Познавательное занятие "История русской матрешки" для учащихся 9кл.
план-конспект занятия (8 класс)
ПЗ "История русской матрешки" разработано для учащихся 9кл. коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект познавательного занятия "История русской матрешки" | 23.13 КБ |
Презентация к познавательному занятию "История русской матрешки" | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЗ «История русской матрешки»
Цели: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями изготовления и росписи русской матрешки; воспитывать у детей интерес к истории и культуре России; развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус, расширение общего кругозора учащихся.
Ход занятия.
1. Организационный момент. 2. Введение в тему. - Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку. Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……… (Матрешка) Слайд1. 3. Основная часть. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. - Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (Ответы и предположения детей) - А на самом деле все было так… Слайд2. История русской матрешки. Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Слайд3. В подмосковной усадьбе в Абрамцево известного в России предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова часто собирались художники. Однажды хозяйка показала всем забавную японскую фигурку старика - мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий привезли с острова Хонсю. Слайд4. Эта японская игрушка, выполненная с большим юмором, была с секретом. Японский образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Слайд5. Изготовить свою небывалинку С.Мамонтов заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину, раскрасил разъемную игрушку художник Сергей Малютин. Слайд6. Японское божество он, конечно, повторять не стал, первая матрешка представляла собой круглолицую крестьянскую барышню в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке, еще одна – с караваем хлеба, Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе, самая последняя сама изображала спеленатого младенца, а всего восемь кукол. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Игрушка сразу понравилась взрослым и детям. Понравилось её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна, от популярного русского имени – Матрена. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет. Первую матрёшку хранят поныне в музее.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
Слайды 7-8. Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей. Слайд 9. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. Слайд 10. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами. Слайд 11-12. В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие… В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве, Нижнем Новгороде, Вознесенском, Сергиеве Посаде. Слайд 13. Официальным сувениром Олимпийских игр в Сочи 2014 года станет матрешка. Слайд 14. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0, 5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости. - Интересно, а как же рождается матрешка? Слайд 15 Особенности изготовления и этапы росписи матрешки. Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной, древесина выдерживается два - три года. Затем мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, обтачивает на станках, тщательно обрабатывается. Начинают работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер берет небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. Слайд 16. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек. И все они делали это по-разному. Слайд 17. Расписываются матрешки акварельными и гуашевыми красками. Для украшения матрешки используются блестки. Слайд 18. Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. Как только матрешка готова, наступает последний этап. Слайд 19. Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск готовому сувениру. Все! Готово! (Можно просмотр видео «Роспись матрешки» )
4. Закрепление. Просмотр музыкального фильма «Матрешки».
5. Итог. И сегодня русская матрешка - желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгожития матрешки? Почему она нравиться нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом? Образ женщины издавна почитаем в русском народном изобразительном искусстве. Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба, да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живет в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина, югослава, француза и американца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...
Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка
В статье отражены особенности применения модульной технологии обучения на уроках русского языка с использованием модульных карт, компьютерных средств для развития личностной и познавательной сферы уче...
Формирование познавательных учебных действий у учащихся на уроках русского языка
Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к акти...
Авторская концепция "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"
Одна из важнейших проблем сегодня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к русскому языку, приучить их к самостоятельному мышлению. ...
Презентация к авторской концепции "Развитие познавательного интереса и активности учащихся на уроках русского языка"
Основные пути, позволяющие развивать познавательную активностьучащихся}элементы занимательности на уроках}творческая работа}разнообразные формы проведения уроков}дидактический материал}индивидуа...
Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы
Современный ребенок. Он ищет себя, меняет интересы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...