Суффиксы ЧИК, ЩИК
план-конспект занятия по теме
Предварительный просмотр:
Город мастеров
Суффиксы –чик-, -щик-, -иц-.
Цель:
наблюдение над ролью суффикса в слове, определение суффикса и упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов.
Задачи:
- познакомить учеников с суффиксами –чик-, -щик-, -иц-;
- дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли;
- тренировать в словообразовании;
- развивать связную речь;
- развивать мышление, интуицию и «чувство языка»; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, умение оценивать результат собственной деятельности;
- повышать уровень познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
- индивидуальные карточки, для заполнения таблицы;
- запись слов на доске;
- индивидуальные карточки с заданием;
- Сегодня мы отправляемся дальше по Стране Новых слов. Грамматей приготовил для вас загадку:
После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю …. (суффиксом)
- Давайте изготовим памятку, чтобы лучше запомнить, то, что мы узнали о суффиксе.
Ученики заполняют таблицу:
СУФФИКС | |||
это | стоит | образует | обозначается |
- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .
На доске записаны слова: барабанщик, кладовщик, сварщик, буфетчик, переплётчик, летчик.
- Прочитайте слова на доске. Что обозначают эти слова? (Профессии людей)
- Как вы думаете, от каких слов они образовались?
Барабанщик – барабан буфетчик – буфет
Кладовщик – склад переплётчик – переплёт
Сварщик – сварка летчик – летать.
- Ас помощью чего они образовались? (С помощью суффиксов –чик-, -щик-)
- Выделите суффиксы.
Кто-нибудь из учеников выходит к доске и выполняет задание)
- Граматей предлагает нам потренироваться образовывать названия профессий. А я предлагаю назвать мужчину данной профессии и женщину.
Работа с карточками:
Обходит железнодорожные пути.
Продает мороженое.
Обижает кого-нибудь.
Ходит в разведку.
Делает доклады.
Занимается фехтованием.
Делает заказы.
(Обходчик, обходчица, мороженщик, мороженщица, обидчик, обидчица, разведчик, разведчица, докладчик, докладчица, фехтовальщик, фехтовальщица, заказчик, заказчица).
- Запишите, получившиеся слова. Выделите суффиксы, с помощью которых они образовались.
- Еще раз прочтите получившиеся слова и найдите лишнее. (Обидчик, обидчица)
- Почему оно лишнее? (Это слово обозначает не профессию, а качество человека, его черту)
Физминутка.
Буратино потянулся, (Движения в соответствии со словами
Раз нагнулся, два нагнулся. стихотворения.)
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на мысочки встать.
- Со словами из предыдущего задания составьте предложения и запишите.
Количество предложений определяет логопед индивидуально для каждого ученика.
- Найдите главные члены предложения и подчеркните.
- Послушайте стихотворения и скажите, правильно ли в них объясняется смысл слов, обозначающих профессии. В чём их ошибка?
Ищет клады кладовщик Собирает банщик банки,
И находит в тот же ми! А потом хранит в сбербанке.
А потом он эти клады Очень ими дорожит,
Бережно хранит на складе. Банк с ружьём он сторожит!
Кран на кухне крановщик
Починить нам может в миг,
Каждый краник сделать краше,
Душ поставит в ванной вашей.
Итог занятия
- С помощью, каких суффиксов образуют существительные, обозначающие профессии людей?
Самооценка учеников.
Оценка деятельности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
грамматические таблицы Пары наречий с суффиксом и без суффикса -ly
averbs hard - hardly...
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)
Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...
Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1
Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Маршрутный лист к уроку "Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц."5 класс
Действия учеников при изучении данных тем....