрямиться и отдыхать в течении пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух с облегчением, как будто освобождаясь от забот.
Энергетизированное дыхание (задувание свечи)
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Свободно вдохнуть, задерживать дыхание, пока это приятно. Сложить три коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу (фу-фу-фу). Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.
Стимулирующее (шипящее) дыхание
Дыхательные движения такие же, как в гармонично полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произнесении звука «С». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.
«Ладошки»
Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения). Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте 4 коротких и шумных вдоха, снова пауза. Активный вдох носом – пассивный выдох через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4.
«Погончики»
встаньте прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены –выдох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-выдоха, а 8. затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений. Норма: «прошмыгайте» носом 12 раз по 8.
«Насос»
Встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и который вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. « Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выход уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот. Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступ бронхиальной астмы, приступ сердца и печени. Норма: «прошмыгайте» носом 6 раз по 16.
«Кошка» (приседание с поворотом)
Встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно –поворот туловища вправо –резкий короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево. Вдох справа –вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте не 16 вдохов-движений, а 32. затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения.
«Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки)
Руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 3 раза 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» --3-4секунды.
Таким образом, дыхательная гимнастика – действенный метод кинозотерапии, она увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, тренирует глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.
2.2 Использование логоритмических упражнений на логопедических занятиях
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций. А также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений. При этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей и мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.
Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. И ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Логоритмические упражнения, используемые на занятиях, способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры. Формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их. Подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Артикуляции. Регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Нами проводятся логоритмические упражнения на разных этапах занятий: перед началом, в процессе (физкультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики. На музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, во время прогулок.
Все упражнения просты для выполнения. Упражнения направлены на согласование речи с движением. Дети, сопряжено со взрослым, на каждый слог синхронно совершают движения руками, ногами, ладошками:
Например, дети читают хорошо знакомое стихотворение, считалку, потешку, чистоговорку, скороговорку а каждый слог отхлопывают ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ- МИШ-КУ-НА-ПОЛ
О-ТОР-ВА-ЛИ-МИШ-КЕ –ЛА-ПУ…
Или плавно дирижируют одной или двумя руками:
ШАЛ-ТАЙ-БОЛ-ТАЙ-СИ-ДЕЛ-НА-СТЕ-НЕ
ШАЛ-ТАЙ-БОЛ-ТАЙ-СВА-ЛИЛ-СЯ-ВО-СНЕ…
Или шагают на месте, скандируя:
ОТ-ТО-ПО-ТА-КО-ПЫТ-ПЫЛЬ-ПО-ПО-ЛЮ-ЛЕ-ТИТ.
Или сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст, при этом, произносят скандировано и четко:
ПОД-КРЫ-ЛОМ-ХО-ХЛАТ-КИ
ПРЯ-ЧУТ-СЯ-ЦЫ-ПЛЯ-ТКИ…
Перед логопедическим занятием , во время занятия (физкультминутка) или после занятия нами также используется такое упражнение:
Пропевается хорошо известный куплет песни (Во поле березка стояла). При этом каждое слово показывается руками. После того как куплет спет, все движения выучены детьми, слова постепенно заменяются заданными педагогом слогами. Дети поют слоги, задают ритм песни, показывают руками слова, ставят ударения в слогах, там, где они должны стоять в словах.
В качестве повторения пройденного материала, на прогулке мы используем логоримические игры, такие как: «Зоопарк», «Птичка синичка», «Повтори песенку…» и др.
Приведем пример такой игры: «ЗООПОРК»
Дети с игрушками животных, птиц, насекомых стоят в кругу. Ведущий, обращаясь к ребенку с игрушкой, поет песенку, задавая определенный ритм: ТА-ТА ТА-ТА-ТА. Ребенок должен повторить ритм, подражая голосу того животного (насекомого или птицы), какого держит в руках (например, песенка жука: ЖУ-ЖУ ЖУ-ЖУ-ЖУ; песенка утенка: КРЯ-КРЯ КРЯ-КРЯ-КРЯ и тд..)
2.3 Использование логоритмических упражнений без музыкального сопровождения на логопедических занятиях
На своих занятиях мы используем логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Для выполнения данной задачи нами используются стихи, чистоговорки, потешки. В основе содержания стихов –любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, дает возможность уточнить и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.
На занятиях мы используем методику Г.А. Волковой , которая выделяет следующие средства:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- счетные упражнения;
- ритмические упражнения, пение;
- упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;
- игровая деятельность;
- заключительные упражнения.
Приведем лишь несколько примеров таких упражнений.
МАШИНА
Би-би-би-би -- Дети ритмично постукивают
Гудит машина кулачком одной руки о ладонь
другой.
Тук-тук-тук -- ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.
-- Едем, едем, едем, едем,-- Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -- потирают ладони.
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -- Делают ритмичную « вертушку»
Вперед спешат руками.
ВЕТЕР
Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над головой.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступая, повара-
чиваются вокруг себя.
Может вызвать бурю он.
Страх-страх , страх-страх! Поднимают руки в стороны и
Не удержится слон. делают вращательные движения.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.
ХОЧУ БЫТЬ ПТИЧКОЙ
Я по улице гулял, Ритмичные движения указательным
и средним пальцами.
Галок и ворон считал. Ритмичные махи, скрещенными
кистями рук.
Раз, два, три, четыре, пять Счет пальцев от большого к мизинцу
Буду их считать опять. и обратно.
Рот открыл, смотрю я в небо. Открывают рот, смотрят вверх.
Влево, вправо, я там не был. Повороты головой.
Птичкой захотел я стать Ритмично машут руками.
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. Делают указательными пальцами
Круговые движения.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Ритмичные прыжки.
Но пришлось на землю сесть. Приседают на корточки.
2.4 Описание игр и игровых упражнений
«ПОЮЩИЙ МЯЧ» (1)
Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации: звука и голоса.
Игровой материал: мяч.
Методика проведения. Дети стоят по кругу . В руках у педагога мяч. Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к одному из детей. Пока мяч летит, необходимо пропевать звук. Ребенок, получивший мяч, направляет его следующему участнику, озвучивая весь путь.
«ПОЮЩИЙ МЯЧ» (2)
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, способности к сотрудничеству в группе, умения устанавливать и удерживать зрительный контакт.
Игровой материал: мячи разного типа и размера. Можно использовать и другие предметы, например мешочки с фасолью или обручи, чтобы перекатывать по полу.
Методика проведения. Группа детей садится в круг; один участник с инструментами находится вне круга. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким — его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга.
Движение мяча сопровождается вокальной импровизацией с использованием гласных звуков.
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»
Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.
Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.
Методика проведения. Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают.
«ПРИВЕТСТВИЕ»
Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона, координации пения и движений.
Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.
Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, спо-ем: здрав-ствуй-те!». Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме: голова, плечи, туловище.
«А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.
Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах и прохлопывает слоговую структуру слов).
Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).
«ПТИЧКА»
Дидактические задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона, координации речи и движений.
Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная свистулька, бусинки (зернышки).
Музыкальный материал: пьеса «Птичка летает». Музыка А. Аренского.
Методика проведения. Звучит пьеса «Птичка летает». Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?»
Дети: «Это птичка».
Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого ребенка. Музыкальный руководитель сопровождает пение игрой на глиняной свистульке:
Птичка прилетела, на ладошку села,
Нашему Никите песенку пропела:
— Ля — ля — ля — ля, вот и песня вся.
Педагог: «Давайте ее покормим» (рассыпает по полу зернышки). Дети подбирают их и вкладывают в клювик своей птичке, пропевая по образцу: «Клю — клю — клю».
«МЫШЕЛОВКА»
Дидактические задачи: развитие слухового восприятия, голосового диапазона, чувства темпа и ритма.
Музыкальный материал: Ч. 1 — попевка на двух нотах, Ч. 2 — «Латвийская полька», музыка А. Жилинского , или любая энергичная музыка.
Методика проведения. Часть детей составляет круг — мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Дети, стоящие в кругу, поют, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра:
Все спят... Та-та [I I]
Детки спят... Ти-ти - та [II I]
Волк спит... Та-та [I I]
Мишка спит... Ти-ти-та [II I]
Только мышки не спят, Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]
Они кушать хотят, Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]
В мышеловку глядят. Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]
После этих слов звучит музыка, и мышки начинают бегать, суетиться, пищать «с-с-с-с», — выбегать из круга. По окончании звучания музыки мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей остается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены.
Конспект занятия
«Прогулка в осеннем лесу»
Оборудование: осенние листья; иллюстрации — птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина; бубен.
Ход занятия
1. Динамические упражнения
Педагог.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем
Мы боровичка найдем.
Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на полу листьями.
Праздник осенью в лесу —
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила.
На деревьях листочки какого цвета? (Ответы детей.) Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
2.Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
3. Песня «Золотые листики»
Педагог.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш-ш...
Дети кружатся. Опускаются на колени. Водят руками по полу. Качают руками вправо-влево.
4. «Танец-игра с листьями» (по выбору)
Педагог. Давайте, ребята, прислушаемся к звукам в осеннем лесу.
5. Упражнение с элементами пальчиковой гимнастики
Педагог.
Мы — певцы, певцы лесные.
Песни мы поем простые:
О цветах, о солнышке,
О маленьком воробышке. (В. Степанов)
Дети произносят «Чик-чирик!» в высоком регистре, помахивая руками, как крыльями.
