работа школьного ПМПк
рабочая программа на тему

Кирилина Наталья Ивановна

План работы ПМПк. Аналитический отчет о работе ПМПк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_pmpk.rar36.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ  О РАБОТЕ

ПСИХОЛОГО – МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

МБОУ СОШ №17

В 2012 - 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

        Организуя учебно-воспитательный процесс,  школа сталкивается с наличием у учащихся большого количества проблем, среди которых:

  • отсутствие у детей положительного  эмоционального и социального опыта общения;
  • наличие у учащихся функциональных и соматических расстройств;
  • поступление ребенка в 1 класс,  переход на новый этап обучения, переход из одной школы в другую;
  • выраженное неудовлетворение основных потребностей, соответствующих возрасту ребенка (нереализованность потребности в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов, недостаточная удовлетворенность потребности в общении со сверстниками);
  • низкая социальная адаптация и неадекватная самооценка учащихся и многое другое.

         Поэтому в МБОУ СОШ № 17 работает ПМПк  с целью оказания специализированной помощи учащимся, родителям и педагогам. Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребенка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для педагога и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. В школе организована целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические  условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Состав ПМПк:

Председатель –…..., заместитель директора по ВР

Члены ПМПк:

  • …... -  педагог-психолог;
  • ……. -  социальный педагог;
  • ……... – учителя начальной школы.

Общее руководство осуществляется директором школы …….

 Цели ПМПк:

  • оказание помощи учащимся в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
  • оказание помощи учащимся в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
  • содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, профессионального и досугового самоопределения, самореализации личности;
  • обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии или в состоянии декомпенсации для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями и их позитивной социализации.

Задачи ПМПк:

  • своевременное выявление проблем в развитии детей  (с первых дней пребывания ребенка в школе);
  • осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
  • анализ и организация исполнения рекомендаций ПМПК, клинико-экспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей;
  • определение и конкретизация специальных условий, содержания и способов организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
  • разработка индивидуальных планов психолого-педагогической и социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
  • внесение в администрацию школы предложений по обеспечению доступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, социальной и правовой культуры педагогов, родителей и детей;
  • выявление и сопровождение детей «группы риска»;
  • формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных и    психофизиологических особенностей учащихся;
  • обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
  • осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение  предполагает взаимодействие специалистов ПМПк, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения.

       Таким образом, основной целью деятельности консилиума является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей детей.

      Исходя из целей и задач работы ПМПк,  в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы:

  • диагностическое;
  • коррекционное;
  • просветительское;
  • профилактическое;
  • консультативное;
  • организационное.

Основными ее формами являются:

  • индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися;
  • индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;
  • подготовка и участие в заседаниях ПМПк.

      Важным аспектом деятельности специалистов является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:

  • многоуровневую диагностику развития ребенка;
  • создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие отдельных сторон когнитивной и эмоциональной сфер ребенка;
  • взаимодействие специалистов в рамках ПМПк;
  • организация развивающего пространства – кабинет  психолога.

ПМПк  проводится:

  • в соответствии с планом работы психолого-педагогического консилиума;
  • по результатам обследования (психологической диагностики);
  • по запросу родителей (законных представителей);
  • по запросу администрации, учителя,  педагога-психолога, социального педагога.

      Проведение заседаний психолого-педагогического консилиума является обязательной и наиболее важной частью в реализации комплексного подхода в  работе. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.

      В течение 2012-2013 учебного года проведено 11 заседаний консилиума.

Деятельность плановых заседаний консилиума направлена на:

  • анализ готовности учащихся 1- х классов к школьному обучению;
  • определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями адаптации в данных образовательных условиях;
  • динамику развития ребенка в процессе реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу для учащихся с отклонениями в развитии.

