Примерные схемы проведения занятий с детьми с ОВЗ
методическая разработка по теме

Кайкина Людмила Ивановна

В методической разработке в помощь воспитателю  представлены схемы проведения занятий по самообслуживанию, предметно-практической деятельности, развитию речи, развитию двигательной активности,  игровой деятельности, сенсорному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skhemy_provedeniya_zanyatiy.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд.

Примерная схема проведения занятия по самообслуживанию

( совместные действия, сопряженные – прием «рука в руку»)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Коррекционные упражнения
  3. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Предъявление натурального орудия труда и его анализ.
  2. Выполнение действий ребенком путем совместных действий с воспитателем с четким кратким речевым сопровождением

А) на ребенке

Б) на игрушке

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности  ребенка и поощрение.

Примерная схема проведения занятия по самообслуживанию \ хозяйственно-бытовому труду  ( по подражанию)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы занятия
  3. Коррекционные упражнения
  4. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Предъявление натурального орудия труда и его анализ.
  2. Показ воспитателем трудовых действий с четким кратким речевым сопровождением

А) показ на ребенке (себе)

Б) показ на игрушке

  1. Выполнение действий детьми по подражанию (помощь педагога)

Заключительная часть

  1. Уборка рабочего места
  2. Оценка деятельности  каждого ребенка и поощрение.


Примерная схема проведения занятия по самообслуживанию \ хозяйственно-бытовому труду ( с использованием пиктографических изображений – алгоритм действий)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы занятия
  3. Коррекционные упражнения
  4. Создание игровой (проблемной, жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Предъявление натурального орудия труда и его анализ.
  2. Показ воспитателем трудовых действий с четким кратким речевым сопровождением и постепенным предъявлением пиктографических изображений.
  3. повторное выкладывание алгоритма действий с помощью пиктограмм.
  4. Показ трудовых действий сильным ребенком согласно алгоритму.
  5.  Выполнение действий детьми по схеме (с частичной направляющей помощью воспитателя)

Заключительная часть

  1. Уборка рабочего места
  2. Подведение итогов занятия
  3. Оценка деятельности  каждого ребенка и поощрение.


Развитие речи и ознакомление с окружающим миром.

Схема проведения занятия по развитию речи

1 этап. Знакомство с действием. Цель: развитие глагольного словаря.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения:
  • на развитие слухового восприятия;
  • на развитие общей и мелкой моторики;
  • на развитие зрительного внимания и восприятия.
  1. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Показ действий педагогом.
  2. Осуществления действия в совместной деятельности.
  3. Упражнение на релаксацию.
  4. Первичное закрепление действия в игровой деятельности.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

2. этап. Закрепление названия действий.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения
  • на развитие слухового восприятия;
  • на развитие общей и  мелкой моторики;
  • на развитие зрительного внимания и восприятия;
  • на развитие тактильно-двигательного восприятия.
  1. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Актуализация представлений о действии.
  2. Выполнение действия по подражанию.
  3. Показ действия с различными предметами.
  4. Физминутка
  5. Выбор действия на картинке.
  6. Осуществление действий в игровой ситуации.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

3 этап. Дифференциация действий.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения
  • на развитие слухового восприятия;
  • на развитие общей и мелкой моторики;
  • на развитие зрительного внимания и восприятия;
  • на развитие тактильно-двигательного восприятия.
  1. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Показ действий по словесной инструкции педагога.
  2. Осуществление действий с предметами по заданию педагога.
  3. Физминутка
  4. Выбор действий из ряда предложенных (2-3 пиктографических изображения).

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

Схема проведения занятия по развитию речи

1 этап. Знакомство с предметом

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения:
  • на развитие слухового восприятия;
  • на развитие мелкой моторики;
  • на развитие зрительного внимания и восприятия.
  1. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Предъявление и анализ натурального предмета (материала) по лексической теме.
  2. Физминутка
  3. Обыгрывание натурального предмета.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

2. этап. Закрепление названия предмета.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения
  • на развитие слухового восприятия;
  • на развитие мелкой моторики;
  • на развитие зрительного внимания и восприятия;
  • на развитие тактильно-двигательного восприятия.
  1. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Актуализация представлений о натуральном предмете (лексической группе)
  2. Соотнесение предметов.
  3. Физминутка
  4. Выбор из ряда других предметов.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

3 этап. Дифференциация предметов.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения
  • на развитие слухового восприятия;
  • на развитие мелкой моторики;
  • на развитие зрительного внимания и восприятия;
  • на развитие тактильно-двигательного восприятия.
  1. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Актуализация представлений о предмете (лексической группе)
  2. Соотнесение предмета с объемным предметом, плоскостным изображением.
  3. Упражнение на релаксацию.
  4. Нахождение изображения предмета из ряда предложенных - 2-3 картинки (на более поздних этапах обучения)

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.


Ознакомление умственно отсталых детей со сказками и рассказами.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с трудом понимают (чаще совершенно не понимают) содержание сказок и рассказов. Запоминают очень яркие фрагменты сказок и рассказов.

Основная цель: формирование моделей поведения в обществе.

Методика работы над сказкой включает 2 этапа:

 1 этап.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Рассказывание сказки педагогом с помощью игрушек и  настольного кукольного театра (двигательное моделирование)
  2. Беседа по содержанию сказки:

а) нахождение и показ предметов заместителей (игрушки, картинки);

б) оценка поведения героев сказки.

  1. Физминутка
  2. Повторный рассказ воспитателем сказки с помощью двигательного моделирования сказки.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности каждого ребенка
  2. Итог занятия

2 этап

Цель: постепенный переход от двигательного моделирования сказки к построению простейших планов (по соотнесению)

Детям педагог дает карту с изображениями героев сказок.

репка

дед

бабка

внучка

собачка

кошка

мышка

Сначала составляется один план на доске (ковролине), а затем дети получают такие планы индивидуально.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Рассказывание сказки педагогом с помощью  настольного кукольного театра
  2. Отбор фигурок (персонажей сказки)
  3. Физминутка
  4. Выкладывание серии картинок на доске (ковролине) в соответствии с содержанием сказки (по соотнесению)
  5. Повторное выкладывание каждым ребенком (по соотнесению)

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности каждого ребенка
  2. Итог занятия

Примерная схема проведения занятий по

предметно-практической деятельности.

Примерная схема проведения занятия по ППД – рисование, аппликация, лепка) на развитие технических умений и навыков (владение кистью, фломастером, пластилином; развитие глаза и руки, их согласованные действия)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Упражнения на развитие мелкой моторики

Основная часть

  1. Показ и объяснение выполнения упражнения.
  2. Выполнение упражнений на фланелеграфе (ковре) детьми по подражанию.
  3. Выполнение аналогичных действий в воздухе.
  4. Физминутка
  5. Выполнение аналогичных заданий на доске мелом
  6. Выполнение аналогичных заданий на бумаге (в игровой форме)

Заключительная часть

  1. Уборка рабочего места.
  2.  Итог занятия с оценкой деятельности каждого воспитанника.

Примерная схема проведения экскурсии

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Наблюдение и  анализ реального объекта на улице.
  2. Комментированное рисование (на снегу, на асфальте или на доске) с постепенным включением выполнения задания детьми.

Заключительная часть

  1. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого воспитанника

Примерная схема проведения занятий по ППД.

Цель: привлечь внимание, заинтересовать в деятельности

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Коррекционные упражнения
  3. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Предъявление и анализ объекта (используется макет)
  2. Создание педагогом постройки (рисунка, аппликации, поделки) с речевым сопровождением. Соотнесение части реального объекта с частями поделки
  3. Физминутка

Заключительная часть

  1. Обыгрывание конструкции, рисунка, поделки
  2. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого ребенка.

Примерная схема проведения занятий по ППД (прием «рука в руку»)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Коррекционные упражнения
  3. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Предъявление и анализ объекта (используется готовая постройка)
  2. Выполнение действий ребенком путем совместных действий с воспитателем с четким кратким речевым сопровождением
  3. Физминутка

Заключительная часть

  1. Обыгрывание конструкции, рисунка, поделки
  2. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого ребенка.
  3. Уборка рабочего места

Примерная схема проведения занятий по ППД (по подражанию)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Предъявление и анализ натурального предмета.
  2. Коррекционные упражнения
  3. Предъявление и анализ образца (используется готовая постройка, рисунок, поделка)
  4. Отбор элементов для постройки (выполнения рисунка, поделки)
  5. Физминутка
  6. Пошаговое создание воспитателем и детьми  постройки, рисунка, поделки с четким кратким речевым сопровождением

Заключительная часть

  1. Обыгрывание конструкции, рисунка, поделки
  2. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого ребенка.
  3. Уборка рабочего места

Примерная схема проведения занятий по ППД (по образцу)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Создание игровой (жизненной ситуации)

Основная часть

  1. Актуализация представлений об объемном предмете.
  2. Коррекционные упражнения
  3. Предъявление и анализ объекта (используется готовая постройка, рисунок, поделка)
  4. Отбор элементов для постройки (выполнения рисунка, поделки)
  5. Физминутка
  6. Создание воспитателем постройки, рисунка, поделки с четким кратким речевым сопровождением
  7. Создание детьми постройки, рисунка, поделки по образцу.

Заключительная часть

  1. Обыгрывание конструкции, рисунка, поделки
  2. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого ребенка.
  3. Уборка рабочего места


Игровая деятельность

Схема проведения занятия по развитию манипулятивных действий с предметами

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Коррекционные упражнения с элементами массажа.

Основная часть

  1. Предъявление и рассматривание предмета
  2. Физминутка
  3. Показ действий с предметом педагогом.
  4. Выполнение игровых действий в совместной деятельности или выполнение игровых действий ребенком по подражанию.

Заключительная часть

  1. Уборка игрового уголка

Схема проведения занятия по развитию процессуальных действий.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент
  2. Коррекционные упражнения

Основная часть

  1. Предъявление и рассматривание натурального предмета
  2. Показ образца действий с натуральным предметом  педагогом.
  3. Выполнение процессуальных действий по подражанию или словесной инструкции
  4. Физминутка
  5. Обыгрывание предмета ребенком

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка.

Схема проведения занятия по дидактической игре

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Введение в игровую ситуацию
  2. Коррекционные упражнения

Основная часть

  1. Актуализация представления об игрушке (персонаже)
  2. Действия ребенка с игрушкой (с помощью педагога)
  3. Физминутка
  4. Обыгрывание игрушки (поведения и речи персонажа)

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка.
  2. Уборка игрового уголка

Схема проведения занятия по сюжетно-ролевой игре

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Введение в игровую ситуацию

Основная часть

  1. Планирование игры.
  2. Распределение ролей
  3. Рассматривание и подбор атрибутов.
  4. Собственная игра

Заключительная часть

  1. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого ребенка.
  2. Уборка игрового уголка

Схема проведения игры-драматизации.

Подготовительная работа.

На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитанников знакомим с содержанием сказки. На занятиях по предметно-практической деятельности изготавливаются атрибуты к игре-драматизации. На занятиях по музыке, дидактической игре отрабатываются повадки животных, поведение героев.

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Введение в игровую ситуацию

Основная часть

  1. Повторение содержания сказки.
  2. Рассматривание атрибутов.
  3. Распределение ролей.
  4. Собственная игра

Заключительная часть

  1. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности каждого ребенка.
  2. Уборка игрового уголка


Сенсорное развитие

Схема проведения занятия по сенсорному развитию (совместные действия)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения с включением элементов массажа.
  3. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Показ и рассматривание стимульного материала.
  2. Обследование стимульного материала.
  3. Физминутка
  4. Демонстрация действий со стимульным материалом.
  5. Совместные действия педагога и воспитанника со стимульным материалом.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

Схема проведения занятия по сенсорному развитию (по подражанию)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения с включением элементов массажа.
  3. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Предъявление и анализ стимульного материала.
  2. Физминутка
  3. Показ действий педагогом.
  4. Действия ребенка по подражанию.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.
  2. Подведение итогов занятия.

Схема проведения занятия по сенсорному развитию (по образцу)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Коррекционные упражнения
  3. Создание игровой ситуации.

Основная часть

  1. Предъявление и анализ стимульного материала.
  2. физминутка
  3. Показ действий педагогом.
  4. Коррекционное упражнение.
  5. Действия ребенка по образцу.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.
  2. Подведение итогов занятия.

Развитие двигательной активности.

Примерная схема проведения занятия по развитию движений (в совместной деятельности)

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Пассивная гимнастика с элементами массажа

Основная часть

  1. Проводка движений
  2. Релаксация
  3. Проводка движений в игровой деятельности

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.

Примерная схема проведения занятия по развитию движений (по подражанию).

Основные части занятия

Структурные этапы

Вводная часть

  1. Организационный момент.
  2. Общеразвивающие упражнения в соответствии с целями занятия.

Основная часть

  1. Пошаговый показ педагогом упражнения.
  2. Действия детей по подражанию.
  3. Релаксация
  4. закрепление упражнений в игровой деятельности.

Заключительная часть

  1. Оценка деятельности ребенка и поощрение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная схема анализа урока иностранного языка

Схема для разбора урока по иностранному языку....

Примерная схема оформления творческого проекта

Любое исследование невозможно без самостоятельной работы школьников с учебником, справочной литературой, дополнительными источниками (сеть Internet). В качестве литературных источников на занятия...

Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка.

Помощь при подготовки к аттестации учителей....

Примерная схема для анализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год

Примерная схема для анализа воспитательной работы классаза прошедший учебный год...

Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

Схема конспекта занятия: «Малые Олимпийские игры». Проведение диагностики обученности.

Схема конспекта занятия для детского театра моды, возраст обучающихся 8 - 10 лет....

Примерная про-грамма работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, по-павшими в трудные жизненные ситуации

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...