Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ
статья по теме
В статье рассматривается влияние применения артпедагогических технологий на эмоциональное и физическое состояние
детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_metod.tema_.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»
Октябрь 2013
М.А. Егорова, воспитатель ГПД 2 класса «О. р.» ГБС(К)ОУ школы VIII вида № 46 «Центр РиМ»
«Полноценное развитие личности ребенка связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды»
( А.Д.Гонеев)
Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности.
Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. Они проявляются в неспособности сопереживать другому человеку, как в действительной ситуации, так и в вымышленной; а также в отсутствии чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности, что является проявлением нарушения системы эмоциональной регуляции.
Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание.
"Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Б.Т. Лихачёв)
Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства.
2
«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».
(Л.С.Выготский)
Художественно-эстетическое воспитание оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ОВЗ, способствует развитию правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве. Занятия творчеством содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями и задержкой в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи.
В практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изотерапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые связаны неразрывно.
Занимаясь творчеством, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Изотерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения.
Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его
эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении,
активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное
общение ребенка, создать условия для межличностной
коммуникации.
3
Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева.
Рисование, лепка, аппликация – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.
Занятия с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности развивают творческие способности, мышление, мелкую моторику, способствуют освоению новых способов изображения, развитию трудовых навыков.
Дети узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и восковыми мелками, свечой, клеем. Они учатся рисовать руками, а также разными предметами: зубной щеткой, поролоном, полиэтиленовыми крышками, трубочкой и прочее. Например, создавая изображение с помощью выдувания красок, дети укрепляют мышцы губ (своеобразная дыхательная гимнастика).
Таким образом, использование артпедагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает преодолеть недостатки их психофизического развития, справиться с эмоциональными проблемами, избавить от страхов и гнетущих переживаний, выразить свое внутреннее волнение.
В процессе занятий творчеством школьники становятся более контактными, открытыми, у них укрепляется вера в собственные силы, формируется самооценка.
Все это является благоприятной почвой для успешного проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Изучив методическую литературу и опыт работы специалистов, я взяла методическую тему «Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ методом обучения изготовлению подарков»
4
Изотворчество - рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия, благодаря которым они раскрепощаются.
Самоценным является не конечный продукт творческой деятельности детей, а формирование у ребенка уверенности в себе, заинтересованность в познавании окружающего мира.
У детей необходимо формировать понимание, что он трудится не напрасно: то, что он делает кому-то необходимо, что его работа может быть для кого-то подарком.
Любую творческую работу можно назвать подарком, а если ее красиво оформить, то это будет дополнительно полезно для развития ребенка.
На своих занятиях я учу детей приемам рисования, лепки и аппликации, с последующим оформлением работ в рамочку.
Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.
В своей работе я применяю следующие технологии:
- игровую
(для более интересного проведения занятий по изодеятельности, разработала и изготовила пальчиковые куклы);
- здоровьесберегающую
(проводила физкультминутки, пальчиковую гимнастику, самомассаж головы и рук).
Очень полезная работа отвечающая целям и задачам методической темы – изготовление фоторамки способом «рваная бумага».
Для этой работы детям раздавала яркие листы из журналов, учила отрывать маленькие кусочки бумаги.
Это задание оказалось очень сложным для всех. Но к концу учебного года все дети. научились приёмам обрывания бумаги в разной степени с помощью учителя:
- одни отрывали большие куски бумаги,
- другие - полоски бумаги,
- третьи - маленькие кусочки бумаги,
Детям очень нравится это занятие, доставляет удовольствие от рассматривания ярких оборванных картинок, а затем, с не меньшим удовольствием приклеивать эти картинки к деталям рамочки.
5
Хотя занятия в основном индивидуальные, часто делаю с детьми коллективные работы, что формирует у детей интерес к коллективному труду, воспитывает чувство взаимопомощи, дети
стали откликаться на мою просьбу помогать одноклассникам.
Часто для выполнения творческих работ простейшие задания даю детям в разных техниках выполнения - аппликация, лепка, рисунок. Детям интереснее работать с различными материалами.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование развивает мышление, мелкую моторику, память, способствует формированию трудовых навыков, позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение.
Проделанная методическая работа и анализ динамики развития каждого ребенка показали чему научились дети за учебный год, какие умения и навыки продолжить формировать и развивать, какие технологии применять в своей работе, над какими вопросами работать для дальнейшего развития детей.
Выбор моей методической темы считаю актуальным и целесообразным, т.к. художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ оказывает существенное воздействие на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует развитию правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Хотелось бы продолжить методическую работу в этом направлении, т.к. в системе воспитательной работы наиболее эффективными оказываются технологии изопедагогики, которые несут педагогическую, здоровьесберегающую и адаптивную функции.
Литература.
- Москаленко О.М. Физкультминутки
- Черенкова Е.О. Развивающие игры с пальчиками
- Узорова Ю.В. Пальчиковая гимнастика
- Штейм Н.Ф. Изобразительная деятельность
- Рахманова А.В. Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития
6
- Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников
- Вальдес-Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками (психотерапевтические виды художественной деятельности )
- Медведева Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании
- Фомина О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования
- Кузьмина Н.Н. Изотерапия в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта
- Куркова Г.А. Нетрадиционные техники изображения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 2)©
КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО- ...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"
Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»
Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»
Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...