Рабочая программа по истории для обучающихся 7 класса (8 вид)
рабочая программа (7 класс) по теме

Астапенко Сергей Александрович

Рабочая программа составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой "Программы специальных (коорекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. Сборник 1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_kl._8_vid_2013-2014.doc187 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация воспитанника в  общество.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  специфических нарушений.

Цель:  сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • усвоить важнейшие факты истории;
  • создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
  • усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
  • овладеть умением применять знания по истории в жизни;
  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные:

  • гражданское воспитание учащихся,
  • патриотическое воспитание,
  • воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
  • нравственное воспитание,
  • эстетическое воспитание,
  • трудовое воспитание,
  • правовое воспитание,
  • формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно – развивающие:

  • развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
  • учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  • расширять лексический запас.
  • развивать связную речь.

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • наглядные – наблюдение, демонстрация
  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

    Занятия провожу в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • Комбинированный урок

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Исторический материал за 7 класс интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далёком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом. Процесс обучения истории носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В  пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Поэтому  в курс истории Отечества включается авторский курс краеведения «Моя малая Родина», разработанный учителем, т. е  весь исторический материал представлен отечественной историей и  краеведческой. Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела  программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Актуальность курса краеведения «Моя малая Родина» состоит в том, что изучаемые на уроках исторические события  часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока.  На курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов.

Курс истории Отечества за 7 класс сосредоточен  на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XV века. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века.

Применяются  ТСО: фрагменты кино (видео, DVD),  мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля учеников  применяются тестовые, контрольные, средовые, самостоятельные работы, на которые отводится  15 минут на уроке.  

Тематическое планирование в 7 классе, представлено следующими разделами:

- «Введение в историю» (8 ч.)

- «История нашей страны древнейшего периода» (11ч.)

- «Киевская Русь» (15 ч.)

- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)

- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)

- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (11 ч.)

-  «Повторение»  (3 ч.)

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует авторской программе под редакцией Воронковой В. В., автор  О.И.Бородина, В.М. Мозговой,  Т.Г. Лифановой «История Отечества» – 7 класс.

Название учебно-методического комплекта:

1. Учебник « История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

Программное обеспечение.

7 класс (2 ч. в неделю)

Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет».

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.

Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русскоЦ.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

Повторение за год

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  • какие исторические даты называются точными, приблизительными;
  • когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
  • кто руководил основными сражениями;

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
  • пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
  • пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
  • устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
  • правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
  • пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

учебник «История  России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для  7 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы  VIII вида.  Гуманитарный издательский центр Владос. М.:  2005 г.

Дополнительная: 

  1. Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
  2. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
  3. Методика преподавания истории в школе, В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.


№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Повторение

пройденного

материала

Наглядно - дидактический материал

План

Факт

Введение в историю

8

1

История - наука о прошлом.

1

Портрет С.М. Соловьева

2

Исторические памятники

1

3

Наша родина - Россия.

1

Символика РФ, карта «Народы Российской Федерации»

4

Мая малая родина – Донской край.

1

История - наука о прошлом

Символика Ростовской области, иллюстрации

5

Моя родословная.

1

Исторические памятники

Схемы «Генеалогическое дерево семьи»

6

Счет лет в истории. Лента времени.

1

Наша родина - Россия.

Лента времени.

7

Историческая карта. Наша страна на карте.

1

Моя родословная.

Набор карт: «Физическая карта России», «Древнерусское государство Киевская Русь» в 9 – нач. 12 в.в.»

8

Повторительно-обобщающий урок «Введение в историю»

1

История нашей страны древнейшего периода

12

9

Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.

1

Счет лет в истории.

Карта в учебнике «Расселение восточных славян»

10

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

1

Историческая карта.

Карта в учебнике «Расселение восточных славян»

11

Славянский поселок.

1

Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов.

Карта «Киевская Русь»

12

Основные занятия восточных славян.

1

Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами

13

Ремесла восточных славян.

1

Славянский поселок.

Иллюстрации: предметы старины; игрушки; лук со стрелами

14

Обычаи восточных славян.

1

Основные занятия восточных славян

15

Верования восточных славян.

1

Ремесла восточных славян.

Иллюстрации, приметы, пословицы.

16

Соседи восточных славян.

1

Обычаи восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», карта в учебнике «Восточные славяне и их соседи»

17

Славянские воины и богатыри

1

Верования восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь»

18

Контрольное тестирование по итогам I четверти.

1

19

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

1

Соседи восточных славян.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 – нач. 12 в.в.», иллюстрации по теме.

20

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

1

Киевская Русь

16 ч.

21

Образование государства восточных славян - Киевской Руси.

1

Славянские воины и богатыри.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

22

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

1

Объединение восточных славян под властью Рюрика.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

23

Укрепление власти князя.

1

Образование государства восточных славян - Киевской Руси.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

24

Оборона Руси от врагов.

1

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

25

Крещение Руси при князе Владимире.

1

Укрепление власти князя.

Картина К. Лебедева «Крещение киевлян», лента времени.

26

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

1

Оборона Руси от врагов.

Былины «Садко», «Волга и Микула Селянинове».

27

Культура и искусство Киевской Руси.

1

Крещение Руси при князе Владимире.

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси»

28

Княжеское и боярское подворье. Дружина.

1

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Иллюстрации

29

Жизнь и быт  простых людей в Киевской Руси.

1

Культура и искусство Киевской Руси.

Таблица-план.

30

Правление Ярослава Мудрого.

1

Княжеское и боярское подворье.

Картина И. Билибина «Суд во время «Русской Правды»

31

Образование и грамотность на Руси.

1

Жизнь и быт людей в киевской Руси.

Иллюстрации

32

Контрольное тестирование по итогам II четверти

1

33

Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».

1

Правление         Ярослава Мудрого.

Карта      «Древнерусское      государство Киевская     начало     12     в»,     иллюстр. «Памятник монаху-летописцу»

34

Киевский князь Владимир Мономах.

1

«Законы о наследстве»

Карточки с заданиями

35

Рост и укрепление древнерусских городов.

1

«Старинные рукописные книги».

Иллюстрации.

36

Повторительно-обобщающий урок «Киевская Русь»

1

Распад Киевской Руси

9 ч.

37

Причины распада Киевской Руси.

1

«Шапка Мономаха».

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в 9 -начале 12 вв.»

38

Образование самостоятельных княжеств

1

Образование и грамотность на Руси.

Карта   «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», «Карта раздробленности Руси» в учебнике.

39

Киевское княжество в XII веке.

1

Летописи и летописцы.

Карточки с заданиями, Карта «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХII в.»

40

Владимиро - Суздальское княжество.

1

Киевский князь Владимир Мономах.

Карта    «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале XII в.»

41

Господин Великий Новгород.

1

Рост и укрепление древнерусских городов

Лента времени

42

Торговля и ремесла Новгородской земли.

1

Княжество и боярское подворье.

Картина А. Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко»

43

Новгородское вече

1

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

Картина А. Васнецова «Новгородское вече», карточки с заданиями

44

Русская культура в XII - XIII веках.

1

Причины распада Киевской Руси

иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова - на - Нерли во Владимире;

45

Повторительно-обобщающий урок «Распад Киевской Руси».

1

Лента времени. Плакат — кроссворд, Карта    «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале XII в.»

Борьба с иноземными завоевателями

9 ч.

46

Монголо-татары. Золотая Орда.

1

Владимиро - Суздальское княжество.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

47

Нашествие монголо - татар на Русь.

1

Господин Великий Новгород.

Лента времени, карточки с опорными словами, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

48

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

1

Торговля и ремесла Новгородской земли.

Лента времени, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», «Карта захвата монголо-татарами русских городов» в учебнике.

49

Русь под монголо - татарским игом.

1

Новгородское вече

карточки с заданиями. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

50

Рыцари - крестоносцы.

1

Русская культура в XII -XIII веках.

карточки с заданиями, Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

51

Александр Невский и новгородская дружина.

1

Образование

самостоятельных

княжеств

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.» иллюстрации «Вооружение русских воинов», «Вооружение рыцарей-крестоносцев»

52

Невская битва.

1

Монголо-татары

Портрет Александра Невского

53

Ледовое побоище.

1

Нашествие монголо-татар на Русь.

Схема Невской битвы в учебнике.

Начало объединения Русских земель.

12 ч.

54

Возвышение Москвы.

1

Рыцари - крестоносцы

Карта   «Древнерусское государство Киевская Русь» в IX - начале ХП в.», карта Москвы в учебнике.

55

Московский князь Иван Калита.

1

Александр Невский.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

56

Успехи Ивана Калиты.

1

Новгородская дружина.

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

57

Возрождение сельского хозяйства на Руси

1

Невская битва.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI - начале XII в.», таблица - план, рисунки учащихся по теме «Жизнь простых людей».

58

Возрождение городского хозяйства на Руси

1

Ледовое побоище

Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени

59

Московско-Владимирская Русь при

Дмитрии Донском.

1

Русь под монголо - татарским игом.

Картина А. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени

60

Сергий Радонежский.

1

Возвышение Москвы

Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация

61

Битва на Куликовом поле

1

Московский князь Иван Калита

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI начале XII в.», схема Куликовской битвы; картина А. Бубнова «Утро на Куликовском поле», М. Авилова «Поединок: Пересвета с Челубеем», лента времени.

62

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1

Успехи Ивана Калиты.

Иллюстрация «Памятник на Куликовском поле».

63

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

Лента времени, карточки с опорными словами, гравюра «Иван III»

64

Укрепление Московского государства

]

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

Картина Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», картина А. Васнецова «Московский кремль при Иване III».

65

Повторительно-обобщающий урок: «Начало объединения Русских земель»

1

Кроссворд, карта, иллюстрации, карточки

66

Контрольное тестирование по итогам года

1

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории для обучающихся по профессии "Повар , кондитер"

Рабочая программа для наборв в КГБ ПОУ БПТК 2015-2016г....

Рабочая программа по истории для 10 класса школы для обучающихся с ОВЗ по слуху

Адаптированная рабочая программа по истории для обучающихся с ОВЗ по слуху в 10 классе общеобразовательной школы....

Рабочая программа по истории для 12 класса школы для обучающихся с ОВЗ по слуху

Рабочая программа по истории России для обучающихся с ОВЗ по слуху в 12 классе общеобразовательной школы-интерната, соответствует 11 классу массовой школы....

Рабочая программа по "Истории", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для обучающегося на дому....

Рабочая программа по истории для обучающихся 5-9 классов

Рабочая программа по истории для обучающихся 5-9 классов...

Рабочая программа по истории для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа по истории для обучающихся 10-11 классов...