Занимательный и развивающий материал для уроков письма и чтения
материал по теме

Карась Елена Анатольевна

Игры, задания, ребусы, кроссворды для развития познавательной активности учащихся на уроках письма и чтения в коррекционной школе VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание «Отгадай слово»

Составьте из частей слов новые слова.

1. Корень из слова СКАЗКА. Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка в слове РАСХОД. Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)

2. Корень в слове ВЯЗАТЬ, Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, Суффикс в слове СКАЗКА, Окончание в слове РЫБА. (завязка)

3. Корень в слове СНЕЖИНКА, Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ, Суффикс в слове ЛЕСНИК, Окончание в слове СТОЛ. (подснежник)

Задание «Путаница»

Прочитайте стихотворение К. Чуковского. Разделите его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре собака

лает на заборе поет синичка в

коридоре играют дети на

стене висит картина на окне

узоры инея в печурке горят

дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки к

зиме готовят там очки лежат

для бабушки тетрадки всегда

содержатся в порядке.

Задание «Дополни пословицу»

Закончите пословицы

1. Без труда... (не вытащишь рыбку из пруда)

Век живи — ... (век учись).

Нет друга — ... (ищи, а нашел — береги).

2. Друзья ... (познаются в беде).

За двумя зайцами... (погонишься, ни одного не поймаешь).

Поспешишь... (людей насмешишь).

3. Семеро ... (одного не ждут).

Красна птица пером, а ... (человек умом).

Цыплят по ... (осени считают).

Задание «Оживи пословицу»

Раскрыть смысл пословиц

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.

Что посеешь, то и пожнешь.

Задание «Волшебный круг»

Найдите спрятавшиеся слова

                                                                                           

Задание «Разгадываем шарады»

1. Со звуком С я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто, (соль — моль)

2. С М приятен, золотист, Очень сладок и душист. С буквой Л зимой бывает, А весною исчезает, (мед — лед)

3. С Т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С JI всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной, (тень — лень)

Задание «Осы»

        1. На этой осе в октябре позолота.

            А эта растет на лугу у болота.

        2. С этой спит в колыбели малыш.

            А эта по классу крадется, как мышь.

        3. Эта оса на луну улетает.

            А эта на солнце худеет и тает.

Задание «Разгадать шарады».

Для разгадывания шарады у первого слова берется приставка, у второго – корень, у третьего – суффикс, у четвертого – окончание.

приставка

принес        подруга        показал

корень

перелет        игрушка        второй

суффикс

гудели        читала        пилил

окончание

шарики        огоньки        домики

Должны получиться слова:

Прилетели        Поиграли          Повторили

Задание «Орфографическая разминка»

Подобрать и написать однокоренные глаголы в неопределенной форме к именам существительным и указать спряжение.

Мороз (морозить), дежурный (дежурить),

обед (обедать), ужин (ужинать),

рисунок (рисовать), победа (побеждать).

Задание «Орфографическая разминка»

Подобрать и написать однокоренные глаголы в неопределенной форме к именам существительным и указать спряжение.

Мороз (морозить), дежурный (дежурить),

обед (обедать), ужин (ужинать),

рисунок (рисовать), победа (побеждать).

Задание «Найти спрятанные слова»

Ответы:  сок, сокол, колесо, око, кол, лес, лесок, сел, село, осёл, ел

Задание «Угадай слова»

1. Без этого не играют в хоккей.                       1. _ ЛЮ _ К _

2. Этот в руке у Бабы-Яги.                                2. _ ЛЮК _

3. Этот пекут, как пекут пироги.                      3. _ ЛЮ _ К _

4. Этот не знает, что значит улыбка.               4. _ ЛЮК _

5. В тот молочко наливают кошке.                  5. _ ЛЮ_ _ _ К _

6. Этот с болота приносят в лукошке.             6. _ ЛЮК _ _

7. Этот искал Карабас-Барабас.                        7. _ ЛЮ _ _ К                                

1. Первый лев пасет оленей.                             1. _ ЛЕ _ _ В _ _

2. Этот острый, в мыльной пене.                      2. ЛЕ _ В _ _

3. Третий — корм для лошадей.                       3. _ ЛЕВ _ _

4. Лев — источник новостей.                           4. _ _ ЛЕВ _ _ _ _

5. В пятом здесь бычок вздыхает.                    5. _ ЛЕВ

6. Этот полю помогает.                                     6. _ _ ЛЕВ _ _    

7. А последний очень вял.                                 7. ЛВ _ _ В _ _

Задание «Шифровка»

Шифровка напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, мысленно его приставить и прочитать 2 слова.

   

Задание «Доскажи словечко»

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно … (карандаш).

Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная …(картошка)

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …(капуста)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?... (коньки)

По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза –

Очень длинная у девочки …(коса)

В яме спит зимою длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется …(медведь)

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?... (мел)

В подполье, в коморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это?... (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной …(медведь)

Жеребенком с каждым днем

Подрастал и стал …(конем)

                                   

Задание «Угадай сказку»

Отгадайте название сказки и их героев.

Иван-царевич говорит ей:

- Лягушка, лягушка отдай мою стрелу.

("Царевна-Лягушка", р.н.с.)

Отвечает золотая рыбка:

"Не печалься, ступай себе с богом.

Будет вам новое корыто".

