«Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся классов «Особый ребёнок» с использованием приёмов арттерапии»
статья по теме
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся классов «Особый ребёнок» с использованием приёмов арттерапии»
Учитель класса учащихся со сложным дефектом
Ротова Л.А. МОГОУ СКШ№19 г. Магадана
«Дети с нарушением интеллекта также открыты сказкам, как и остальные дети, а пути взаимодействия с ними ограниченны. Поэтому использование сказкотерапии может стать неотъемлемой частью работы педагогов и психологов в специальных школах»
Л.К. Фортова
Сегодня арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается как средство, позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Виды арттерапии: музыкотерапия, рисование, лепка, рисование под музыку, сказкотерапия.
Новой технологией в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта в последнее время стала сказкотерапия, как один из видов арттерапии. Метод сказкотерапии в последнее время всесторонне изучается представителями многих психологических направлений. Появилось большое количество исследований, раскрывающих широкие возможности данного метода - его лечебный, психотерапевтический, психокоррекционый, развивающий и воспитательный потенциал.
С другой стороны, растёт количество школьников с интеллектуальными проблемами, многие из которых имеют нарушения поведения. Традиционная система коррекционной работы с детьми данной категории направлена на модификацию поведения в основном опосредованно: через обучение, воспитание и коррекцию их психических процессов. В то же время метод сказкотерапии может воздействовать непосредственно на привычные формы поведения детей. Кроме того, сказка, как показывает опыт многих исследователей, может служить и методом наиболее эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка, способствовать выработке общего языка общения.
Дети с нарушением интеллекта также открыты сказкам, как и остальные дети, а пути взаимодействия с ними ограниченны. Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. Слушая сказку в детстве, человек накапливает в своём бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций».
Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры, но наиболее удобны и популярны - сказки.
Сказки – это произведения народной литературы, почти исключительно прозаические, частью объективно-эпического содержания, частью с целью дидактической, произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Они существуют у всех народов. В сказках мифологические элементы перемешаны с историческими преданиями о давно минувших событиях, действительность свободно переплетается с вымыслом. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков.
Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Привлекательность сказок для психокоррекции, психотерапии и развития личности ребёнка, достоинства сказок заключается в следующем:
- Отсутствие дидактики
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекает одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. Осуществляется коррекция мышления и поведения.
- Неопределённость места действия и главного героя
Определённое место действия психологически отдаляет ребёнка от событий, происходящих в сказке. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Брянск. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем.
- Сказка – кладезь мудрости
На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов, одна и также сказка может помочь ребёнку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
- Сказке свойственно четкое разделение добра и зла
Хороший конец сказки дает ребёнку чувство психологической защищённости. Герой, который проходит через все испытания и проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
- Ореол тайны и волшебства
Многие авторы (Л. Б. Баряева, И. Г.Вечканова, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, М. А. Егорова.) предлагают разнообразные приёмы помощи учащимся с проблемами в интеллектуальном развитии при переводе содержания, озвученного в речи, в конкретное действие, которые позволяют добиться лучшего понимания ими смысла рассказанного. К этим приёмам относятся: показ образца выполнения действия, его образное описание действия, игровая форма действия, его выполнение учеником по подражанию и по образцу, максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции, исключение исходных или побочных ситуаций, требующих символизации, объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действий ребят.
Игра-драматизация рассматривается как действенное средство закрепления знания учащимися содержания литературных произведений. Проведение игр-драматизаций обеспечивает лучшее понимание учащимися смысла арифметических задач, драматизации событий, обогащает личный опыт ребёнка.
Применение сказкотерапии позволяет:
- научить ребёнка удовлетворять потребности адекватными средствами и способами, созвучными с социально принятыми нормами и ведущими к социальной адаптации ребёнка в школьной среде с помощью сохранных его возможностей;
- предупредить и помочь исправить психологические проблемы ребёнка, возникающие из-за неадекватного поведения;
-формировать положительные качества его характера и личности.
