«Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при изучении математики с обучающимися основной школы»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Казанина Юлия Юрьевна,
учитель математики и информатики
МОУ «Красногорская СОШ №2»
«Методы и приемы коррекционно-развивающей работы при изучении математики с обучающимися основной школы»
Цель моей работы - подробнее изучить психологию и особенности обучения детей с незначительными отклонениями в поведении, отстающих и часто болеющих детей и разработать методические рекомендации, соответствующие основным принципам коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательном классе.
Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики является приоритетным направлением современной образовательной практики, представляет собой систему мер дифференцированного образования, позволяющую решать задачи современной помощи детям, испытывающим трудности в овладении содержательных основ курса математики. В своей работе я столкнулась с ограниченностью методической и рабочей литературы в области обучения отстающих детей в общеобразовательном классе, так как обучаю классы, в которых есть учащиеся с диагнозом ЗПР и F-70,а также часто болеющие и пропускающие учебные занятия.
В своей практике использую следующие методы коррекционно-развивающего обучения детей на уроках математики:
- Объяснительно-иллюстративный метод (метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти).
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки. Практикую я игру «в учителя», или «консультант» (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь. Класс воспринимает своего одноклассника в «должности» учителя положительно. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант.
Серьёзно отношусь к подбору методов решения примеров для устного счёта. Применяю:
- тренажёры О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой (5-6 класс в 4 частях);
- устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю.
- Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5,6класс
Использую
- опорные схемы на уроке
Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана.
- Карточки для коррекции знаний
- Левитас Г. Г, Карточки для коррекции знаний по математике для 5—6 классов.
- Левитас Г. Г, Карточки для коррекции знаний по математике для 7 класса.
- Левитас Г. Г, Карточки для коррекции знаний по математике для 8-9 классов.
- Физминутки (видеофизкультминутки Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, пальчиковые игры). Желательно проводить, так как дети с нарушением интеллекта устают быстро и теряют интерес к заданию, к уроку в целом.
Отрабатываю вычислительные навыки.
Если имеется возможность можно использовать тренажеры. Например, компьютерные тренажеры (Гесслера Дмитрия Михайловича).
- Практическая работа. (Работа в парах)
если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Оживляет урок и использование материала из истории математики.
- Тест.
Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого. Использовать тесты для компьютеризации обучения.
Тесты я использую из книг:
- Попова Л.П. Математика. КИМ. 5-8 класс
- Математика. 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Ольховой Л.С., Кулабухова С.Ю
Домашнее задание.
Задаю как можно больше творческих заданий (составить кроссворд, ребусы, придумать загадки, составить рисунок из геометрических фигур и т.д.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ставим две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали). Выставление оценки по карте результатов. Могут использоваться как серьезные, так и шуточные виды оценок (рисунки, аппликации): «За уступчивость», «За умение слушать», «За сострадание и отзывчивость», «Тихоне», «Самому молчаливому». Роль стимуляторов поведения могут выполнять маленькие открытки с небольшим текстом и соответствующим изображением: «Спасибо за помощь!», «Улыбнись и не грусти!», «Ты можешь собой гордиться!».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методы обучения учащихся в классах , имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью
Устный счет
Тесты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы
Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод содействует выработке осознанных орфографических навыков....
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы
Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод содействует выработке осознанных орфографических навыков....
Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.
Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...
"Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе"
Статья по методике применения технологии сотрудничества на уроках английского языка в 7-8 классах основной школы....