Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида
консультация (11 класс) по теме
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_professionalnogo_samoopredeleniya_vypusknikov_shkol_iii-iv_vida.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида
Одна из з а д а ч специальных школ IV вида — это профориентация выпускников, в основе которой лежит их профессиональная пригодность в связи с возможностями органа зрения.
Определение пригодности поступающих в различные учебные заведения с целью их отбора и зачисления осуществляют: медицинская комиссия — в отношении здоровья, приёмная комиссия — по возрасту, полу, образованию, трудоспособности и желанию поступающего получить избранную им профессию; преподаватели — по психологическому соответствию той или иной профессии, по способностям, склонностям и стремлению, которые поступающие проявляли в процессе обучения в школе.
Если здоровье, состояние зрения, возраст, образование и общая трудоспособность определяются по более или менее объективным данным, то желания, склонности и стремление — только по заявлению самого поступающего, не всегда соответствующему действительности, потому что мотивы его решения во многих случаях не выясняются. Что касается его способностей и их соответствия выбранной профессии, то это выявляется лишь в процессе обучения. Методики психологического отбора контингента учащихся для какой-либо профессии пока ещё нет, хотя она крайне необходима для многих профессий. Поэтому существующая система профессионального отбора по соответствию физического и психического состояния поступающего в то или иное учреждение избранной им профессии не гарантирует отсутствия ошибок ни принимающих, ни поступающих.
Изучение контингента выпускников специальных школ III— IV вида показало, что к моменту окончания школы более половины из них составляют учащиеся со стационарным слабовидением (острота зрения 0,2 с переносимой коррекцией), которые не имеют показаний для трудоустройства в специально созданных условиях. Если к ним добавить немалое количество учащихся со снижением зрения, оканчивающих общеобразовательные школы, в ряде которых организованы классы «Охраны зрения», то становится очевидной потребность в разработках по определению профессиональной пригодности таких выпускников для работы в обычных производственных условиях.
Уточнение результатов профотбора, полученных при зачислении в училища, колледжи, вузы, практически осуществляется уже в процессе обучения. Эту задачу приходится решать педагогам, и поэтому они непременно должны знать психологические и медицинские требования, предъявляемые к профессии.
Действующие положения по профессиональному отбору значительно ограничивают доступность ряда профессий для лиц со сниженным зрением. Однако практика и научные разработки свидетельствуют о более широкой профессиональной пригодности этого контингента. Изучение продуктивности зрительной работы убеждает, что для решения вопроса о профпригодности лиц с нарушением зрения необходим комплексный подход, включающий в себя психологический, социальный и медицинский аспекты, предполагающий профессиональное просвещение учащихся школ, изучение профессиональных интересов выпускников школ III — IV видов.
Такой двуэтапный, пролонгированный профессиональный отбор, углублённый вторым его этапом, наиболее оправдывает себя на практике.
Профотбор — это выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности.
Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других.
Профессиональная пригодность — уровень соответствия физических качеств и психологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка.
Мы попытались осветить вопрос профпригодности только с позиции оценки их зрительной работоспособности в зависимости от функций зрения и причин их снижения с учетом клинического и функционального прогнозов (благоприятный, сомнительный, неблагоприятный).
В решении вопроса о возможностях профессионального обучения следует исходить из того, что доступность чтения обычного плоскопечатного шрифта возможно при остроте зрения 0,2 — 0,3.
Использование очковой коррекции препятствует работе на высоте, при неблагоприятных метеоусловиях, запылённости воздушной среды, при высоких температурах и влажности. В связи с этим лицам, постоянно пользующимся очковой коррекцией, не следует рекомендовать профессии горячих производств, отдельных строительных профессий, кулинарной и хлебопекарной промышленности.
Вместе с тем им при достаточной остроте зрения (0,2 худшим глазом) с коррекцией, доступны профессии слесарного и станочного профиля, радиотехнического, приборостроительного, полиграфического и по другим профилям, допускающим ношение очков.
В таблице и в списке приведены профессии, доступные выпускникам школ со сниженной острогой зрения с учетом причин этого снижения, а также противопоказанных факторов и условий труда.
С п и с о к 1 Профессии начального профессионального образования (профессиональные училища, лицеи) и профессии, полученные на рабочих местах
Металлообработка и машиностроение:
- слесарь механосборочных работ;
- слесарь-ремонтник;
- слесарь по ремонту автомобилей;
- слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.
Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы:
- маляр, штукатур;
- облицовщик;
- печатник;
- столяр;
- паркетчик;
- плиточник;
- монтажник сантехоборудования;
- сантехник.
Деревообработка:
- мастер столярного и мебельного производства (столяр отделочных изделий из древесины, сборщик изделий из древесины);
- станочник по обработке древесины и картона.
Лёгкая промышленность:
- закройщик;
- изготовитель изделий из меха;
- портной;
- швея;
- обувщик.
Полиграфическое производство:
- цереплётчик;
- брошюровщик.
Общественное питание, торговля:
- официант;
- бармен;
- продавец, продавец-кассир;
- фасовщик.
Сфера обслуживания:
• ремонт и обслуживание бытовой техники;
- работник гостиничного хозяйства;
- мастер по ремонту одежды и обуви;
- киномеханик.
Должности служащих:
- бухгалтер;
- администратор;
- социальный работник;
- страховой агент;
- секретарь-референт;
- архивариус.
Озеленение и сельское хозяйство:
- цветовод;
- мастер зелёного строительства;
- садовник-дизайнер;
- плодоовощевод;
- оператор по переработке плодоовощной продукции;
- животновод;
- пчеловод;
- слесарь-ремонтник сельскохозяйственной техники.
С п и с о к 2 Профессии средне-специального образования (колледжи)
- менеджер гостиничного сервиса;
- менеджер туризма;
- менеджер обслуживания в общественном питании;
- специалист по документальному обеспечению;
- архивист;
- технолог парикмахерского искусства;
- косметолог;
- визажист;
- конструктор-модельер одежды;
- юрист;
- социальный педагог;
- специалист страхового дела;
- техник по ремонту автотранспорта;
- техник по ремонту и обслуживанию вычислительной техники;
- технолог продукции общественного питания;
- техник по технологии рыбных продуктов;
- финансист;
- маркетолог;
- зоотехник;
- ветфельшер;
- массажист.
С п и с о к 3 Профессии высшего образования
- прикладная математика;
- статистика;
- экономика (бухгалтерский учёт, финансы, кредит, аудит);
- государственное и муниципальное управление;
- таможенное дело;
- специалист по налогообложению;
- экономика и управление торгового и общественного питания;
- экономика и управление туризма;
- экономика и управление гостиничного хозяйства;
- товароведение;
- менеджмент;
- маркетинг;
- библиотечное дело;
- музееведение и экскурсоведение;
- юриспруденция;
- агрономия;
- лесное дело;
- технология деревообработки;
- садово-парковое и ландшафтное строительство;
- лечебное дело;
- ветеринария;
- фармацея;
- психология;
- социология;
- социальная работа;
- политэкономия;
- педагогика (коррекционная педагогика, история, география, филология, иностранный язык, социология, философия человека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данная программа направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА
Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)
Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...
Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...
Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ
Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...
Влияние лидерства в школе на профессиональное самоопределение выпускников
В статье проанализированы влияние конструктивного и деструктивного лидеров, на возможность получения основного общего, среднего общего и профессионального образования их одноклассниками, а также спосо...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ
Материал будет полезен к докладу на родительском собрании...