работа школьного ПМПк
рабочая программа на тему
План работы ПМПк. Аналитический отчет о работе ПМПк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_pmpk.rar | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О РАБОТЕ
ПСИХОЛОГО – МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
МБОУ СОШ №17
В 2012 - 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ
Организуя учебно-воспитательный процесс, школа сталкивается с наличием у учащихся большого количества проблем, среди которых:
- отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения;
- наличие у учащихся функциональных и соматических расстройств;
- поступление ребенка в 1 класс, переход на новый этап обучения, переход из одной школы в другую;
- выраженное неудовлетворение основных потребностей, соответствующих возрасту ребенка (нереализованность потребности в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов, недостаточная удовлетворенность потребности в общении со сверстниками);
- низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка учащихся и многое другое.
Поэтому в МБОУ СОШ № 17 работает ПМПк с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для педагога и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В школе организована целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Состав ПМПк:
Председатель –…..., заместитель директора по ВР
Члены ПМПк:
- …... - педагог-психолог;
- ……. - социальный педагог;
- ……... – учителя начальной школы.
Общее руководство осуществляется директором школы …….
Цели ПМПк:
- оказание помощи учащимся в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
- оказание помощи учащимся в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, профессионального и досугового самоопределения, самореализации личности;
- обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии или в состоянии декомпенсации для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями и их позитивной социализации.
Задачи ПМПк:
- своевременное выявление проблем в развитии детей (с первых дней пребывания ребенка в школе);
- осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
- выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- анализ и организация исполнения рекомендаций ПМПК, клинико-экспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей;
- определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- разработка индивидуальных планов психолого-педагогической и социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
- внесение в администрацию школы предложений по обеспечению доступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, социальной и правовой культуры педагогов, родителей и детей;
- выявление и сопровождение детей «группы риска»;
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся;
- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
- осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение предполагает взаимодействие специалистов ПМПк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.
Таким образом, основной целью деятельности консилиума является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей детей.
Исходя из целей и задач работы ПМПк, в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:
- диагностическое;
- коррекционное;
- просветительское;
- профилактическое;
- консультативное;
- организационное.
Основными ее формами являются:
- индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися;
- индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;
- подготовка и участие в заседаниях ПМПк.
Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
- многоуровневую диагностику развития ребенка;
- создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка;
- взаимодействие специалистов в рамках ПМПк;
- организация развивающего пространства – кабинет психолога.
ПМПк проводится:
- в соответствии с планом работы психолого-педагогического консилиума;
- по результатам обследования (психологической диагностики);
- по запросу родителей (законных представителей);
- по запросу администрации, учителя, педагога-психолога, социального педагога.
Проведение заседаний психолого-педагогического консилиума является обязательной и наиболее важной частью в реализации комплексного подхода в работе. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
В течение 2012-2013 учебного года проведено 11 заседаний консилиума.
Деятельность плановых заседаний консилиума направлена на:
- анализ готовности учащихся 1- х классов к школьному обучению;
- определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
- динамику развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу для учащихся с отклонениями в развитии.
Внеплановые заседания консилиума проводились по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы. Поводом для проведения внепланового консилиума являлось выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях, определение соответствия знаний программного материала с целью повышения уровня обучения. В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у учащихся, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя к специалистам. Классным руководителем проводится анализ проблем учащихся и разрабатывается план психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска». Для работы с данной категорией учащихся задействованы школьные службы: социально - психологическая, совет по профилактике правонарушений, административная комиссия и службы города. Созданная системная работа дает положительные результаты, и создает благоприятные условия для обучения и развития ребенка.
Через консилиум в течение 2012-2013 учебного года прошло 33 человека.
Из них по причине:
- нарушения работоспособности – 10 чел.;
- нарушения поведения – 7 чел.;
- незрелости эмоционально – волевой сферы – 9 чел.;
- неготовности к школьному обучению – 3 чел.;
- не усвоения программы – 4 чел.
Сведения о деятельности психолого-педагогического консилиума за 2012-2013 учебный год
Плановые заседания | Количество человек | |
I полугодие | 4 | 15 |
II полугодие | 4 | 14 |
внеплановые | 3 | 4 |
Итого: | 11 | 33 |
Для эффективности работы составлены:
- План работы психолого-педагогического консилиума на 2012-2013 учебный год;
- Программы «Формирование адаптационного периода учащихся 1-х классов» и «Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу (5 классы)»
- Программы обследования педагогом-психологом учащихся 1-х, 4-х, 5-х классов;
- банк данных здоровья учащихся;
- мониторинг развития класса;
- индивидуальная карта развития ученика (сформированность базовых общеучебных умений и навыков);
- индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
- психолого-педагогические карты первоклассников;
- психолого – педагогические карты выпускника начальной школы.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:
- старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
- разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
- проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
- защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
- выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
- выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
- проводит семейную реабилитацию.
Консилиум работает, результаты есть.
Проблемы:
- Качество образования зависит от степени готовности учителей работать с детьми с отклонениями в развитии. Многие учителя все еще испытывают значительные трудности в организации учебно-воспитательного процесса. Многие затруднения связаны с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина, социология, коррекционная педагогика. Немаловажную роль играет и моральная готовность работать с данной категорией детей;
- Очень часто педагоги и родители поздно обнаруживают нарушения нормального развития, несвоевременно оказывается коррекционная помощь – необходима более ранняя диагностика и коррекция. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.
- В консилиум часто поступают запросы от классных руководителей и учителей-предметников на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы специалистам ПМПк. Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении.
На следующий учебный год разработать Программу по психолого-диагностическому изучению учащихся 10-х классов (диагностика интеллектуальной, социальной, эмоционально-волевой готовности), рекомендации педагогам и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения данных возрастных групп.
Работу школьного психолого-педагогического консилиума за 2012-2013 учебный год считать удовлетворительной.
Директор школы …….
Председатель ПМПк ……..
Подготовила
Педагог – психолог
Кирилина Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМПк Организация работы школьного ПМПк
В этой презентации изложена организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума, указана необходимая документация по сопровождению детей с ЗПР....
Школьный ПМПк
Документация для создания и работы школьного ПМПк...
Программа школьного ПМПк.
Данная прогорамма может быть полезной администрации и педагогам школы при организации психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении....
Мастер-класс "Школьный ПМПк-ядро службы сопровождения"
Школьный ПМПк направлен на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, пр...
Представление учителя-логопеда для школьной ПМПк
Важнейшей предпосылкой нормального речевого развития является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деят...
План работы школьного ПМПк
В помощь организатору работы в данном направлении....
Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума
Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума...