Суффиксы ЧИК, ЩИК
план-конспект занятия по теме

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiksy_chik_shchik.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Город мастеров

Суффиксы –чик-, -щик-, -иц-.

Цель: 

наблюдение над ролью суффикса в слове, определение суффикса и упражнения в образовании однокоренных слов с  помощью суффиксов.

Задачи:

- познакомить учеников с суффиксами –чик-, -щик-, -иц-;

- дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли;

- тренировать в словообразовании;

- развивать связную речь;

- развивать мышление, интуицию и «чувство языка»; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;

- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения, умение оценивать результат собственной деятельности;

- повышать уровень познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

- индивидуальные карточки, для заполнения таблицы;

- запись слов на доске;

- индивидуальные карточки с заданием;

- Сегодня мы отправляемся дальше по Стране Новых слов. Грамматей приготовил для вас загадку:

После корня он стоит,

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называю …. (суффиксом)

- Давайте изготовим памятку, чтобы лучше запомнить, то, что мы узнали о суффиксе.

Ученики заполняют таблицу:

СУФФИКС

это

стоит

образует

обозначается

- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .

На доске записаны слова: барабанщик, кладовщик, сварщик, буфетчик, переплётчик, летчик.

- Прочитайте слова на доске. Что обозначают эти слова? (Профессии людей)

- Как вы думаете, от каких слов они образовались?

Барабанщик – барабан                                буфетчик – буфет

Кладовщик – склад                                переплётчик – переплёт

Сварщик – сварка                                летчик – летать.

- Ас помощью чего они образовались? (С помощью суффиксов –чик-, -щик-)

- Выделите суффиксы.

Кто-нибудь из учеников выходит к доске и выполняет задание)

- Граматей предлагает нам потренироваться образовывать названия профессий. А я предлагаю назвать мужчину данной профессии и женщину.

Работа с карточками:

Обходит железнодорожные пути.

Продает мороженое.

Обижает кого-нибудь.

Ходит в разведку.

Делает доклады.

Занимается фехтованием.

Делает заказы.

(Обходчик, обходчица, мороженщик, мороженщица, обидчик, обидчица, разведчик, разведчица, докладчик, докладчица, фехтовальщик, фехтовальщица, заказчик, заказчица).

- Запишите, получившиеся слова. Выделите суффиксы, с помощью которых они образовались.

- Еще раз прочтите получившиеся слова и найдите лишнее. (Обидчик, обидчица)

- Почему оно лишнее? (Это слово обозначает не профессию, а качество человека, его черту)

Физминутка.

Буратино потянулся,                           (Движения в соответствии со словами

Раз нагнулся, два нагнулся.                   стихотворения.)

Руки в стороны развёл

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на мысочки встать.

- Со словами из предыдущего задания составьте предложения и запишите.

Количество предложений определяет логопед индивидуально для каждого ученика.

- Найдите главные члены предложения и подчеркните.

- Послушайте стихотворения и скажите, правильно ли в них объясняется смысл слов, обозначающих профессии. В чём их ошибка?

Ищет клады кладовщик                Собирает банщик банки,

И находит в тот же ми!                        А потом хранит в сбербанке.

А потом он эти клады                        Очень ими дорожит,

Бережно хранит на складе.                Банк с ружьём он сторожит!

Кран на кухне крановщик

Починить нам может в миг,

Каждый краник сделать краше,

Душ поставит в ванной вашей.

Итог занятия

- С помощью, каких суффиксов образуют существительные, обозначающие профессии людей?

Самооценка учеников.

Оценка деятельности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Словообразование: образование существительных от глаголов, существительных, прилагательных. Таблица суффиксов и значение суффиксов. ч. 1

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы,  при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...