Коррекционная направленность урока письма
план-конспект урока (5 класс) по теме

   Урок по теме: «Три склонения имён существительных» разработан для учащихся 5 класса на основе программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений  VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство «Владос», г.Москва, 2010г.) с использованием учебника Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс : учеб.  для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –2-е изд. – М. Просвещение, 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

     Коррекционная   направленность  урока   письма  

               

                         Пояснительная записка.

   Урок по теме: «Три склонения имён существительных» разработан для учащихся 5 класса на основе программы специальных (коррекционных ) образовательных учреждений  VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство «Владос», г.Москва, 2010г.) с использованием учебника Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс : учеб.  для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –

2-е изд. – М. Просвещение, 2008 г., тетради на печатной основе Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное: учеб. пособие для спец. (коррекц.)  образоват. учреждений VIII вида  /      Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2002г. в соответствии с календарно- тематическим планированием  и относится к разделу  « Слово. Части речи. Имя существительное».

   

   Цель: знакомство с 1,2,3 склонениями имён существительных.                            

   

   Образовательная задача:

Формировать умение определять склонение имён существительных по роду

и окончанию в начальной форме (в именительном падеже единственного числа).

   

    Тип урока:  изучение нового материала.

   

    Структура урока:

    1. Орг. момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Изучение нового.

    4. Закрепление.

    5. Итог.

   

    Коррекционная задача:

Развивать речь, логическое  мышление, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие.

   Коррекционная задача решалась на различных этапах урока.

   В процессе работы происходило включение слухового, зрительного речедвигательного анализаторов. Задания по степени нарастающей сложности были включены в 4 этап «Закрепление».Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации включены во 2-й и 4-й этапы урока;  коррекция высших психических функций  осуществлялась на 2, 4 и 5 этапах.

 

    Воспитательная задача:

Воспитывать адекватную самооценку.

Воспитательная задача реализовывалась на этапах -  2 (самопроверка практической части домашнего задания ),  4 (самостоятельный выбор задания по степени сложности).

 

  Цель каждого этапа  подчинена общей цели урока.

  В процессе работы на уроке были реализованы следующие дидактические принципы:

   1. Научности и доступности

   2. Систематичности и последовательности

  3. Принцип наглядности

  4. Прочности усвоения ЗУН

  5. Индивидуальный и дифференцированный подход

  6. Коррекционная направленность обучения

     

      На уроке использовались следующие методы обучения:

  1. Словесный (рассказ – вступление, рассказ – изложение, обобщающая беседа).
  2.  Практический (выполнение различных практических заданий и упражнений).
  3. Наглядный (использование таблицы, карточек, предметных картинок).

Были использованы приёмы: чтение правила вслух, рассматривание таблицы, соотнесение слова с правилом в таблице, запись слов под диктовку с последующим грамматическим заданием, соотнесение изображения со словом, списывание, осложнённое лексическим и грамматическим заданием.            

    Наглядность использовалась практически на всех этапах урока и  работала

на стимулирование учебной деятельности для более прочного усвоения ЗУН.

    Для смены видов деятельности и соблюдения охранительного режима  включена динамическая пауза.

     Тема: «Три склонения имён существительных».

 

      Цель: знакомство с 1,2,3 склонениями имён существительных.                            

   

   Образовательная задача:

Формировать умение определять склонение имён существительных по роду

и окончанию в начальной форме (в именительном падеже единственного числа).      

    Коррекционная задача:

Развивать речь, логическое  мышление, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие.

    Воспитательная задача:

Воспитывать адекватную самооценку.

 

  Оборудование: таблица № 1 «Алфавит», таблица № 2  «Три склонения имён существительных», индивидуальные карточки с обозначением склонений, предметные картинки, перфокарты.

                                            Ход урока.

    1. Орг. момент.

       Игра «Расшифруй слово». (Склонение)                            Работа с таблицей №1.

                                                                                            Коррекция зрительного восприятия.

       На доске записаны цифры:

      19, 12, 13, 16, 15, 6, 15, 10, 6.                                        Вид работы фронтальный.

      Каждая цифра соответствует

 порядковому номеру буквы в алфавите.

     Рассказ – вступление. Учитель говорит о том, что слово «склонение» ключевое на данном уроке.

    2. Проверка домашнего задания.

       

   1)Беседа по устной части домашнего задания                          

 (Закрепление знаний учащихся о роде,                                        Развитие оперативной

числе и падеже имён существительных)                                      памяти и речи.

  2)Практическая работа. (Соотнесение

выполненного домашнего задания                                            Инивидуальная работа            

 с образцом на доске. Самооценка работ

 по критериям учителя.)                                                         (помощь слабым учащимся)

                                                                                 

    3. Изучение нового.

       1)  Рассказ - изложение учителя по теме урока.

         2) Работа с таблицей№2

           (Знакомство и подробный разбор)

         3) Работа с учебником (правило)

         4)  Вызываются поочерёдно несколько учащихся, которые записывают  имена существительные под диктовку учителя  по типам склонений, руководствуясь правилом, в таблицу на доске. Остальные учащиеся заполняют таблички в тетрадях (слабые работают с индивидуальными карточками).    

          5) Вывод.

          4. Закрепление.

             1). Учитель пишет на доске слова, а ученики поднимают карточки с типами склонений. Ответы периодически  комментируются учащимися (Соотнеси с правилом и объясни).  

             Физминутка.              

2) Картинный диктант с заданием.

Учитель показывает предметные картинки, а учащиеся записывают слова в тетради по склонениям, предварительно коллективно разобрав правописание данных существительных. (Для слабых учащихся даны карточки со словами для справок, а для сильных учащихся дополнительные карточки для самостоятельной работы).  

3)Выполнение упражнения в рабочей тетради(печатный вариант). Списывание, осложнённое лексическим заданием – подбор сравнений, определение склонений выделенных существительных.    

   (Для слабых учащихся индивидуальные карточки, где они вписывают только слова и ставят цифру склонения).    

4) Работа с перфокартами. Самостоятельный выбор уровня сложности для проверки первичных знаний по новой теме.

   Задание на дом.  Выделенные существительные из упражнения в учебнике распределить по типам склонений.  

 5. Итог.

  1) Обобщающая беседа по изученной теме.

  2) Выставление оценок.

   

               

                                      Литература:

1.Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учеб. Для студ.  дефектол.   фак. педвузов/ А.К. Аксёнова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320с.  

 2. Галунчикова, Н.Г. Русский язык. 5 класс : учеб.  для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –

2-е изд. – М. Просвещение, 2008 . –263с.  

3. Галунчикова, Н.Г. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное: учеб. пособие для спец. (коррекц.)  образоват. учреждений VIII вида  /      Э.В.Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2002. -144с

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

Творческая разработка по теме"Коррекционная направленность уроков труда"

В творческой разработке раскрывается урок по теме"Нарезание наружной резьбы в ручную" длч обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы....

Коррекционная направленность уроков математики

Работа в классах коррекции требует пересмотра традиционных методов обучения. Для детей с задерэкой психического развития учащихся учебный материал дается с трудом, каждый урок им приходится решать одн...

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....