В зоопарке
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zooparke.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

В зоопарке

Цель: 

наблюдение над ролью суффикса в слове, определение суффикса и упражнения в образовании однокоренных слов с  помощью суффиксов.

Задачи:

- познакомить учеников с суффиксами –онок-, -ёнок-, -иц-, -их-, -ат-, -ят-;

- дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли;

- тренировать в словообразовании;

- развивать речи, мышление, интуицию и «чувство языка»; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;

- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

- повышать уровень познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

- карточка с надписью ФСУСИКФ;

- картинки животных с детёнышами;

- карточки для работы в парах (анализ слов);

- карточки для списывания;

- мяч;

- таблица с изображением животных (самец, самка, детёныш, детёныши).

Ход Занятия

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране новых слов.

- Посмотрите на запись. Буквы запутались. Помогите им встать на свое место.

ФСУСИКФ  (суффикс)

- Что такое суффикс?

- Приведите примеры слов с суффиксами.

- Сегодня мы сделаем остановку в зоопарке. Это не простой зоопарк, а особенный. Животные здесь живут семьями и могут передвигаться куда хотят.

- Давайте для начала заглянем в звериный детский сад. Сейчас звери как раз приводят сюда своих детёнышей. Волк привел волчонка, медведь … .

Ученики продолжают образовывать слова.

- Я предлагаю вам работу в парах.

У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс ёнок-, а когда онок-?

Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

Лосёнок                        мышонок

Тигрёнок                      волчонок

Гусёнок                        бельчонок

Лисёнок                        галчонок

Телёнок                        скворчонок

Львёнок                       медвежонок

Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие - высказывают своё мнение.

- Суффикс онок- пишется в том случае, если корень заканчивается на твёрдую согласную или [ч] .

- Суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ч].

- Выполните упражнение запишите слова буквами, выделите суффиксы –онок-, -ёнок-.

Карточка №1  стри[жонок]                                   Карточка №2ли[с онок]

                         бель[ч онок]                                                          индю[шонок]

                         цып[л онок]                                                          ры[с онок]

                         сло[н он ок]                                                           мы[шонок]

                         гра[ч онок]                                                           коз[л онок]

                         сквор[ч онок]                                                       ре[б онок]

                         у[т онок]                                                              лягу[шонок]

- Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.

На доске: стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, грачонок, скворчонок, утёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, ребёнок, лягушонок).

- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .

Логоритмическое упражнение «На водопой»

Дети выполняют движения согласно тексту.

Как-то раз лесной тропой                               Идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,                     Идут, громко топая.

За мамой лисицей крался лисенок,                   Крадутся на носочках.

За мамой ежихой катился ежонок,                   Двигаются на присядках.

За мамой медведицей шел медвежонок            Идут вперевалку.

За мамою белкой скакали бельчата                 Двигаются прыжками.

За мамой зайчихой – косые зайчата,              Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.

Волчица вела за собою волчат                         Крадутся большими шагами.

Все мамы и дети напиться хотят.                     Поворачиваются лицом в круг,

делают «лакательные» движения.

- Вспомните названия самок из стихотворения. С помощью, каких суффиксов они образованны?

При помощи суффиксов: -их-, -иц- от основ существительных образуются существительные, которые называют самок животных.

- От звериного детского сада нам задание.

Сравните слова галчонок и галчата.

В слове галчонок суффикс –онок-, в слове галчата - -ат-; слово галчонок обозначает один предмет, а галчата – много предметов.

- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Дрозд (дроздята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

- Рассмотрите таблицу со звериными семьями. Составьте предложения по образцу : Слон пошёл гулять со слонихой и слонятами. Запишите предложения, в существительных выделите суффикс.

Итог занятия

- Мы повторили правописание суффиксов, но их в нашей речи очень много. Постепенно вы узнаете их. Для чего нам нужны суффиксы? (Для образования новых слов)

- А зачем нам нужно столько суффиксов? (чтобы речь была богатой, красивой, точной)

- Где стоит суффикс в слове? (После корня)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в зоопарк

В данной папке содержится презентация и разработка урока по теме "Животные" (материал можно использовать для закрепления данной темы во 2 классе)...

Урок-презентация " Лондонский зоопарк"

Данный урок проводился в 6 классе как обобщающий урок по теме " Зоопарк Лондона". Учащиеся должны были продемонстрировать свои ЗУН по данной теме, а именно- Систематизировать лексику, подготовить моно...

Викторина" Математический зоопарк"

Мероприятие подойдет на математическую неделю. Очень интересно 5-7класс....

Урок английского языка "Экскурсия в зоопарк"

Вашему вниманию предлагается план-конспект урока английского языка по теме                “ Экскурсия в зоопарк” для учащихся...

Путешествие в зоопарк Итоговый урок по темам «Животные», «Я и моя семья».

Путешествие в зоопарк Итоговый урок по темам «Животные», «Я и моя семья»....

Презентации о животных, о зоопарках ,о домашних питомцах.

В настоящее время в своей школе я уделяю много внимания проектной деятельности. Это помогает повысить мотивацию учащихся, ребята видят результат своего труда Почти каждая тема завершается  у нас ...

Путешествие в зоопарк

. Обобщение пройденного грамматического и лексического материала....