Творчество классных руководителей и воспитателей: отказ от шаблонов и стереотипов
статья по теме
Применение разнообразных форм воспитательной работы в проффессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество классных руководителей и воспитателей:
отказ от шаблонов и стереотипов
Воспитатель: Роганова О.В.
Воспитательная работа как любое социально – психологическое культурологическое явление имеет форму.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определённом логическом обеспечении метода работы с детьми.
Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекаемой, интересной захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объектом как личностной ценности в структуре личности. В поисках формы воспитатель исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребёнок от формы идёт к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть ещё одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчёркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.
Педагогический поиск формы сопряжён с некоторыми условиями.
- Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной формы новой, им неизвестной ,а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образа.
-Форма не может быть воспроизведена в своём целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа.
Таким образом, форма – это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего- либо; это плоть содержания.
Разнообразие форм воспитательной работы
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах. Любительских объединениях, во время школьных вечеров ,праздников и т.д .
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остаётся очень важной формой деятельности воспитателя. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеет существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для воспитателя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для воспитанников стороны личности самого воспитателя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, что часто делает педагога и воспитанника друзьями на все жизнь. Это дает воспитателю ощущение необходимости его работы, её социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, а именно:
-Познавательная деятельность направлена на развитее познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах внеурочной работы , как экскурсии, конкурсы, лектории, тематические недели.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирование убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Воспитатель имеет богатые возможности стимулировать выработку воспитанниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально- нравственной проблематике, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение воспитанника социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
-Общественная деятельность предполагает участие детей в органах управления школой, участие в трудовых компаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, вечера, праздники.
-Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий воспитанников, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Воспитатели, однако, имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, экскурсии.
-Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитанникам, однако воспитатель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно – оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Однако, для педагога важно всё е знать , как он организует деятельность воспитанников, какими он обладает возможностями, так сказать , методическим арсеналом.
-Трудовые формы работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная деятельность, любой труд. Это разные виды работы в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парком. памятником, летняя трудовая практика.
-Игровая деятельность. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные. конкурсные. Все они, ровно как и выше названные формы воспитательной работы., нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и оценивать поступки других. В связи с этим проводятся совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсионные поездки.
В нашем коллективе работают творческие , инициативные, любящие своё дело педагоги. Все формы работы, названные выше, широко используются педагогами нашей школы. Самой любимой формой деятельности воспитателя и классного руководителя является беседа. По проверке Роспотребнадзора нам было рекомендовано использовать в своей деятельности разные формы работы. Воспитатель должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы преобладает то или иное средство воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов или как избежать неудач в воспитательной работе классного руководителя
Доклад с презентацией...
Творчество классного руководителя : отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха при реализации ФГОС
В докладе рассмотрены формы и методы работы с детьми 5 класса. Раскрыты главные признаки творческого процесса и новые роли классного руководителя при реализации ФГОС. Проанализирован ряд внеклассных м...
Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....
Классное руководство. Отказ от шаблонов и стереотипов.
В данной статье рассказывается о принципах работы с классным коллективом....
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....