("Сказка о рыбаке и рыбке", А. С. Пушкин)

Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

("По щучьему велению", р.н.с.)

Кто прислал телеграмму?

От дедушки ушел, От бабушки ушел, Скоро буду у вас. 

(колобок)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка.

 (Снегурочка)

Назовите аппарат,  на котором Баба-Ята совершала свои полеты. 

(ступа)

Задание «Превращение слов»

Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.

пара — фара

роща — роза

свет — цвет

река — рука

игла — игра

уха - ухо

белка — булка

бинт — бант

 

Задание  «В каких словах ЕЛЬ растет?»

(карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, пепельница, мебель, капель,

портфель, картофель, мель, панель, понедельник)

Задание «Составьте слова»

Из букв одного слова нужно составить другие слова.

ГРАММАТИКА

(грамм, мама, кит, мат, мак, кара, карат, тир, тик, там, гамма, рама, рак)

Задание «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл крылатых выражений.

Во весь дух - (быстро).

Рукой подать - (близко).

Прикусить язык - (замолчать).

Сломя голову - (быстро).

Оказаться у разбитого корыта - (остаться ни с чем).

Крокодиловы слезы - (фальшивые слезы, притворные сожаления).

Знать назубок - (превосходно выучить, отлично в чем-либо разбираться).

Задание «Подставь словечко»

Скажу я слово «высоко» А ты ответишь — (низко).

Скажу я слово «далеко», А ты ответишь - (близко).

Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты — (храбрец).

Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай (конец).

вежливо — грубо, 

взлетать — падать,

встреча — расставание,

   дружба — вражда.

Задание «Назови полное имя»

Саша –                                                              Катя –

Люда –                                                              Гена –

Женя –                                                              Рита –

Таня –                                                               Дима –

Коля –                                                               Лиза –

 

Задание  «Второе название животного»

Каких зверей так называют?

Косой — (заяц). Косолапый — (медведь).

Серый — (волк). Сохатый — (лось).

Юмористические вопросы

  • В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп.)
  • Сколько гласных в словах: семья, сорока? (7,40)

-        Сколько   горошин   может   войти   в   стакан?
(
Сами войти не могут.)   

-        Может ли страус называть себя птицей? (Не
может, т. к. не умеет говорить.)

- Чем кончается день и ночь? (Метким знаком.)


Стихи про родной язык

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житьё!

Не составить телеграмму

И открытку  не отправить.

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

Люблю, тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Задание: Выпишите географические названия, которые имеют форму только единственного числа в один столбик, а форму только множественного числа в другой.



Предварительный просмотр:

Задание: Соедините буквы в алфавитном порядке.

Задание: Сделайте подписи к рисункам. Укажите количество звуков и букв в слова.

Задание: Разгадайте ребусы. Подчеркните слоги, в которых есть мягкие согласные.

Задание: Разгадайте ребусы.

Задание: Разгадайте кроссворд.

Задание: Разгадайте кроссворд.

Задание: Разгадайте ребусы. Отгадки запишите в два столбика.



Предварительный просмотр:

Кроссворд по русскому языку

Разгадайте кроссворд и отгадайте зашифрованное слово по вертикали.

  1. Из каких небольших частей состоят слова?
  2. Знак, который ставится над одной из гласных букв в слове?
  3. Какой член предложения отвечает на вопросы: Кто? Что? И обозначает предмет?
  4. Из чего состоит наша речь?
  5. Из каких небольших частей состоит предложение?
  6. Какая часть пишется перед корнем?
  7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
  8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?
  9. Что обозначает имя существительное?

  1. Бывает устная, а бывает и письменная?
  2. Какая часть речи обозначает действие предмета?
  3. Как называется часть слова, от которой образуются новые слова?
  4. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  5. Какая часть речи пишется раздельно со словами?
  6. Какой частью речи бывает выражен член предложения, обозначающий действие предмета?

Ответы.

По горизонтали:

  1. Слог.  2. Ударение.  3. Подлежащее. 4. Предложение. 5. Слово. 6. Приставка. 7. Буква.
  1. Суффикс. 9. Предмет. 10 Речь. 11. Глагол.  12. Корень. 13. Окончание. 14. Предлог.

15. Сказуемое.

По вертикали:

1. Существительное.



Предварительный просмотр:






Предварительный просмотр:

Игра «Деформированные предложения»



Предварительный просмотр:





Предварительный просмотр:





Предварительный просмотр:




Предварительный просмотр:







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Коррекцинно - развивающие задания на уроках письма в 5 классе.

Коррекцинно - развивающие задания на уроках письма в 5 классе. в помоь учителю....

Кроссворд на уроке письма и чтения в 5 классе школы VIII вида "1 и 2 склонение имен существительных "

Учащимся 5-х классов очень нравятся игровые моменты на уроках, которые направлены на удовлетворение детской любознательности, расширения кругозора и стимулируют интерес к учению. На уроке применяются ...

« Воспитание мотивации у учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения».

Для оптимизации обучения  школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные  на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий...

Использование метода проектов на уроках письма и чтения в коррекционной школе

•Проект по чтению и развитию речи «Мир вокруг нас»;•Проект по письму и развитию речи «Правила русского языка»;•Проект по чтению и развитию речи «Расскажем нашим детям о войне»...

Доклад на тему: «Воспитание мотивации обучающихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения...