Методические рекомендации по работе со справочником по математике. Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
учебно-методический материал по теме

Саламатова Альфия Гаптельфартовна

Методические рекомендации по работе со справочником: 

Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе со справочником по математике.

(Справочник по математике (геометрия). 5 – 9 классы: для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г. Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.)

    Содержание геометрического материала в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида определено программой, справочник  по математике поможет  реализации программных требований. В справочнике в доступной форме излагается весь геометрический материал школьного курса математики для учащихся 1 -  9 классов. Справочник выпущен со знаком «6+».                                                                      В целях избежание повторов геометрический материал в справочнике излагается по основным темам, а не по классам. Нужную тему в справочнике можно найти по содержанию (Приложение 1).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В справочнике большое внимание уделено наглядности, как средству формирования математических представлений и понятий.                                                                               Содержание теоретического и практического материала даёт возможность показать учащимся, что математика изучает окружающий мир с точки зрения формы, размеров и взаимного расположения предметов.                                                                                                      Учащиеся могут использовать справочник:

  • при подготовке к ответу;
  • при выполнении заданий и решении задач (пособие содержит большое количество задач с подробными решениями);
  • при итоговом повторении материала.

   Справочник создает для учащихся возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Справочник поможет и учителю в реализации дифференцированного подхода, так же  решить ряд коррекционно – развивающих и воспитательных задач поставленных на уроке.  Материал, содержащийся в справочнике, дублирует и дополняет теоретический материал  учебников по математике для учащихся 1 – 9 классов. (Под редакцией  Хилько  А.А., Эк. В.В., Перовой М.Н., Капустиной Г. М.,  Алышевой Т.В. Приложение 2).

   Для работы материал справочника можно условно разделить на части следующим образом:

  1. Изучение и повторение геометрического материала (Приложение 3).
  2. Задачи геометрического содержания: (Приложение 4)
  • на вычисление;
  • на построение геометрических фигур;
  • на конструирование.
  1. Измерительные  и чертёжные инструменты (Приложение 5).

Эффективных результатов работы со справочником можно добиться только при хорошей её организации. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся работать со справочником, убедить учащихся, что справочник – это их помощник.  

Приложение 1

Содержание справочника по математике

От автора .........................................................................................................................5

1. Точка ..........................................................................................................................6

2. Прямая линия ..............................................................................................................7

3. Кривая линия ...............................................................................................................8

4. Отрезок ........................................................................................................................9

5. Меры измерения ........................................................................................................10

     5.1. Меры длины (линейные меры) ...........................................................................10

     5.2. Меры площади (квадратные меры) .....................................................................10

     5.3. Меры объёма (кубические меры) ........................................................................13

6. Построение отрезка заданной длины .........................................................................15

7. Действия с отрезками .................................................................................................16

    7.1. Сложение отрезков ..............................................................................................16

    7.2. Вычитание отрезков ............................................................................................17

    7.3. Увеличение отрезка на заданный отрезок ...........................................................18

    7.4. Уменьшение отрезка на заданный отрезок ..........................................................18

    7.5. Увеличение отрезка в несколько раз ...................................................................18

    7.6. Уменьшение отрезка в несколько раз ..................................................................19

8. Луч ............................................................................................................................21

9. Ломаная линия . .........................................................................................................22

10. Углы .......................................................................................................................25

11. Многоугольники .....................................................................................................34

    11.1. Многоугольник ................................................................................................34

    11.2. Треугольник .....................................................................................................35

     11.3. Прямоугольник .................................................................................................49

    11.4. Квадрат ............................................................................................................57

    11.5. Параллелограмм ...............................................................................................66

    11.6. Ромб .................................................................................................................70

12. Окружность .............................................................................................................74

13. Круг ........................................................................................................................80

14. Диаграммы ..............................................................................................................84

    14.1. Столбчатая диаграмма ......................................................................................84

     14.2. Круговая диаграмма ..........................................................................................85

     14.3. Линейная диаграмма .........................................................................................86

15. Взаимное расположение геометрических фигур ......................................................88

     15.1. Взаимное положение точки и отрезка ...............................................................88

     15.2. Взаимное положение точки и прямой ...............................................................88

     15.3. Взаимное положение точки и луча ....................................................................89

     15.4. Взаимное положение точки и многоугольника .....................................................89

    15.5. Взаимное положение точки и окружности .......................................................90

    15.6. Взаимное положение отрезков .........................................................................91

    15.7. Взаимное положение отрезка и прямой ............................................................91

    15.8. Взаимное положение отрезка и луча ................................................................92

    15.9. Взаимное положение отрезка и многоугольника ..............................................93

     15.10. Взаимное положение отрезка и окружности ...................................................94

    15.11. Взаимное положение прямых на плоскости ....................................................95

    15.12. Взаимное положение прямой и луча ...............................................................99

    15.13. Взаимное положение прямой и многоугольника ...........................................100

    15.14. Взаимное положение прямой и окружности ..............................…………….101

    15.15. Взаимное положение лучей ..........................................................................102

     15.16. Взаимное положение луча и многоугольника ..............................................102

     15.17. Взаимное положение луча и окружности .....................................................104

     15.18. Взаимное положение окружностей ..............................................................105

     15.19. Взаимное положение окружности и многоугольника ...................................106

     15.20. Взаимное положение многоугольников .......................................................107

     15.21. Взаимное положение прямых в пространстве ..............................................109

16. Масштаб . ...............................................................................................................110

      16.1. Масштаб 1:2 ...................................................................................................110

     16.2. Масштаб 1:5 ..................................................................................................111

     16.3. Масштаб 1:10 .................................................................................................111

     16.4. Масштаб 1:100 ...............................................................................................112

     16.5. Масштаб 1:1000 .............................................................................................112

     16.6. Масштаб 1:10 000 ..........................................................................................113

     16.7. Масштаб 2:1...................................................................................................113

     16.8. Масштаб 5:1...................................................................................................114

     16.9. Масштаб 10:1.................................................................................................115

     16.10. Масштаб 100:1 .............................................................................................115

17. Симметрия .............................................................................................................116

     17.1. Симметричные фигуры относительно оси симметрии ...................................116

     17.2. Симметричные фигуры относительно центра симметрии ..............................123

18. Геометрические тела .............................................................................................127

     18.1. Куб ................................................................................................................127

     18.2. Брус (прямоугольный параллелепипед) .........................................................134

     18.3. Пирамида ......................................................................................................141

     18.4. Шар ...............................................................................................................146

     18.5. Цилиндр ........................................................................................................149

     18.6. Конус .............................................................................................................152

19. Чертёжные и измерительные инструменты ............................................................156

     19.1. Линейка .........................................................................................................156

     19.2. Измерительная лента .....................................................................................157

     19.3. Рулетка ..........................................................................................................157

     19.4. Чертёжный угольник .....................................................................................159

     19.5. Циркуль . .......................................................................................................159

     19.6. Штангенциркуль ............................................................................................160

     19.7. Транспортир ..................................................................................................162

     19.8. Уровень .........................................................................................................164

     19.9. Отвес..............................................................................................................166

Используемая литература……………………………………………………………………167

Приложение 2

Справочник по математике ориентирован на работу в комплексе с учебниками:

1. Хилько  А.А. Математика: Учебник для 1 кл. специальной (коррекционных)

образоват. учрежд. VIII вида. –  СПб.: филиал изд- ва «Просвещение».

2. Хилько  А.А. Математика:  2 класс: Учебник для  специальных

 (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – СПб.: филиал изд- ва «Просвещение».

3. Эк. В.В. Математика:  Учебник для  3  класса специальных (коррекционных)

образ. учрежд. VIII вида. –  Москва.: Просвещение.

4. Перова М.Н. Математика: Учебник для  4 класса специальных

(коррекционных)  образ. учрежд. VIII вида.  – Москва.: Просвещение.

5. Перова М.Н., Капустина Г. М..  Математика. Учебник для 5 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

-  Москва: Просвещение.

6. Капустина Г. М.,  Перова М.Н.  Математика. Учебник для 6 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

-  Москва: Просвещение.

7. Алышева Т.В.  Математика. Учебник для 7 класса  специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  Москва: Просвещение.

8. Эк. В.В. Учебник для 8 класса  специальных  (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. -  Москва: Просвещение.

9. Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса  специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -  Москва:  Просвещение.

Приложение 3

1. Изучение и повторение геометрического материала

1 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Круг

стр. 80

Треугольник

стр. 36

Квадрат

стр. 59

Прямоугольник

стр. 50

Точка. Линии

стр. 6 - 8

Построение прямой линии, проходящей через одну точку и две точки

стр. 7

Геометрические тела:

  • куб;
  • брус;
  • шар.

стр. 127

стр. 127, 128

стр. 134, 135

стр. 146, 147

2 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Прямая линия

стр. 7

Луч

стр. 21

Отрезок

стр. 9

Меры длины: сантиметр, дециметр

стр. 10

Углы

стр. 25 - 29

Геометрические фигуры:

  • квадрат;
  • прямоугольник;
  • треугольник.

стр.57 -59

стр. 49, 50

стр. 35 - 36

3 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Мера длины - метр

стр. 10

Окружность.

Круг

стр. 74, 75

стр. 80, 81

Углы

стр. 25 - 29

Взаимное положение линий на плоскости

стр. 88 - 95

4 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Мера длины - миллиметр

стр. 10

Ломаные линии

стр. 22

Замкнутая и незамкнутая кривые.

Окружность. Дуга.

стр. 8

стр. 74, 77

Замкнутые  и незамкнутые ломаные линии.

стр. 22, 23

Длина ломаной линии

стр. 23, 24

Прямая линия. Отрезок

стр. 7, 9

Взаимное положение прямых, отрезков

стр.91, 95

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка

стр. 94, 101, 105

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка

стр. 93,100, 107

Взаимное положение геометрических фигур

стр. 88 - 107

Треугольники

стр. 35 - 37

Четырехугольники

стр. 49 - 51, 57 - 59

5 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Линия, отрезок, луч

стр. 7, 8, 9, 21

Углы

стр. 25 - 29, 38, 50, 59

Периметр многоугольника

стр. 34, 36, 51 - 53, 60, 61

Треугольники

стр. 35, 36

Различение треугольников по видам углов

стр. 44, 45

Различение треугольников по длинам сторон

стр. 36 - 39

Построение треугольников

стр. 39 - 41

Окружность. Круг. Линии в круге

стр. 74 – 77, 80, 81

Масштаб (1:2; 1:5; 1:10; 1:100)

стр. 110 - 112

Прямоугольник.

Квадрат

стр. 49 - 54

стр. 57 - 63

Геометрические тела:

  • куб;
  • брус;
  • шар.

стр. 127

стр. 127, 128

стр. 134, 135

стр. 146, 147

6 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Взаимное положение прямых на плоскости

стр. 98, 99

Высота треугольника

стр.47 - 49

Параллельные прямые

стр. 95 - 97

Построение параллельных прямых

стр. 96, 97

Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное.

стр. 109

Геометрические тела:

  • куб;
  • брус;
  • шар.

стр. 127

стр. 127 - 132

стр. 134 - 138

стр. 146, 147

Масштаб (1:1000; 1:10000; 2:1; 5:1; 10:1; 100:1)

стр. 112 - 115

7 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Действия с отрезками:

  • сложение длин отрезков;
  • вычитание длин отрезков.

стр. 16

стр. 17

Длина ломаной линии

стр. 22 - 24

Углы

стр. 25 - 29

Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное.