В основе обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью я использую проектный метод планирования учебного материала, я применяю новую технологию - сказкотерапия. Работаю так уже шестой год. Впервые годы обучения для работы брала элементарные сказки, такие, как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Сейчас работаю над сказками с более сложным сюжетом («Три поросёнка», «Красная шапочка», «Лисичка-сестричка и серый волк»). Прежде чем рассказывать содержание сказки детям, я адаптирую, упрощаю, если необходимо, убираю или ввожу новых героев. Перед тем как начать работу со сказкой, готовлю наглядность, изготавливаю своими руками картинки с изображением тех или иных героев, участвующих в сказке, костюмы для драматизации сказки, сигнальные слова. Использую в работе ковролинограф.
Одну сказку, в зависимости от сложности сюжета и возможностей детей, планирую на 1-2 недели.
На материале сказки проводится работа по всем предметам.
Так на уроках чтения, письма, с использованием метода глобального чтения, ведётся подготовительная работа - изготавливаю карточки со словами, обозначающими героев сказки. Учащиеся (Арина Булык, Ксения Харитонова) запоминают отдельные слова по содержанию сказок, многократно записывают их и читают, составляют с ними словосочетания и простые предложения. Василий Головин и Михаил Заводчиков читают сказку по частям, составляют и записывают предложения.
На уроках математики работа по сказке продолжается - счёт героев сказки, сравнение чисел, сравнение предметов по величине, знакомство с геометрическим материалом, ориентировка в пространстве, работа над задачей по содержанию сказки, ориентировка во времени, составление примеров и т.д. На уроках изодеятельности изготавливаем с ребятами декорации, маски, рисуем по контуру героев сказки, лепим из пластилина, выполняем аппликацию героев.
На уроках окружающий мир ведётся знакомство с растениями, насекомыми, дикими или домашними животными, являющимися героями сказок.
На уроках развития речи учу ребят рассказывать сказку по пиктограммам, составлять предложения с помощью пиктограмм и вертолин. Музыкальный руководитель подбирает и разучивает песни с учениками для каждой сказки.
В конце работы над сказкой, проводим драматизацию изучаемой сказки с музыкальным сопровождением. Каждому ребёнку предлагается посильная роль, исходя из психофизических возможностей каждого. В драматизации сказок принимают участие все учащиеся класса.
Работая над сказкой, у ребят наблюдаются не только улучшение знаний, умений и навыков, но также формируется потребность в общении с окружающими людьми, они адекватно реагируют на происходящее вокруг, эмоционально откликаются на возникающие ситуации в общении, проявляют свои эмоциональные состояния в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе. Общие черты этой степени умственной отсталости: позднее развитие, выраженные интеллектуальные нарушения, грубые расстройства всех сторон психики (моторики, сенсорной сферы, внимания, памяти, речи, мышления и высших эмоций).
Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых учащихся – отсутствии инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.
Относительная сохранность их аффективной жизни проявляется в чувствительности к оценке их другими людьми. Имеющиеся же нарушения сказываются в отсутствии эмоционального многообразия, недифференцированности чувств, а также в их косности и тугоподвижности.
Их самооценка характеризуется тем, что они себя ставят на первое место, товарища на второе, а взрослого человека, принимающего в их воспитании, - на третье.
Это можно объяснить их лучшим пониманием сверстников, в сравнении с взрослыми. В результате коррекционного процесса их самооценку нередко удаётся изменить. Они начинают отдавать должное своим учителям.
Возникновение по мере созревания личности иных мотивов к деятельности, кроме затрагивающих их очень ограниченных интересов, маловероятно. Даже возникающие побуждения слабы и быстро истощаются.
Эмоционально-волевая сфера – это способность ребёнка быть уравновешенным, сбалансированность психических процессов, тенденция к самостоятельности, ответственности, целенаправленности. По этим параметрам были обследованы учащиеся.
Наш класс «Особый ребёнок» открылся в сентябре 2002 года. Опыта работы с такими детьми у меня не было. В классе было 6 человек. Ребята в классе были разновозрастные. До обучения в классе, основная часть ребят находилась на индивидуальном обучении.
Так как все ребята обучались индивидуально, то навыков совместной деятельности не имели. Ребята впервые попали в коллектив. Поэтому на начальном этапе работы главной задачей стала общая организация поведения учащихся: это формирование усидчивости, концентрации внимания, учить слышать и выполнять инструкции педагога.
Основой обучения стал эмоциональный контакт, внимание к индивидуальным особенностям и возможностям каждого учащегося, понимание их интересов.
Постепенно: день за днём, месяц за месяцем, год за годом, ребята стали настоящими учениками. Слышат звонок на урок, готовятся к уроку, наводят порядок на своём рабочем месте, на уроке слышат и выполняют инструкции педагога.
У большей части ребят за эти 6 лет произошла положительная динамика развития эмоционально- волевой сферы. На диаграмме представлен анализ развития учащихся за последние три года. Это Анаев Эльдар, Головин Василий, Харитонова Ксения.
Положительная динамика наблюдается у Харитоновой Ксении и Головина Василия, у Эльдара произошёл спад в развитии, что вызвано особенностями его психического состояния и возрастными особенностями.
Работая над сказкой, у ребят наблюдаются не только улучшение знаний, умений и навыков, но также формируется потребность в общении с окружающими людьми, они адекватно реагируют на происходящее вокруг, эмоционально откликаются на возникающие ситуации в общении, проявляют свои эмоциональные состояния в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.
Менялись возможности детей, они стали более самостоятельно выполнять свои роли, выполнять их более эмоционально, запоминать больший объем текста, песен. Произошло развитие навыков диалогической речи, навыков общения. Дети стали более артистичными, раскрепощенными. В процессе работы над сказкой учащиеся научились активнее общаться друг с другом. В общении со взрослыми выработалось умение подчиняться, выполнять предъявляемые требования. У ребят вырос пассивный и активный словарь, они понимают словесную инструкцию, повторяют вслед за учителем слова и короткие предложения, умеют контактировать с окружающими их сверстниками.
Считаю, что мой опыт можно использовать в других условиях.
Метод сказкотерапии привёл меня к мысли создания вида работы на этапе закрепления сказки, применяя новую технологию – презентация с использованием персонального компьютера, которая будет представлена вашему вниманию.
Литература.
1. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии»
Л. Баряева, И. В. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин.
Санкт-Петербург Издательство «Союз» 2001г.
2. Психокоррекция личности и поведения дошкольников с нарушениями интеллекта в детском доме». Силенко А. П. (Ставрополь).2001г.
3. «Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии» Сизова А.В. Журнал «Коррекционная педагогика» №3(9),2005г.
4. «Адаптация детей с ограниченными возможностями». С. А. Завравжин Л.К. Фортова. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва. Академический Проект. 2005.
5.Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова Л.В. Лопатина. Санкт-Петербург Издательство «Союз». 2004г.
6.Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Л. М. Шипицына. Санкт-Петербург Издательство «Союз». 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой
В статье рассказывается о развивающих возможностях обыкновенной, казалось бы, игры с куклой: развитие мелкой моторики, творческого воображения, речи, коммуникативных навыков, социализации, элементарны...
Элементы арттерапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В стаье подводятся некоторые итоги работы с применением методовов арттерапии. Отечается положительное влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей с ОВЗ....
Особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушениями в развитии.
В помощь родителю....
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии как средство развития эмоционально-волевой сферы ребенка"
В данном мастер-классе представлены практические игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников....
Методическое сообщение «Формирование и развития эмоционально-волевого поведения у учащихся ДШМ»
Вот несколько советов, которые помогут ученику избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то с...
Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ««Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы для учащихся 8 классов с ОВЗ» по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год
снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;коррекция настроения и негативных черт характера;формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;развитие системы самосознан...