урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида
методическая разработка (5 класс) на тему

Сизова Наталия Кузьминична

план урока чтения, презентация, самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskiy._ogromnoe_nebo.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 5-м классе по теме "Р. Рождественский. Огромное небо"

Цели урока:

Образовательная:

  • на примере данного произведения показать особенности творчества Роберта Рождественского;

Воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к учению, патриотическое отношение к Родине;

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать эмоционально-волевую сферу, образное мышление;
  • развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.

Оборудование:

  • презентация;
  • словарная работа;
  • текст речевых упражнений;

п/п

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Аутотренинг (слайд 1)

  1. Я отправлюсь в гости к новым знаниям.
  2. Я буду внимателен,
  3. Я все замечу и запомню.
  4. Я возьму с собой хорошее настроение.
  5. Я хочу узнать новое!
  6. Я очень хочу узнать новое!
  7. Я хочу работать!
  8. Я готов!

III. Речевые упражнения:

Записи на доске: (слайд 2)

ро

та

во

кро

ста

тво

скро

уста

ство

скромный

усталый

довольство

Учитель: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.

а) чтение столбиков;

б) чтение слов;

в) чтение пословиц о труде. (Слайд 3)

Землю красит солнце, а человека труд.

Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Человека узнают не по речам, а по делам.

- хором;

- в паре;

1-2 вслух.

- Как эти пословицы помогают понять главную мысль стихотворения В. Брюсова «Труд»?

IV. Проверка домашнего задания (В. Брюсов  "Труд") (портрет В. Брюсова)

Выразительное чтение стихотворения.

(3-4 чел. читают выразительно стихотворение)

- Чему учит стихотворение «Труд» Брюсова?

- Кого прославляет поэт в стихотворении? Как связано слово труженик со словом труд? (карточка) Можно эти слова назвать однокоренными? Какой у них общий корень? (один ученик выделяет корень на доске)

- Назовите главное, что создано человеческим трудом, чем мы пользуемся в своей жизни.

- Сосредоточьтесь и передайте то, о чем мы говорили, в своем чтении

- Удалось ли читающему  передать голосом главную мысль всего стихотворения?

 ( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).

V. Создание ситуации успеха.

Все, что нас окружает, создано человеческим трудом. Но любой труд бывает приятен и полезен только в мирное время. Мы с вами живём в мирное время. И всё, что создаётся человеком труда необходимо нам для спокойной счастливой жизни. Но не всегда наша страна жила в мире. Многим странам хотелось победить нашу страну. Но нас с вами  защищает наша армия.  Вот несколько дней назад мы отметили праздник 23 февраля. Что это за праздник? (ответы детей)

V. Сообщение темы урока

1.Знакомство с творчеством Р. Рождественского.

 - К теме защиты Родины обращались многие поэты и писатели. И сегодня мы познакомимся с творчеством   советского поэта Роберта Рождественского.

 (слайд - портрет поэта)
Узнать о жизни и творчестве Р. Рождественского  мы узнаем из презентации. Внимательно посмотрите, послушайте и постарайтесь информацию запомнить.

2. Биография

Рождественский Роберт Иванович родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи. Оставляет университет ради Литературного института им. М. Горького.

За время учёбы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» и «Испытание»; напечатал поэму «Моя любовь». Затем последовали другие поэтические сборники. Умер Роберт Рождественский 20 августа 1994 года.  (прожил 62 года) После смерти поэта вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

- Что вы узнали об авторе? В какое время рос мальчик? Когда начал писать стихи?

А я хочу их дополнить, прочитав вам автобиографию писателя. Что такое автобиография?


«…Мать у меня — врач, отец — военный. Мы переехали в Омск — большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Самое большое — война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском.

Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что «это» скоро кончится. Я написал тогда стихи, в которых, — помню, — последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвёз наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принёс первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку.

А потом — уже в конце — она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. Мои — вернулись. Точнее — взяли меня к себе.

Были бесчисленные переезды с отцом по местам его службы. Менялись города, менялись люди вокруг. Менялись школы, в которых я учился. Стихи писал всё это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нём, выучил наизусть правила приёма. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал всё это в Москву.

Отказали. Причина: «творческая несостоятельность»…

…Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушёл в спорт. И казалось, что всё идёт прекрасно, но... Махнуть рукой на стихи не удалось.

Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нём. …Книжек у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм
«Реквием» — особенно дорога мне.

Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Я писал свой
«Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.

Я женат. Жена, Алла Киреева, вместе со мной окончила литературный институт.

Что ещё? А ещё очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю всё время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, — будет очень обидно».

1980-е

3. Выставка книг поэта.

Тема нашего урока "Р. Рождественский «Огромное небо»

VI. Новый материал.

1.Чтение учителем стихотворения  выразительно.

- О каком событии мы узнали из этого стихотворения?   (Слайд)

Стихотворение  была написано по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако, советские летчики сумели увести самолет за черту города и он упал в озеро, за городом. Оба летчика погибли. Об этом событии была напечатана небольшая заметка в газете. Поэт Роберт Рождественский, практически ровесник лётчиков, написал стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. Позднее об этом сам Оскар Борисович вспоминал: «Роберт Рождественский рассказал мне о замысле новой песни. Толчком к её созданию послужило подлинное жизненное событие. О нём писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой.

2.Самостоятельное чтение «про себя».

- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова.

3. Проверка. Словарная работа.  

- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?

Слайд:

Эскадрилья - в военно-воздушном флоте подразделение, входящее в состав авиационного полка;

Мелькают – появляться и исчезать очень быстро;

Кварталы – часть, города, ограниченная пересекающимися улицами.

Физминутка (маршировка под песню «Идет солдат по городу»)

4. Чтение вслух «по цепочке»

- Какая беда настигла лётчиков в полете?

- Какое решение приняли друзья?

- Была ли у них возможность спастись?

- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)

Слайды с изображением самолета, мемориала

5. Составление стихотворения из отрывков. Чтение своего отрывка.

- Почему друзья не воспользовались парашютом? Что в этом случае произошло бы с городом?

- Что заставляет людей совершать подвиг?

VIII. Итог урока.

  1. - Какое настроение у этого стихотворения?

  • Трагическое

  • Торжественное

  • Призывающее

  • Величественное

  • Героическое

  • Грустное

  • Печальное

  • Романтическое

  • Радостное

  • Приятное

  • Мечтательное

  • Тревожное

  • Волнительное
  1. Итоговое пожелание.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрый будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

Самоанализ урока

Чтения  в 5  классе, проведенного Сизовой Наталией Кузьминичной

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

 Тип  урока: повторительно – обобщительный

Урок был выстроен с использованием  элементов технологии  дифферинцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться  в очень короткий отрезок времени.

Считаю, что тема урока хорошо сформулирована и доведена до учащихся.

Целеполагание осуществлено совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организовывалось с помощью беседы. Учителем были поставлены и решались следующие задачи:

-   углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, суффиксы ск и к, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных»;

 - развивать мыслительно –  речевую деятельность, память;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Содержание вполне соответствует теме и цели урока.

На уроке осуществлен правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система  заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся в их выполнении.

Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.

На уроке были использованы парная, индивидуальная форма работы. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе  ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учителя и детей.

Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Считаю, что урок был интересен для учащихся, т.к. на уроке были проблемные и эмоциональные ситуации.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида

У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...

Презентация к уроку в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Йоганн Штраус - "Король вальса" разработана Назаровой Кристиной Павловной, г.Березники

Данный материал содержит иллюстрации стран, которые посещал великий композитор, а так же в нем приведены факты из его биографии. Вы можете использовать кроссворд по жизни и творчеству Й.Штрауса и допо...

Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида

презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида

Из опыта работы по ИКТ в начальных классах школы 8 вида....