Пальчики — головка,
Крылышки — ладошка.
Повернуть ладони к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка птички, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими, произнося: «Фыр-фыр».
Сидит филин на суку
И кричит: «Бу-бу, бу-бу!»
Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы — вверх («ушки»), указательные — вместе, указывая себе на грудь («нос»).
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-там-там!
(В. Цвынтарный)
Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижать друг к другу и поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить «д-д-д...».
Всюду песни, гомон, свист,
Только он не голосист.
Пых-пых, пых-пых,
Дайте ножик,
Чтоб свисток мог сделать... (Ежик.)
Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: «Пых-пых!»
Губы сложим в трубочку — На свисток похоже. Посвистеть в свисток И без свистка мы можем. (Т. Буденная) Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед. Произносить звук «у».
Посмотрите, какой веселый ежик прибежал на нас поглядеть.
6. Массаж лица «Ежик», с проговариванием чистоговорки
хором.
Жа-жа-жа —
Мы нашли в лесу ежа.
Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.
Жу-жу-жу — Подошли мы к ежу.
Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.
Ужа-ужа-ужа — Впереди большая лужа.
Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны — вместе.
Жок-жок-жок — Надень, ежик, сапожок.
Кулачками массировать крылья носа.
7. Физминутка «Ежик»
Педагог.
По сухой лесной дорожке —
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк —
Превратится еж в клубок.
Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком.
Ощетинит еж иголки —
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (И. Лопухина)
Встают и продолжают «топать по дорожке». Пошли мы по дорожке за ежиком, а он привел нас к ягодам. Вот их сколько много. Давайте, ребята, ягодки собирать.
8. Массаж пальцев «Малина»
Педагог.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы — «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Сложить ладони «корзинкой».
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту.
Раз, два, три, четыре, пять...
Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении — на другой).
Снова буду собирать.
(И. Лопухина) Хлопки в ладоши. Угостил нас ежик малинкой и стал играть в догонялки.
9. Подвижная игра «Догонялки»
Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят:
Раз, два, три —
Ребятишек догони!
Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать. Педагог. Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же мы найдем дорогу домой? (Ответы детей.)
10. Мимическое упражнение «Эхо» на развитие эмоций
Дети мимикой изображают содержание стихотворения:
Закричали все: «Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Наше эхо возвращается
К нам тихо: «Ау! Ау!»
Эхо! Эхо!
Вот потеха.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
(Е. Благинина)
Педагог. Ежик решил проводить нас до дому. Идем мы за ним, а звери лесные нас провожают, из-за деревьев выглядывают.
11. Подвижная игра «Лесные звери» (на внимание) Ребята идут друг за другом. На один удар бубна замирают, изображая лисичку, выглядывающую из-за куста; на два удара — мишку, спрятавшегося за деревом.
Заключение
Итак, три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, -- это движение, музыка и речь.
Логоритмические упражнения, используемые на занятиях, способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры. Формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их. Подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения. Артикуляции. Регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.
В процессе занятий реализуются задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение слухового внимания и зрительной памяти ;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Если поначалу дети опираются на наглядный материал, то к концу этапа формирования самостоятельной речи переходят к речи по собственному представлению. Поставленные ранее звуки автоматизируются в словах, в предложениях и вводятся в свободную речь детей.
В итоге дети окончательно приобретают умение общаться в разных жизненных ситуациях, прибегая к речевым высказываниям любого уровня сложности. К концу учебного года у детей окончательно восстанавливаются как речевые, так и эмоционально-волевые процессы.
Список используемой литературы
Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. М.,2007.
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (методическое пособие) М.,2005.
Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.М.,2000.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.СПб.,1999.
Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий).СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 1993.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.,2002.
Жукова Н.С., Мастюкова М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: просвещение,1990.
Зимина А.Н. Народные игры с пением.М.,2000.
Игры в логопедической работе с детьми./ под ред.В.И. Селиверстова. М., 1979.
Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет.М.,2004.
Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск.,1996.
Краузе Е.Н. Логопедия.,Санкт-Петеррбург., 2003.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.,1997.
Мусова И.Б.Логопедические чистоговорки.М.,1999.
Новиковская О.А. Логоритмика .Санкт-Петербург.,2008.
Синицына Е.И. Умелые пальчики. М .,1999.
ТкаченкоТ.А. Логопедическая тетрадь (развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа).СПб.: Детство-пресс, 1998.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина г.В. Основы логопедии.М.:Просвещение,1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.
В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...
презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...
Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Применение метода биологической обратной связи (БОС)...
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....
Педагогический проект "Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ"
Количество детей, имеющих различные нарушения речи, возрастает с каждым годом. Это является результатом увеличения частоты общих заболеваний детей, плохая экология, а также...