     

Внеплановые заседания консилиума проводились по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-педагогической проблемы. Поводом для проведения внепланового консилиума являлось выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях, определение соответствия знаний программного материала с целью повышения уровня обучения. В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у учащихся, важное место занимает своевременное выявление детей и подростков «группы риска». Важным условием эффективной работы по выявлению детей «группы риска» является своевременное обращение классного руководителя к специалистам. Классным руководителем проводится анализ проблем учащихся и разрабатывается план психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска». Для работы с данной категорией  учащихся  задействованы школьные службы:  социально - психологическая,  совет по профилактике правонарушений, административная комиссия и службы города. Созданная системная работа дает положительные результаты,  и создает благоприятные условия для обучения  и развития ребенка.

           Через консилиум в течение 2012-2013 учебного года прошло 33 человека.

Из них по причине:

  • нарушения работоспособности – 10 чел.;
  • нарушения поведения – 7 чел.;
  • незрелости эмоционально – волевой сферы – 9 чел.;
  • неготовности к школьному обучению – 3 чел.;
  • не усвоения программы – 4 чел.

Сведения о деятельности психолого-педагогического консилиума за 2012-2013 учебный год

Плановые

заседания

Количество

человек

I полугодие

4

15

II полугодие

4

14

внеплановые

3

4

Итого:

11

33

Для эффективности  работы  составлены:

  • План работы психолого-педагогического консилиума на 2012-2013 учебный год;
  • Программы  «Формирование адаптационного периода учащихся 1-х классов» и «Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной   в среднюю школу (5 классы)»
  • Программы обследования педагогом-психологом учащихся 1-х, 4-х, 5-х классов;
  • банк данных здоровья учащихся;
  • мониторинг развития класса;
  • индивидуальная карта развития ученика (сформированность базовых общеучебных умений и навыков);
  • индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
  • психолого-педагогические карты первоклассников;
  • психолого – педагогические карты выпускника начальной школы.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:

  • старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
  • разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
  • проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
  • защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
  • выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
  • выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
  • проводит семейную реабилитацию.

Консилиум работает, результаты есть.

Проблемы:

  • Качество образования зависит от степени готовности учителей работать с детьми с отклонениями в развитии. Многие учителя все еще испытывают значительные трудности в организации учебно-воспитательного процесса. Многие затруднения связаны с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина, социология, коррекционная педагогика. Немаловажную роль играет и моральная готовность работать с данной категорией детей;
  • Очень часто педагоги и родители поздно обнаруживают нарушения нормального развития, несвоевременно оказывается коррекционная помощь – необходима более ранняя диагностика и коррекция. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.
  • В консилиум часто поступают запросы от классных руководителей и учителей-предметников на решение той или иной проблемы ребенка. Эти запросы сформулированы часто как «сделайте что-нибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы специалистам ПМПк. Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или поведении.

        На следующий учебный год разработать Программу  по психолого-диагностическому изучению учащихся 10-х классов (диагностика интеллектуальной, социальной, эмоционально-волевой  готовности), рекомендации педагогам и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения данных возрастных групп.

        Работу школьного психолого-педагогического консилиума за 2012-2013 учебный год считать удовлетворительной.  

                                  Директор школы                             …….

                           

                            Председатель ПМПк                   ……..

     

Подготовила

Педагог – психолог

Кирилина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМПк Организация работы школьного ПМПк

В этой презентации изложена организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума, указана необходимая документация по сопровождению детей с ЗПР....

Школьный ПМПк

Документация для создания и работы школьного ПМПк...

Программа школьного ПМПк.

Данная прогорамма может быть полезной администрации и педагогам школы при организации   психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении....

Мастер-класс "Школьный ПМПк-ядро службы сопровождения"

Школьный ПМПк направлен на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, пр...

Представление учителя-логопеда для школьной ПМПк

Важнейшей предпосылкой нормального речевого развития является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деят...

План работы школьного ПМПк

В помощь организатору работы в данном направлении....

Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума

Взаимодействие ПМПК с образовательными организациями. Работа школьного консилиума...