урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида
методическая разработка (5 класс) на тему
план урока чтения, презентация, самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskiy._ogromnoe_nebo.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 5-м классе по теме "Р. Рождественский. Огромное небо"
Цели урока:
Образовательная:
- на примере данного произведения показать особенности творчества Роберта Рождественского;
Воспитательная:
- воспитывать мотивацию к учению, патриотическое отношение к Родине;
- Корригировать эмоционально-волевую сферу, образное мышление;
- развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.
Оборудование:
- презентация;
- словарная работа;
- текст речевых упражнений;
№ п/п | ||||
Ход урока
I. Орг. Момент.
II. Аутотренинг (слайд 1)
- Я отправлюсь в гости к новым знаниям.
- Я буду внимателен,
- Я все замечу и запомню.
- Я возьму с собой хорошее настроение.
- Я хочу узнать новое!
- Я очень хочу узнать новое!
- Я хочу работать!
- Я готов!
III. Речевые упражнения:
Записи на доске: (слайд 2)
ро | та | во |
кро | ста | тво |
скро | уста | ство |
скромный | усталый | довольство |
Учитель: - Подготовим свой речевой аппарат к работе.
а) чтение столбиков;
б) чтение слов;
в) чтение пословиц о труде. (Слайд 3)
Землю красит солнце, а человека труд.
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
Человека узнают не по речам, а по делам.
Человека узнают не по речам, а по делам.
- хором;
- в паре;
1-2 вслух.
- Как эти пословицы помогают понять главную мысль стихотворения В. Брюсова «Труд»?
IV. Проверка домашнего задания (В. Брюсов "Труд") (портрет В. Брюсова)
Выразительное чтение стихотворения.
(3-4 чел. читают выразительно стихотворение)
- Чему учит стихотворение «Труд» Брюсова?
- Кого прославляет поэт в стихотворении? Как связано слово труженик со словом труд? (карточка) Можно эти слова назвать однокоренными? Какой у них общий корень? (один ученик выделяет корень на доске)
- Назовите главное, что создано человеческим трудом, чем мы пользуемся в своей жизни.
- Сосредоточьтесь и передайте то, о чем мы говорили, в своем чтении
- Удалось ли читающему передать голосом главную мысль всего стихотворения?
( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).
V. Создание ситуации успеха.
Все, что нас окружает, создано человеческим трудом. Но любой труд бывает приятен и полезен только в мирное время. Мы с вами живём в мирное время. И всё, что создаётся человеком труда необходимо нам для спокойной счастливой жизни. Но не всегда наша страна жила в мире. Многим странам хотелось победить нашу страну. Но нас с вами защищает наша армия. Вот несколько дней назад мы отметили праздник 23 февраля. Что это за праздник? (ответы детей)
V. Сообщение темы урока
1.Знакомство с творчеством Р. Рождественского.
- К теме защиты Родины обращались многие поэты и писатели. И сегодня мы познакомимся с творчеством советского поэта Роберта Рождественского.
(слайд - портрет поэта)
Узнать о жизни и творчестве Р. Рождественского мы узнаем из презентации. Внимательно посмотрите, послушайте и постарайтесь информацию запомнить.
2. Биография
Рождественский Роберт Иванович родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме - родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи. Оставляет университет ради Литературного института им. М. Горького.
За время учёбы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» и «Испытание»; напечатал поэму «Моя любовь». Затем последовали другие поэтические сборники. Умер Роберт Рождественский 20 августа 1994 года. (прожил 62 года) После смерти поэта вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».
- Что вы узнали об авторе? В какое время рос мальчик? Когда начал писать стихи?
А я хочу их дополнить, прочитав вам автобиографию писателя. Что такое автобиография?
«…Мать у меня — врач, отец — военный. Мы переехали в Омск — большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Самое большое — война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском.
Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что «это» скоро кончится. Я написал тогда стихи, в которых, — помню, — последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвёз наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принёс первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку.
А потом — уже в конце — она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. Мои — вернулись. Точнее — взяли меня к себе.
Были бесчисленные переезды с отцом по местам его службы. Менялись города, менялись люди вокруг. Менялись школы, в которых я учился. Стихи писал всё это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нём, выучил наизусть правила приёма. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал всё это в Москву.
Отказали. Причина: «творческая несостоятельность»…
…Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушёл в спорт. И казалось, что всё идёт прекрасно, но... Махнуть рукой на стихи не удалось.
Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нём. …Книжек у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм «Реквием» — особенно дорога мне.
Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть.
Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них.
Я женат. Жена, Алла Киреева, вместе со мной окончила литературный институт.
Что ещё? А ещё очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю всё время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, — будет очень обидно».
1980-е
3. Выставка книг поэта.
Тема нашего урока "Р. Рождественский «Огромное небо»
VI. Новый материал.
1.Чтение учителем стихотворения выразительно.
- О каком событии мы узнали из этого стихотворения? (Слайд)
Стихотворение была написано по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако, советские летчики сумели увести самолет за черту города и он упал в озеро, за городом. Оба летчика погибли. Об этом событии была напечатана небольшая заметка в газете. Поэт Роберт Рождественский, практически ровесник лётчиков, написал стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. Позднее об этом сам Оскар Борисович вспоминал: «Роберт Рождественский рассказал мне о замысле новой песни. Толчком к её созданию послужило подлинное жизненное событие. О нём писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой.
2.Самостоятельное чтение «про себя».
- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова.
3. Проверка. Словарная работа.
- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?
Слайд:
Эскадрилья - в военно-воздушном флоте подразделение, входящее в состав авиационного полка;
Мелькают – появляться и исчезать очень быстро;
Кварталы – часть, города, ограниченная пересекающимися улицами.
Физминутка (маршировка под песню «Идет солдат по городу»)
4. Чтение вслух «по цепочке»
- Какая беда настигла лётчиков в полете?
- Какое решение приняли друзья?
- Была ли у них возможность спастись?
- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)
Слайды с изображением самолета, мемориала
5. Составление стихотворения из отрывков. Чтение своего отрывка.
- Почему друзья не воспользовались парашютом? Что в этом случае произошло бы с городом?
- Что заставляет людей совершать подвиг?
VIII. Итог урока.
- - Какое настроение у этого стихотворения?
Трагическое
Торжественное
Призывающее
Величественное
Героическое
Грустное
Печальное
Романтическое
Радостное
Приятное
Мечтательное
Тревожное
Волнительное
- Итоговое пожелание.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрый будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
Самоанализ урока
Чтения в 5 классе, проведенного Сизовой Наталией Кузьминичной
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Тип урока: повторительно – обобщительный
Урок был выстроен с использованием элементов технологии дифферинцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.
Считаю, что тема урока хорошо сформулирована и доведена до учащихся.
Целеполагание осуществлено совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организовывалось с помощью беседы. Учителем были поставлены и решались следующие задачи:
- углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, суффиксы ск и к, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных»;
- развивать мыслительно – речевую деятельность, память;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Содержание вполне соответствует теме и цели урока.
На уроке осуществлен правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся в их выполнении.
Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.
На уроке были использованы парная, индивидуальная форма работы. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учителя и детей.
Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Считаю, что урок был интересен для учащихся, т.к. на уроке были проблемные и эмоциональные ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"
Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...
Урок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида
У рок биологии 7 класс коррекционная школа VIII вида "Лабртатрная работа"...
Презентация к уроку в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Йоганн Штраус - "Король вальса" разработана Назаровой Кристиной Павловной, г.Березники
Данный материал содержит иллюстрации стран, которые посещал великий композитор, а так же в нем приведены факты из его биографии. Вы можете использовать кроссворд по жизни и творчеству Й.Штрауса и допо...
Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида
презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...
Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".
Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....
Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида
Из опыта работы по ИКТ в начальных классах школы 8 вида....