стр. 109

Окружность. Круг. Линии в круге

стр. 74 – 77, 80, 81

Многоугольник

стр. 34, 35

Треугольники

стр. 35, 36

Различение треугольников по видам углов

стр. 44, 45

Различение треугольников по длинам сторон

стр. 36 - 39

Построение треугольников

стр. 39 – 41

Построение прямоугольников

стр. 55, 56

Построение квадратов

стр. 63, 64

Параллелограмм

стр. 66 - 69

Ромб

стр. 70 - 73

Построение шестиугольника

стр. 77, 78

Взаимное расположение геометрических фигур

стр. 88 – 109

Симметрия

стр.116 – 120, 123 - 125

Геометрические тела:

  • куб;
  • брус

стр. 127

стр. 127 - 132

стр. 134 - 138

Масштаб

стр. 110 - 115

                             

8 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Построение прямоугольников

стр. 55, 56

Построение квадратов

стр. 63, 64

Окружность. Круг. Линии в круге

стр. 74 – 77, 80, 81

Действия с отрезками:

  • сложение длин отрезков;
  • вычитание длин отрезков.

стр. 16

стр. 17

Углы

стр. 25 - 29

Треугольники

стр. 35, 36

Различение треугольников по видам углов

стр. 44, 45

Различение треугольников по длинам сторон

стр. 36 - 39

Градус. Градусное измерение углов

стр. 30 - 33, 45 - 47

Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных относительно оси, центра симметрии

стр. 116 - 126

Геометрические тела:

  • куб;
  • брус

стр. 127

стр. 127 - 132

стр. 134 - 138

Площадь. Единицы площади

стр. 10, 11, 56, 57, 65, 66

Построение прямоугольников

стр. 55, 56

Построение квадратов

стр. 63, 64

Построение треугольников

стр. 41 - 47

Построение шестиугольника

стр. 77, 78

Меры земельных площадей

стр. 11 - 13

Длина окружности

стр. 74 - 79

Площадь круга

стр. 80 - 83

Диаграммы

стр. 84 – 87

Геометрические тела:

  • шар;
  • пирамида;
  • цилиндр;
  • конус

стр. 127

стр. 146, 147

стр. 141, 142

стр. 149, 150

стр. 152, 153

Параллелограмм

стр. 66 - 69

Ромб

стр. 70 – 73

Масштаб

стр. 110 - 115

9 класс

Название пункта изучаемого в учебнике

Рекомендуемый материал в справочнике

Линии. Линейные меры

стр. 10

Квадратные меры

стр. 10, 11

Меры земельных площадей

стр. 11 - 13

Прямоугольный параллелепипед (куб)

стр.127 – 132, 134 - 138

Развертка куба и прямоугольного параллелепипеда

стр. 132, 138, 139

Объём. Меры объёма

стр. 13, 14

Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда (куба)

стр.133, 140, 141,

Геометрические фигуры

стр. 21 - 83

Геометрические тела:

  • цилиндр;
  • конус;
  • пирамида;
  • шар

стр. 127 -  155

стр. 149 - 152

стр. 152 - 155

стр. 141 - 146

стр. 146 - 149

Приложение 4

2. Задачи геометрического содержания.

Задачи на вычисление

Задачи на вычисление

Рекомендуемый материал в справочнике

Вычисление площади земельного участка

стр. 12, 13

Вычисление длины ломаной линии

стр. 22, 23

Вычисление градусных  мер  смежных углов

стр. 32, 33

Вычисление периметра пятиугольника

стр. 34, 35

Вычисление периметра треугольника

стр. 37, 38, 39

Вычисление градусных  мер  углов треугольника

стр. 45 - 47

Вычисление периметра прямоугольника

стр. 51, 52

Вычисление площади прямоугольника

стр. 57

Вычисление периметра квадрата

стр. 60, 61

Вычисление площади квадрата

стр. 66

Вычисление диаметра окружности

стр. 75, 76

Вычисление радиуса окружности

стр. 76

Вычисление длины окружности

стр. 79

Вычисление площади круга

стр. 83

Вычисление полной поверхности куба

стр. 133

Вычисление объёма куба

стр. 133

Вычисление полной поверхности  прямоугольного параллелепипеда

стр. 139, 140

Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда

стр. 141

Задачи на построение геометрических фигур

Задачи на построение

Рекомендуемый материал в справочнике

Построение отрезка заданной длины

стр. 15

Сложение отрезков

стр. 16

Вычитание отрезков

стр. 17

Увеличение отрезка на заданный отрезок

стр. 18

Уменьшение  отрезка на заданный отрезок

стр. 18

Увеличение отрезка в несколько раз

стр. 18, 19

Уменьшение отрезка в несколько раз

стр. 19, 20

Построение окружности

стр. 74

Построение радиуса, диаметра окружности

стр. 75

Построение круга

стр. 80

 Построение радиуса, диаметра круга

стр. 81

Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника

стр. 27, 28

Построение  угла с помощью транспортира

стр. 31

Построение треугольника по трём сторонам

стр. 39 - 41

Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

стр. 41 - 43

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

стр. 43, 44

Построение высоты в остроугольном треугольнике

стр. 47, 48

Построение высоты  тупоугольного треугольника

стр. 48, 49

Построение прямоугольника

стр. 55, 56

Построение квадрата

стр. 63, 64

Построение параллелограмма

стр. 67

Построение  высоты параллелограмма

стр.69

Построение ромба

стр. 70, 71

Построение высоты ромба

стр.72

Построение параллельных прямых

стр. 96

Построение перпендикулярных прямых

стр. 98

Построение геометрических фигур симметричных относительно оси симметрии

стр. 120 - 122

Построение геометрических фигур симметричных относительно центра симметрии

стр. 124 - 125

Построение развертки куба

стр. 132

Построение развертки прямоугольного параллелепипеда

стр. 138, 139

Построение развертки треугольной пирамиды

стр. 145

Построение развертки  четырёхугольной пирамиды

стр. 145

Построение развертки шестиугольной пирамиды

стр. 145

Построение развертки цилиндра

стр. 151

Задачи на конструирование

Название конструируемых  моделей геометрических фигур и тел

Рекомендуемый материал в справочнике

Модель прямого угла

стр. 26

Модель куба

стр. 132

Модель прямоугольного параллелепипеда

стр. 138, 139

Модель треугольной пирамиды

стр. 145

Модель четырёхугольной пирамиды

стр. 145

Модель шестиугольной пирамиды

стр. 145

Модель цилиндра

стр. 151

Приложение 5

3. Измерительные  и чертёжные инструменты

1 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

2 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

3 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

4 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

5 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

Измерительная лента (дополнительный  материал)

стр. 157

6 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

Измерительная лента

(дополнительный  материал)

стр. 157

Уровень

стр.164, 165

Отвес

стр. 166

7 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

Измерительная лента

(дополнительный  материал)

стр. 157

Уровень

стр.164, 165

Отвес

стр. 166

Рулетка (дополнительный  материал)

стр. 157, 158

8 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

Измерительная лента

(дополнительный  материал)

стр. 157

Уровень

стр.164, 165

Отвес

стр. 166

Рулетка (дополнительный  материал)

стр. 157, 158

Транспортир

стр. 162 - 164

Штангенциркуль

(дополнительный  материал)

стр. 160 - 162

9 класс

Измерительные и чертёжные инструменты

Рекомендуемый материал в справочнике

Линейка

стр. 156

Чертежный угольник

стр. 159

Циркуль

стр. 159, 160

Измерительная лента

(дополнительный  материал)

стр. 157

Уровень

стр.164, 165

Отвес

стр. 166

Рулетка (дополнительный  материал)

стр. 157, 158

Транспортир

стр. 162 - 164

Штангенциркуль

(дополнительный  материал)

стр. 160 - 162


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.05 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ по профессии 23.01.09 Машинист локомотива

Аннотация:Методические рекомендации предназначены для студентов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива, при выполнении контрольных работ по учебной дисциплине «Математика: алгебра, начала мат...

Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"

В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....