Проведение артикуляционной гимнастики
консультация по теме

Наместникова Светлана Михайловна

Здесь представлены комплексы упражнений необходимые для формирования свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_artikulyatsionnoy_gimnastiki.sayt_.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение артикуляционной гимнастики

Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в потоке речи благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции,  необходимые для правильного произношения звуков.

Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ и языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя.

Первый комплекс включает упражнения, необходимые для формирования четкого. Правильного произношения всех звуков: «Окошко», «Месим тесто», «Заборчик», «Орешки», «Шарик», «Блинчики», «Часики», «Дудочка».

Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков: (С, З, Ц). При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильная воздушная струя идет посередине языка: «Чистим зубы», «Горка», «Киска сердится», «Загнать мяч в ворота».

        Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков(Ш, Ж, Щ, Ч). При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье».

        Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков  Л, Р. При их произнесении коник языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: «Поймай мышку», «Пароход гудит», «Качели».

        Пятый комплекс направлен на постановку и автоматизацию звуков: Р, РЬ. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе: «Барабанщик», «Маляр».                                    С детьми  2-й младшей группы упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции. (1 комплекс).

В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. Здесь также используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются ( 1. 2. комплексы)

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, быстро переключаться с одного положения на другое (1, 3, 4, 5 комплексы).

        В подготовительной к школе группе упражнения берут на дифференциацию различных звуков с учетом последовательности развития у детей артикуляционного аппарата (все комплексы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА.

Рекомендации родителям о правилах проведения артикуляционной гимнастики в условии дома. Примеры заданий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики

Обоснование важности артикуляционной гимнастики и предоставление первого комплекса....

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Советы и рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики....