Подготовка речевой базы слабослышащих детей для ориентации личности в системе её жизнедеятельности
консультация по теме
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
I и II видов»
Подготовка речевой базы детей для ориентации личности в системе ее жизнедеятельности
учитель-дефектолог:
Соколова Л.Л.
2013 год
Основная задача, стоящая перед школой глухих — это всестороннее развитие ребенка, создание условий для наиболее раннего и наиболее полноценного приобщения его к жизни в обществе, т. е. повышение уровня общего и речевого развития и обобщения глухих учащихся.
Под речевым обобщением глухих детей следует понимать процесс их делового взаимодействия, в ходе которого создается мотивационная база для возникновения именно речевой деятельности.
Дети снарушенным слухом испытывают трудности в овладении речью и в общении с окружающими, что отражается на формировании познавательной деятельности, эмоционально — волевых процессов и качеств личности.
В школе учителя работают над тем, чтобы дети понимали обращенную к ним речь, умели пользоваться собственной речью, чтобы их словарный запас пополнялся постоянно, следят за состоянием звукопроизношения, темпом и плавностью речи.
Но глухие дети чаще всего не испытывают потребности выражать свои мысли словесно.
Взаимоотношения между учениками посредством словесной речи устанавливаются редко. Школьники не всегда стремятся к словесному общению. Общение часто формальное, реплики не несут истинной мотивации.
Многим глухим детям доступно только понимание конкретных, часто встречающихся фраз, действий, названий предметов.
Все, что они хотят сказать дополняется мимикой, жестами. Часто глухие дети собственной речью не пользуются. У них наблюдается в речи неправильно сконструированные предложения со множеством лексико-грамматических ошибок. Фраза характеризуется незаконченностью в смысловом отношении.
Большое значение для повышения эффективности умения общаться имеет деятельность не только педагогов, но и родителей детей.
В школе речевое общение глухих детей характеризуется в основном инициативой со стороны учителя. Педагог является ведущим в диалоге, часто сам прогнозирует реплики учащихся и предлагает своим ученикам именно те высказывания, которые, как он считает, необходимы в данной ситуации, в общении.
Часто разговор учащихся проходит не спонтанно, не естественно, а по запланированной взрослым схеме, с привлечением заранее заготовленных фраз, словаря.
Нужно как можно раньше использовать устную форму речи в обучении, в общении, обогатить ее жизненно необходимым материалом, повысить интерес учащихся к обучению речи, вызывать их речевую активность. Надо формировать речевую деятельность учащихся.
Учащиеся должны чувствовать необходимость в общении, в противном случае учащиеся лишь тренируются в отдельных речевых действиях, в умении отвечать на вопросы.
Постоянное речевое общение с ребенком поддерживает у него интерес к словесной речи, способствует накоплению речевого материала, необходимого для речевого общения в различных ситуациях.
И это одно из важнейших направлений — систематическое расширение словарного запаса учащихся, т. е. развитие понимания значений слов и воспитание навыка их правильного употребления в самостоятельной речи, т. к. спонтанное обогащение словарного запаса — недоступно.
Надо постепенно добиваться от детей прочного запоминания слов, фраз, словосочетаний.
Надо отрабатывать отдельные высказывания учащихся, инициатором которых являются сами учащиеся, отрабатывать в разных ситуациях, чтобы глухой ученик, столкнувшись в реальной ситуации с необходимостью, например, обращения с просьбой, сможет осмысленно использовать данный тип высказывания.
При введении в активный словарь фразы следует поставить школьника в такие условия, когда для выполнения заданий он сам почувствует необходимость выйти из затруднительного положения и попытается выразить свою мысль посредством словесной речи.
На основе только речевых действий сформировать речь невозможно. Глухие дети не заговорят, не начнут общаться на основе стереотипных фраз. У учащихся должна появляться необходимость в порождении той или иной фразы.
Учащиеся могут пользоваться заученными фразами, но не должны бояться отступать от отработанной схемы последовательного их употребления.
Ребенок должен «иметь мысль» и ощущать потребность в общении. В противном случае учащиеся лишь тренируются в отдельных речевых действиях, а именно в умении отвечать на вопрос.
Всякая речевая деятельность ученика должна поощряться: обращение с просьбой или вопросом, ответ на вопрос, умение задать уточняющий вопрос, сообщить о выполнении действий, самостоятельное обращение детей к учителю с просьбой, к товарищу.
В развитии речи определенную роль несут диалоги, в которых детей надо тренировать. А также, модели высказывания могут быть записаны на табличках, которые, выставляются или вывешиваются в качестве справочных на срок, необходимый для их усвоения.
Необходимо представлять необходимый материал как можно в более полном виде, с учетом различных вариантов речевых конструкций.
Надо учитывать особенности речевого развития и состояния слуха ребенка.
В школе весь учебно-воспитательный процесс организуется таким образом, чтобы у детей постоянно возникала потребность в активном устном высказывании. Это нужно делать и дома родителям.
Речевой материал должен быть мотивирован ситуацией. Дома надо следить за речью ребенка, чтобы он говорил в нормальном темпе, слитно произносил слова и словосочетания, выделяя ударение, точно или приближенно воспроизводил звуковой состав слова.
Речь родителей должна быть разборчивой, грамотной, эмоционально — окрашенной, т. к. она является образцом для детей.
В школе дети овладевают грамотной речью и родители должны тренировать своих детей в умении пользоваться своей речью в различных ситуациях. Больше читайте с детьми, разбирайте содержание текстов, рассказов с помощью вопросов и заданий, выписывайте фразы, предложения из прочитанных книг, которые, как вам кажется, пригодятся вашему ребенку в общении.
Чаще ведите с ребенком диалоги на различные темы. Диалоги должны быть достаточно широким, с привлечением событий из жизни ребенка, с оценкой событий. При этом ребенок не только должен отвечать на ваши вопросы, но и сам должен задавать их.
Развитие речи должно быть результатом всей системы воспитания и обучения в семье, в детском саду, в школе.
Оно складывается постепенно, благодаря взаимодействию ребенка с окружающими людьми в условиях его собственной практической деятельности.
В заключение можно сказать, что подготовка речевой базы детей для ориентации личности в системе ее жизнедеятельности — это развитие навыков восприятия устной речи и внятного произношения, это развитие понимания смысловой стороны речи, умения правильно строить свою речь в смысловом и грамматическом отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.
XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников. Количес...
Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей
В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...
«Использование потенциала предметной области «Искусство» в становлении и развитии системы ценностных ориентаций личности»
В данной презентации представлены основные цели обучения музыке в основной школе, способы формирования мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, УДД, приемы организации учебной деятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по спе...
ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ ПЛОВЦОВ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Общая характеристика отбора и ориентации пловцов.1.1.Основные понятия по данной теме.1.2.Состояние проблемы отбора пловцов в научно-методической литературе.Первичный отбор и ориентация пловцов.Предвар...
Формирование логических умений слабослышащих обучающихся 1 ступени образования посредством системы речевых упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП.
Описана система работы по формированию логических умений слабослышащих обучающихся 1-5 классов на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП....