"Железнодорожный транспорт"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Это открытый урок по Социально-бытовой ориентировке, который был мной проведён в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zheleznodorozhnyy_transport.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Железнодорожный транспорт
7 класс.
Цель: Обобщить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
- Обучающая:
Рассмотреть развитие железнодорожного транспорта; какие бывают поезда и вагоны; железнодорожные вокзалы и службы на них; правила поведения на вокзале и в поезде.
- Воспитывающая:
Формировать интерес к познанию нового материала
- Развивающая:
Выполнять на практике правила поведения.
Форма проведения урока: лекция-дискуссия с элементами игры.
Предварительная работа: знакомство с материалом по данной теме.
План содержания:
Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок мы посвятим подведению итогов по теме «Железнодорожный транспорт». Часть материала вы знаете из предыдущего урока, а часть вы услышите сегодня впервые.
После изобретения парового двигателя Джеймсом Уаттом, инженеры стали искать новинке достойное применение. Локомобили - колёсные повозки с паровыми машинами - оказались малоудачными: мощность двигателя паровика оказалась мала для движения в гору или перемещения грузов. Позднее повозку поставили на два рельса, а рельсовый путь сделали чуть пологим и прямым. Так в начале 19 в. родилась железная дорога. Повозку назвали «локомотив» - «приводимый в движение паром» или паровоз. Безмоторные повозки, прицепляемые к локомотиву назвали вагонами от лат. «повозка». Первые поезда состояли из паровоза и 3-4 вагонов и двигались со скоростью 20км/ч. Топились углём.
1 ученик. Первые железные дороги построены в Англии. Убедившись в перспективности нового вида транспорта, европейцы и американцы стали прокладывать железную дорогу повсеместно, даже в отдалённые малоосвоенные прерии Америки. В России железная дорога, также получила распространение и применение. Бал проложен путь из европейской её части до Владивостока, что способствовало освоению сибирских земель и быстрой доставке грузов в отдалённые районы. Железные дороги стали основным видом наземного транспорта. Их стали строить двухпутными, что повысило пропускную способность.
2 ученик. Паровозы становились всё мощнее, вагоны всё грузоподъёмнее. В конце 20-х г. прошлого века появились дизельные и электрические локомотивы: тепловозы и электровозы. Железная дорога была электрифицирована: над путями появились провода контактной сети. Но протянуть сеть на всём протяжении железной дороги оказалось сложно. Поэтому дизельные тепловозы продолжают работать и сейчас. Современные сверхскоростные поезда, созданные во Франции и Японии, могут развивать скорость до 350 км/ч и составляют конкуренцию самолётам. Электровозы экологически чистый вид транспорта.
Теперь поговорим о пассажирских поездах, услугами которых по необходимости пользуемся и мы с вами.
3 ученик. Как разделяются поезда по типу или категории:
1) от 1 до 56 – поезда скорые
2) от 57 до 169 - скоростные
3) от 171 до 599 – пассажирские
4) от 601 до 699 – пассажирские местные (электричка Вологда-Данилов, Вологда-Череповец, Вологда-Буй и др.)
5) от 801 до 899 – туристическо–экскурсионные
В чём же разница видов поездов? А в том, что пассажирский поезд идет медленнее скоростного, а тот в свою очередь медленнее скорого.
Особняком стоят фирменные поезда: в них обслуживание по высшему разряду, есть своё имя, например «Вологодские зори » и цена гораздо выше, чем в простом поезде. В билете рядом с номером должна стоять маленькая буква « ф ».
4 ученик. Символом российских железных дорог часто называют фирменный поезд «Россия», курсирующий между Москвой и Владивостоком. Из Москвы он отправляется под №2, а из Владивостока под № 1Окрашенный в цвета национального триколора, состав везёт пассажиров через всю страну: быстро, комфортно, бережно. За шесть с половиной суток поезд пробегает по восьми железным дорогам, 9288 км, пересекая семь часовых поездов. Отправляясь с Ярославского вокзала столицы «Россия» перевозит 200 тысяч пассажиров в год.
Теперь поговорим о типах вагонов.
5 ученик. Тип вагона всегда обозначают буквами: Л – 2х местный мягкий (люкс), М – 4х местный мягкий, К – купейный, П – плацкартный, О – общий. Каждому типу вагона соответствует своё обслуживание. Так в общем вагоне вы не получите постельного белья, а его комплектация в остальных вагонах будет зависеть от типа вагона. Сейчас стоимость белья может быть сразу присчитана к стоимости билета во время покупки последнего. В стоимость билетов 2х и 4х местных мягких вагонов может входить стоимость питания во время проезда. Рядом с номером вагона указывается место. Нижние нечётные, верхние чётные. В купейном 36 мест по 4 в каждом купе. В плацкартном 54, с 37 по 54 места боковые.
Следующий рассказчик нам сообщит о порядке приобретения билетов
6 ученик. При покупке билета необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность: свидетельство о рождении ( дети до 14 лет ) или паспорт. Дети до 5 лет получают бесплатный билет, прикреплённый к месту сопровождающего его родителя. С 5 до 10 лет детский билет с местом за неполную стоимость. С 10 лет приобретают взрослый полный билет. При посадке на поезд предъявляется билет и документ, удостоверяющий личность. Билет может быть приобретён предварительно от 45 суток, за что с вас будет удержана плата за предварительность, или непосредственно за час до отправления поезда. Компьютеризированная система «Экспресс» значительно упростила и ускорила процедуру приобретения билетов.
Сейчас мы с вами вспомним, какие службы действуют на железнодорожных вокзалах.
7 ученик. На железнодорожном вокзале находятся следующие службы:
1) Кассы
2) Справочные
3) Красный крест, аптечный пункт
4) Милиция
5) Комната матери и ребёнка
6) Камера хранения
7) Телефон – телеграф
8) Туалет
9) Кафе, столовая
10) Зал ожидания
Теперь поговорим о безопасности посадки на поезд.
8 ученик. Выход к поездам может осуществляться наземным, надземным и подземным путями. Нельзя путать слова «путь» и «платформа». На путях стоят поезда, на платформе люди проходят на посадку. Одна платформа соответствует двум путям. В целях личной безопасности нельзя запрыгивать и спрыгивать с движущего поезда, пролезать под вагонами, стоящими на путях. Нужно избирать безопасный (надземный мост или подземный переход) путь. Нумерация вагонов может быть с головы или хвоста состава. Нужно внимательно слушать объявления диспетчера (путь, платформа, нумерация). Также нужно быть осторожными при переходе из одного вагона в другой во время движения поезда. Соблюдать правила поведения во время поездки.
Какой железнодорожный транспорт ждет нас в будущем.
9 ученик. Первые попытки создать железнодорожный транспорт будущего были сделаны уже давно в 1876 г. в Нью-Йорке. Там была построена линия воздушного трамвая _ монорельсовая дорога. Но она была далеко не совершенной и быстро вышла из строя. В 20 в. конструкторы решили проблему устойчивости состава на одном рельсе. Монорельсовые дороги стали прокладывать в городах, на пересечённой местности, где не возможно проложить обычную железную дорогу. Недавно монорельс был построен в Москве.
10 ученик. В 1960 г. были изобретены мощные электромагниты, которые дали жизнь наиболее скоростному и бесшумному экологически чистому варианту наземного транспорта – монорельсовому магнитоплану.
Известно, что одинаковые полюса двух магнитов отталкиваются друг от друга. Если в рельсе и подвеске вагона монорельса установить электромагниты и подать в них ток, то вагон «взлетит» над рельсом под действием отталкивающего магнитного поля и зависнет. Разгоняется и тормозит вагон также под действием магнитных полей. Сила трения качения между вагоном и рельсом равна нулю, ведь они даже не касаются друг друга. На вагон действует только сила сопротивления воздуха, как на самолёт. Осталась придать вагону обтекаемую пулеобразную форму и можно достичь самолётных скоростей. Правда, большие энергозатраты. Магнитный монорельс построили в 1970 г. в Японии. Магнитоплан курсировал между некоторыми городами и аэропортами со скоростью около 500 км/ч.
Заключение.
Благодаря процессу и новейшим изобретениям техника в целом и железнодорожный транспорт в частности не находится в застывшем состоянии, а всё время совершенствуется и развивается. Сегодня мы с вами и проследили этот путь развития, поговорили о безопасности путешествия на поездах.
Приложение 1
Братцы в гости снарядились
Друг за другом прицепились
И, помчались в путь - далёк
Лишь оставили дымок.
(вагоны)
Ем я уголь, пью я воду
Как напьюсь, прибавлю ходу
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …..(паровоз)
По лежачей лесенке,
Напевая песенки
Мчатся бегуны стрелой,
Связанные меж собой.
Не ватагой, не гурьбой –
Друг за другом чередой.
(поезд)
Ровненьким шнурочком
На тысячи вёрст тянутся
Нигде не затеряются.
(рельсы)
Полотно, а не дорожка
Конь, не конь – сороконожка
По дороге той ползёт
Весь обоз один везёт.
(тепловоз)
На большие расстоянья
Мчится он без опоздания
Пишется в конце два «с»
Называется ……..(экспресс)
Приложение 2
П В Б К П Б Б Ш Г
Е Г Л С Л Л Г А Д
Д Н Т А А Ё Ж Ы К
Приложение 3
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОБЖ в 5 классе "Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте".
Презентация к уроку ОБЖ в 5 классе "Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте". На этом уроке я кратко рассказываю историю создания ж/д транспорта,показывая слайды, учащиеся сами дел...
План урока ОБЖ в 5 классе "Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте"
Урок является частью темы: Безопасное поведение на транспорте. На данном уроке целесообразно использовать презентацию. Для лучшего усвоения материала по теме, я использую игровые моменты, так, н...
План урока ОБЖ в 5 классе "Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте"
Урок является частью темы: Безопасное поведение на транспорте. На данном уроке целесообразно использовать презентацию. Для лучшего усвоения материала по теме, я использую игровые моменты, так, н...
План урока ОБЖ в 5 классе "Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте"
Урок является частью темы: Безопасное поведение на транспорте. На данном уроке целесообразно использовать презентацию. Для лучшего усвоения материала по теме, я использую игровые моменты, так, н...
Проект: "Проводник на железнодорожном транспорте"
Проект на тему: "Проводник на железнодорожном транспорте". Цель проекта показать учащимся основную деятельность проводника пассажирского вагона....
Закрепление темы «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ» с помощью профессионально ориентированных текстов (для студентов 1 курса специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (железнодорожный транспорт).
Работа представляет собой главу из сборника диктантов интегрированных текстов по русскому языку для студентов специальности 190701. Тексты объединены общей темой "Железная дорога". Можно использовать ...
Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины, разработанной на основе ФГОС СПО для специальности 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (н...