Коррекционная направленность урока письма
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок по теме: «Три склонения имён существительных» разработан для учащихся 5 класса на основе программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (издательство «Владос», г.Москва, 2010г.) с использованием учебника Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –2-е изд. – М. Просвещение, 2008 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность урока письма
Пояснительная записка.
Урок по теме: «Три склонения имён существительных» разработан для учащихся 5 класса на основе программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (издательство «Владос», г.Москва, 2010г.) с использованием учебника Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –
2-е изд. – М. Просвещение, 2008 г., тетради на печатной основе Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное: учеб. пособие для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2002г. в соответствии с календарно- тематическим планированием и относится к разделу « Слово. Части речи. Имя существительное».
Цель: знакомство с 1,2,3 склонениями имён существительных.
Образовательная задача:
Формировать умение определять склонение имён существительных по роду
и окончанию в начальной форме (в именительном падеже единственного числа).
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового.
4. Закрепление.
5. Итог.
Коррекционная задача:
Развивать речь, логическое мышление, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие.
Коррекционная задача решалась на различных этапах урока.
В процессе работы происходило включение слухового, зрительного речедвигательного анализаторов. Задания по степени нарастающей сложности были включены в 4 этап «Закрепление».Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации включены во 2-й и 4-й этапы урока; коррекция высших психических функций осуществлялась на 2, 4 и 5 этапах.
Воспитательная задача:
Воспитывать адекватную самооценку.
Воспитательная задача реализовывалась на этапах - 2 (самопроверка практической части домашнего задания ), 4 (самостоятельный выбор задания по степени сложности).
Цель каждого этапа подчинена общей цели урока.
В процессе работы на уроке были реализованы следующие дидактические принципы:
1. Научности и доступности
2. Систематичности и последовательности
3. Принцип наглядности
4. Прочности усвоения ЗУН
5. Индивидуальный и дифференцированный подход
6. Коррекционная направленность обучения
На уроке использовались следующие методы обучения:
- Словесный (рассказ – вступление, рассказ – изложение, обобщающая беседа).
- Практический (выполнение различных практических заданий и упражнений).
- Наглядный (использование таблицы, карточек, предметных картинок).
Были использованы приёмы: чтение правила вслух, рассматривание таблицы, соотнесение слова с правилом в таблице, запись слов под диктовку с последующим грамматическим заданием, соотнесение изображения со словом, списывание, осложнённое лексическим и грамматическим заданием.
Наглядность использовалась практически на всех этапах урока и работала
на стимулирование учебной деятельности для более прочного усвоения ЗУН.
Для смены видов деятельности и соблюдения охранительного режима включена динамическая пауза.
Тема: «Три склонения имён существительных».
Цель: знакомство с 1,2,3 склонениями имён существительных.
Образовательная задача:
Формировать умение определять склонение имён существительных по роду
и окончанию в начальной форме (в именительном падеже единственного числа).
Коррекционная задача:
Развивать речь, логическое мышление, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательная задача:
Воспитывать адекватную самооценку.
Оборудование: таблица № 1 «Алфавит», таблица № 2 «Три склонения имён существительных», индивидуальные карточки с обозначением склонений, предметные картинки, перфокарты.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Игра «Расшифруй слово». (Склонение) Работа с таблицей №1.
Коррекция зрительного восприятия.
На доске записаны цифры:
19, 12, 13, 16, 15, 6, 15, 10, 6. Вид работы фронтальный.
Каждая цифра соответствует
порядковому номеру буквы в алфавите.
Рассказ – вступление. Учитель говорит о том, что слово «склонение» ключевое на данном уроке.
2. Проверка домашнего задания.
1)Беседа по устной части домашнего задания
(Закрепление знаний учащихся о роде, Развитие оперативной
числе и падеже имён существительных) памяти и речи.
2)Практическая работа. (Соотнесение
выполненного домашнего задания Инивидуальная работа
с образцом на доске. Самооценка работ
по критериям учителя.) (помощь слабым учащимся)
3. Изучение нового.
1) Рассказ - изложение учителя по теме урока.
2) Работа с таблицей№2
(Знакомство и подробный разбор)
3) Работа с учебником (правило)
4) Вызываются поочерёдно несколько учащихся, которые записывают имена существительные под диктовку учителя по типам склонений, руководствуясь правилом, в таблицу на доске. Остальные учащиеся заполняют таблички в тетрадях (слабые работают с индивидуальными карточками).
5) Вывод.
4. Закрепление.
1). Учитель пишет на доске слова, а ученики поднимают карточки с типами склонений. Ответы периодически комментируются учащимися (Соотнеси с правилом и объясни).
Физминутка.
2) Картинный диктант с заданием.
Учитель показывает предметные картинки, а учащиеся записывают слова в тетради по склонениям, предварительно коллективно разобрав правописание данных существительных. (Для слабых учащихся даны карточки со словами для справок, а для сильных учащихся дополнительные карточки для самостоятельной работы).
3)Выполнение упражнения в рабочей тетради(печатный вариант). Списывание, осложнённое лексическим заданием – подбор сравнений, определение склонений выделенных существительных.
(Для слабых учащихся индивидуальные карточки, где они вписывают только слова и ставят цифру склонения).
4) Работа с перфокартами. Самостоятельный выбор уровня сложности для проверки первичных знаний по новой теме.
Задание на дом. Выделенные существительные из упражнения в учебнике распределить по типам склонений.
5. Итог.
1) Обобщающая беседа по изученной теме.
2) Выставление оценок.
Литература:
1.Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. Для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксёнова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.
2. Галунчикова, Н.Г. Русский язык. 5 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –
2-е изд. – М. Просвещение, 2008 . –263с.
3. Галунчикова, Н.Г. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное: учеб. пособие для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2002. -144с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....
Творческая разработка по теме"Коррекционная направленность уроков труда"
В творческой разработке раскрывается урок по теме"Нарезание наружной резьбы в ручную" длч обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы....
Коррекционная направленность уроков математики
Работа в классах коррекции требует пересмотра традиционных методов обучения. Для детей с задерэкой психического развития учащихся учебный материал дается с трудом, каждый урок им приходится решать одн...
Коррекционная направленность уроков. Выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции.
выполнение лоскутной мозаики, как один из методов коррекции...
Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)
Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...
Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.
Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....
Выступление на заседании методического объединения: "Коррекционная направленность уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе." , 2023г
В данном материале содержатся основные направления работы на уроках трудового обучения....