Совершенствование коррекционной работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по теме

Агафонова Наталья Викторовна

В данном методическом материале описана система коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие связной речи у старших дошкольников  с  ОНР, определены основные задачи логопедического воздействия, даны  методические рекомендации для учителей-логопедов по организации развивающих педагогических ситуаций и игровых упражнений с воспитанниками группы компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование коррекционной работы по развитию связной речи  у

старших дошкольников с ОНР

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает развитие связной речи. Формирование связного высказывания - важнейшее условие усвоения детьми предпосылок учебной деятельности, развития их творческих способностей, познавательной  и коммуникативной активности.

Становление полноценной связной речи – процесс достаточно длительный и сложный. В дошкольном детстве закладываются основы мастерства рассказывания, которые будут совершенствоваться в школьные годы. Следует отметить, что монологическая речь не появляется в развитии детей спонтанно. Как при нормальном, так и особенно при дефицитарном речевом развитии для формирования монолога необходимо специальное обучение, целенаправленная помощь и поддержка взрослого.

Исследования Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и других авторов показали, что самостоятельная связная речь детей с ОНР является несовершенной вследствие недоразвития всех компонентов речевой системы. Старшие дошкольники с системным речевым недоразвитием недостаточно владеют умением последовательно и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные трудности в построении связного высказывания, в объединении его отдельных элементов в структурное целое, в выборе языкового материала, соответствующего цели высказывания. Таким образом, поиск эффективных путей и средств формирования связной речи имеет первостепенное значение для всего процесса коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

В свете современной концепции дошкольного образования в качестве базовых потребностей ребенка рассматриваются заинтересованность в общении,  самореализация,  удовлетворение от процесса и результатов  практической и творческой деятельности. Различные направления развития дошкольников реализуются в разнообразных формах организации всех видов детской деятельности, во взаимодействии  со сверстниками и взрослыми. Следовательно, проблему развития связной речи детей с ОНР необходимо решать в контексте игровой и предметно-практической деятельности, различных форм вербальной коммуникации.

Оптимизация коррекционно-развивающей работы предполагает развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных способностей детей через составление различных видов связных высказываний в диалогическом взаимодействии рассказчика и слушателей. Основные направления коррекционной работы со старшими дошкольниками по развитию связной речи могут быть определены следующим образом:

  1. Формирование мотивационного аспекта восприятия и продуцирования связного высказывания;
  2. Создание психологических предпосылок к овладению связной речью:
  • обогащение практического опыта детей, расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование понимания причинно-следственных отношений между компонентами наглядной ситуации и временных связей событий;
  • развитие воображения, творческой активности дошкольников;
  1. Совершенствование деятельности программирования речевого высказывания:
  • овладение наглядным моделированием смыслового содержания текста;
  • определение логики высказывания, выделение начала, середины, концовки текста;
  • обозначение главной темы рассказа;
  1. Совершенствование возможностей структурно-языкового оформления высказывания:
  • обогащение и активизация словарного запаса детей;
  • формирование умения сочетать слова по смыслу;
  • овладение доступными грамматическими конструкциями простых и сложных предложений;
  • формирование умения использовать интонационно-выразительные средства языка для передачи содержания текста;
  1. Развитие речевой коммуникации, принятие детьми роли «рассказчика – слушателя»:
  • стимулирование и поддержка речевой активности каждого ребенка;
  • обращение к личному эмоциональному, бытовому, игровому, познавательному опыту детей;
  • обеспечение преимущественной адресации  детских высказываний сверстникам.

Известно, что основой педагогического взаимодействия дошкольника и взрослого является совпадение интереса ребенка к деятельности и развитие его способностей. Комплексное развитие способностей детей с ОНР может быть использовано в качестве механизма компенсации  речевого расстройства.

Побуждение к связному речевому сообщению целесообразно осуществлять посредством выработки у детей познавательных и личностных мотивов. Для усиления мотивационного аспекта восприятия и составления связных высказываний используется ряд приемов:

  • выбор текстового и наглядного материала с интересным сюжетом, вызывающим эмоциональный отклик у детей;
  • создание разноплановых проблемных ситуаций, направленных на принятие детьми цели познавательно-речевой деятельности, например: «Как помочь трем поросятам построить дом», «Как из семечка вырастить чудесный цветок», «Если бы я стал волшебником»  и т.п.;
  • проведение дидактических игр и упражнений, способствующих организации взаимодействия между детьми для поиска путей достижения результата, например: «Чья команда быстрее соберет картинку», «Кто поможет щенку найти хозяина» и др.

Овладение самостоятельным связным высказыванием базируется на расширении представлений дошкольников об окружающем мире, обогащении их практического опыта. Актуализация знаний и опыта детей позволяет определить направление размышлений и выбор практических действий по решению проблем и игровых задач, значимых для старших дошкольников.

Важным для начала  поисковой познавательно-речевой деятельности является не только осознание детьми предлагаемой проблемы, но и удивление от неожиданности, необычности предъявления информации, например: отгадывание загадки, спрятанной в сигнальном рисунке или оригинальном тексте, расшифровка письма. Далее осуществляются подготовка к восприятию содержания  художественных образов, обсуждение линии развития сюжета и последовательности действий.

Разбор содержания прослушанного текста, организованный в вопросно-ответной форме, способствует пониманию проблемной ситуации, выделению ключевых моментов сюжета, установлению причинно-следственных связей, определению действующих лиц и значимых деталей повествования. Для дошкольников с ОНР используются адаптированные художественные произведения небольшого объема, с четким делением на фрагменты, с ясной логической последовательностью событий. В процессе разбора текстового содержания применяется иллюстративный материал с изображением персонажей рассказа, места действия.

Особое значение наглядности при формировании связной речи старших дошкольников обусловлено тем, что она помогает лучшему осмыслению и пониманию содержания заданий, выполнить которые предлагается с помощью устных монологических высказываний. В процессе рассматривания иллюстраций, картин обеспечивается наиболее полное восприятие наглядно-образных компонентов ситуации, выделение главного и второстепенного в содержании. Для повышения эмоциональности восприятия ознакомление с пейзажными и некоторыми сюжетными картинами сопровождается слушанием аудиозаписей «звуков природы», музыкальных произведений. Для стимулирования коммуникативной активности эффективен прием  «вхождения в картину», когда один ребенок создает пантомиму на заданную тему, остальные комментируют его игру. Развитию воображения и пробуждению творческой активности детей способствуют «рассуждения вслух», инициированные взрослым, например: могла ли эта история случиться в другое время года, с другими героями? Как бы она закончилась?

Совершенствование деятельности программирования монологического высказывания тесно связано с развитием способностей дошкольников в наглядном моделировании. Таким образом, стимулируется первоначальное овладение детьми знаково-системными формами мышления. Взрослый способствует развертыванию детской предметно-пространственной деятельности по воспроизведению художественных образов, а также регламентирует ее формы и содержание. Эффективно использовать моделирование сюжета с помощью композиций из натуральных предметов и их заместителей; силуэтных изображений персонажей и значимых объектов, соответствующих фрагментам текста; схематичных рисунков в виде мнемотаблиц, предметно-графических планов, отражающих основные смысловые звенья высказывания, их последовательность и взаимосвязь. Опора на собственные рисунки, коллективные творческие работы повышает эмоциональность и информативность связных высказываний дошкольников.

Особое внимание следует уделять формированию операций деления целого текста на части: выделению начала, середины, конца высказывания, объяснению значимости каждой выделенной части; обозначению главной темы рассказа. Для этого можно использовать заместители второго порядка, например: квадраты, отличающиеся интенсивностью цветовой окраски, соотносятся  с завязкой, кульминацией и развязкой рассказа. Сначала дети определяют последовательность смысловых частей в авторском тексте, прочитанном логопедом, затем после детального знакомства с символическим планом в совместной партнерской деятельности с взрослым и сверстниками сочиняют истории на заданную тему.

Для облегчения формирования у детей с ОНР первоначальных навыков  составления связных последовательных сообщений необходимо совершенствование возможностей структурно-языкового оформления высказываний. При знакомстве с текстом художественного произведения обязательным является специальный языковой анализ, в процессе которого внимание детей акцентируется на выделении определений, сравнительных оборотов для  качественной характеристики предметов, воспроизведении глагольной лексики и разнообразных конструкций предложений. Дополнительно организуются упражнения в формоизменении и словообразовании, актуальные для языкового материала данного текста. Проведение лексико-грамматического анализа произведения не только способствует лучшему осмыслению детьми способов языкового оформления, но и облегчает последующее составление собственных рассказов.

Предваряет составление дошкольниками самостоятельных связных высказываний проведение речевых игр и упражнений, направленных на обогащение и активизацию словаря, употребление лексем путем их морфемных преобразований, развитие умения сочетать слова по смыслу, овладение разнообразными синтаксическими конструкциями, например:

  • подбор антонимов, синонимов, обобщающих слов;
  • подбор глаголов для передачи последовательности действий;
  • объяснение переносного и эмоционально-оттеночного значения слов;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением, приставочных глаголов с оттенками значения, сравнительной степени прилагательных и т.п.;
  • составление словосочетаний путем добавления к зависимому слову главного;
  • подбор зависимых слов к главному;
  • дополнение и завершение предложений словом, словосочетанием;
  • составление предложений с указанным словом или из данного набора слов;
  • составление двух или нескольких логически связанных фраз от исходного предложения.

В дальнейшем слова и речевые обороты, которые отрабатываются в ходе словесных игр и упражнений, используются детьми в рассказах для более точной передачи мыслей, чувств, эмоционального отношения к персонажам и событиям.

Формирование умения использовать в связном высказывании интонационно-выразительные средства языка  начинается с прослушивания текста, прочитанного взрослым без интонационного оформления, затем выразительно. После повторного прочтения рассказа или сказки обсуждается, какой из двух вариантов больше понравился детям. С целью развития умения различать эмоциональные оттенки в речи можно проводить специальные игры:

  • «Узнай по голосу» - по интонационной окрашенности фразы из текста дети определяют, какому персонажу принадлежит голос;
  • «Палитра настроения» - взрослый воспроизводит предложения, короткие истории от лица персонажа с различными интонациями, дети определяют настроение героя.

Для закрепления умения пользоваться средствами выразительности в устной речи применяется сопряженное с логопедом и отраженное за логопедом повторение детьми фраз, затем самостоятельное произнесение предложений с нужной интонацией. Далее совершенствование интонационной стороны речи проводится на материале фрагментов сказок, рассказов. Для этого целесообразно использовать игры-инсценировки, диалоги, разыгрываемые по ролям. Первоначально логопед предлагает образцы речи и ролевого поведения с кукольным партнером, затем с одним ребенком или группой детей. Постепенно ведущая роль переходит к детям, взрослый включается в диалог в качестве действующего лица. Таким образом, в процессе формирования интонационной стороны речи дошкольники овладевают умением точно передавать собственное эмоциональное состояние, а также эмоции героев рассказов и сказок.

Воспроизведение и составление детьми устных монологических высказываний осуществляется в коммуникативной ситуации «рассказывание – слушание». Для усиления мотивации рассказывания применяются варианты подгрупповой, индивидуальной или парной работы. Пересказ текстов и составление повествовательных рассказов  по «цепочке» предполагает, что один ребенок начинает, другой продолжает, третий заканчивает историю. Затем текстовое содержание передается в лицах, в диалоге с партнером, которым может быть взрослый или сверстник. Составление рассказов по аналогии с данным сюжетом позволяет сопоставлять наглядную ситуацию  с личным опытом дошкольников, с их чувствами и переживаниями. При составлении текстов-описаний предметов или объектов, явлений природы также необходимо обращаться к эмоциональному, игровому, познавательному опыту детей. Тематика описательных рассказов может быть следующей: «Моя любимая игрушка», «Дом, в котором я живу», «Наши домашние питомцы» и др. Как правило, описание не только включает перечисление признаков, свойств, качеств, действий, но и завершается оценкой предмета, выражением собственного отношения к нему.

Побуждение дошкольников к проявлению речевого творчества в процессе составления связных высказываний осуществляется через организацию следующих упражнений:

  • при рассматривании неполной серии картинок детям предлагается предположить, что изображено на первой или последней картинке, придумать начало или окончание данной истории;
  • после знакомства с содержанием наглядной ситуации на одной из сюжетных картинок дети сочиняют реалистические рассказы либо сказочные истории, в которых данная картинка служит началом, серединой или концом повествования;
  • одновременное рассматривание сюжетных картинок из разных серий, связанных едиными героями, позволяет дошкольникам сочинять забавные истории с различными вариантами продолжения;
  • увлекательным для детей является рассказывание знакомых сказок или рассказов на новый лад с заменой действующих лиц, изменением времени и результата действия.

При выполнении подобных заданий каждый ребёнок заинтересован в том, чтобы сочинить оригинальную историю, отличающуюся от рассказов, которые придумали товарищи.

Анализ составленных детьми связных высказываний проводится в виде коллективного обсуждения. Это позволяет дополнительно сосредоточить внимание детей на структурной целостности текста, умении раскрывать основную мысль высказывания, последовательно и логично излагать его, правильно использовать языковые средства в оформлении текстового сообщения. В ходе обсуждения ребёнок обменивается впечатлениями со сверстниками и взрослым, учится выслушивать мнение собеседников, пытается оценивать результаты собственной и совместной деятельности. Важно помочь детям проследить путь к достижению результата, дать возможность прочувствовать позитивное эмоциональное состояние, обусловленное решением поставленной проблемы. Презентацию результатов творческой деятельности дошкольников можно завершить определением победителей в различных номинациях, например: «Лучший рассказчик», «Лучший сказочник», «Лучший художник», «Самая дружная команда» и т.п.

Таким образом,  старшие дошкольники с ОНР способны создавать связные высказывания повествовательного и описательного типа  в ходе специального обучения на основе использования адаптированных художественных произведений, наглядно-дидактических материалов в ситуациях общения с педагогом и друг с другом. Развитие связной речи через организацию разнообразных видов  детской деятельности делает обучение более привлекательным для дошкольников и более результативным. Сочинение рассказов активизирует  внимание, мышление, воображение, познавательную и речевую деятельность детей, способствует реализации художественных впечатлений, полученных в процессе подготовки к рассказыванию. Комплексное развитие языковой, художественной, интеллектуальной способностей воспитанников обеспечивает формирование компенсации общего речевого недоразвития.

Литература

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Гризик Т.И., Ерофеева Т.И. Говорим правильно. Рассказываем и сочиняем. - М.: Просвещение, 2013.
  3. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...

"Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Чистая, грамотная речь – одна из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. В современном обществе существует проблема в речевом развитии детей. К сожалению, в дошкольных организациях ко...