Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида
консультация (11 класс) по теме

Генкина Сима Григорьевна

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Генкина С. Г.

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида

Одна из з а д а ч специальных школ IV вида — это профориентация выпускников, в основе которой лежит их профессиональная пригодность в связи с возможностями органа зрения.

Определение пригодности поступающих в различные учебные заведения с целью их отбора и зачисления осуществляют: медицинская комиссия — в отношении здоровья, приёмная комиссия — по возрасту, полу, образованию, трудоспособности и желанию поступающего получить избранную им профессию; преподаватели — по психологическому соответствию той или иной профессии, по способностям, склонностям и стремлению, которые поступающие проявляли в процессе обучения в школе.

Если здоровье, состояние зрения, возраст, образование и общая трудоспособность определяются по более или менее объективным данным, то желания, склонности и стремление — только по заявлению самого поступающего, не всегда соответствующему действительности, потому что мотивы его решения во многих случаях не выясняются. Что касается его способностей и их соответствия выбранной профессии, то это выявляется лишь в процессе обучения. Методики психологического отбора контингента учащихся для какой-либо профессии пока ещё нет, хотя она крайне необходима для многих профессий. Поэтому существующая система профессионального отбора по соответствию физического и психического состояния поступающего в то или иное учреждение избранной им профессии не гарантирует отсутствия ошибок ни принимающих, ни поступающих.

Изучение контингента выпускников специальных школ III— IV вида показало, что к моменту окончания школы более половины из них составляют учащиеся со стационарным слабовидением (острота зрения 0,2 с переносимой коррекцией), которые не имеют показаний для трудоустройства в специально созданных условиях. Если к ним добавить немалое количество учащихся со снижением зрения, оканчивающих общеобразовательные школы, в ряде которых организованы классы «Охраны зрения», то становится очевидной потребность в разработках по определению профессиональной пригодности таких выпускников для работы в обычных производственных условиях.

Уточнение результатов профотбора, полученных при зачислении в училища, колледжи, вузы, практически осуществляется уже в процессе обучения. Эту задачу приходится решать педагогам, и поэтому они непременно должны знать психологические и медицинские требования, предъявляемые к профессии.

Действующие положения по профессиональному отбору значительно ограничивают доступность ряда профессий для лиц со сниженным зрением. Однако практика и научные разработки свидетельствуют о более широкой профессиональной пригодности этого контингента. Изучение продуктивности зрительной работы убеждает, что для решения вопроса о профпригодности лиц с нарушением зрения необходим комплексный подход, включающий в себя психологический, социальный и медицинский аспекты, предполагающий профессиональное просвещение учащихся школ, изучение профессиональных интересов выпускников школ III IV видов.

Такой двуэтапный, пролонгированный профессиональный отбор, углублённый вторым его этапом, наиболее оправдывает себя на практике.

Профотбор — это выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с ней трудовые обязанности.

Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других.

Профессиональная пригодность — уровень соответствия физических качеств и психологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка.

Мы попытались осветить вопрос профпригодности только с позиции оценки их зрительной работоспособности в зависимости от функций зрения и причин их снижения с учетом клинического и функционального прогнозов (благоприятный, сомнительный, неблагоприятный).

В решении вопроса о возможностях профессионального обучения следует исходить из того, что доступность чтения обычного плоскопечатного шрифта возможно при остроте зрения 0,2 — 0,3.

Использование очковой коррекции препятствует работе на высоте, при неблагоприятных метеоусловиях, запылённости воздушной среды, при высоких температурах и влажности. В связи с этим лицам, постоянно пользующимся очковой коррекцией, не следует рекомендовать профессии горячих производств, отдельных строительных профессий, кулинарной и хлебопекарной промышленности.

Вместе с тем им при достаточной остроте зрения (0,2 худшим глазом) с коррекцией, доступны профессии слесарного и станочного профиля, радиотехнического,   приборостроительного,  полиграфического и по другим профилям, допускающим ношение очков.

В таблице и в списке приведены профессии, доступные выпускникам школ со сниженной острогой зрения с учетом причин этого снижения, а также противопоказанных факторов и условий труда.

С п и с о к 1 Профессии начального профессионального образования (профессиональные училища, лицеи) и профессии, полученные на рабочих местах

Металлообработка и машиностроение:

  • слесарь механосборочных работ;
  • слесарь-ремонтник;
  • слесарь по ремонту автомобилей;
  • слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы:

  • маляр, штукатур;
  • облицовщик;
  • печатник;
  • столяр;
  • паркетчик;
  • плиточник;
  • монтажник сантехоборудования;
  • сантехник.

Деревообработка:

  • мастер столярного и мебельного производства (столяр отделочных изделий из древесины, сборщик изделий из древесины);
  • станочник по обработке древесины и картона.

Лёгкая промышленность:

  • закройщик;
  • изготовитель изделий из меха;
  • портной;
  • швея;
  • обувщик.

Полиграфическое производство:

  • цереплётчик;
  • брошюровщик.

Общественное питание, торговля:

  • официант;
  • бармен;
  • продавец, продавец-кассир;
  • фасовщик.

Сфера обслуживания:

• ремонт и обслуживание бытовой техники;

  • работник гостиничного хозяйства;
  • мастер по ремонту одежды и обуви;
  • киномеханик.

Должности служащих:

  • бухгалтер;
  • администратор;
  • социальный работник;
  • страховой агент;
  • секретарь-референт;
  • архивариус.

Озеленение и сельское хозяйство:

  • цветовод;
  • мастер зелёного строительства;
  • садовник-дизайнер;
  • плодоовощевод;
  • оператор по переработке плодоовощной продукции;
  • животновод;
  • пчеловод;
  • слесарь-ремонтник сельскохозяйственной техники.

С п и с о к 2 Профессии средне-специального образования (колледжи)

  • менеджер гостиничного сервиса;
  • менеджер туризма;
  • менеджер обслуживания в общественном питании;
  • специалист по документальному обеспечению;
  • архивист;
  • технолог парикмахерского искусства;
  • косметолог;
  • визажист;
  • конструктор-модельер одежды;
  • юрист;
  • социальный педагог;
  • специалист страхового дела;
  • техник по ремонту автотранспорта;
  • техник по ремонту и обслуживанию вычислительной техники;
  • технолог продукции общественного питания;
  • техник по технологии рыбных продуктов;
  • финансист;
  • маркетолог;
  • зоотехник;
  • ветфельшер;
  • массажист.

С п и с о к 3 Профессии высшего образования

  • прикладная математика;
  • статистика;
  • экономика (бухгалтерский учёт, финансы, кредит, аудит);
  • государственное и муниципальное управление;
  • таможенное дело;
  • специалист по налогообложению;
  • экономика и управление торгового и общественного питания;
  • экономика и управление туризма;
  • экономика и управление гостиничного хозяйства;
  • товароведение;
  • менеджмент;
  • маркетинг;
  • библиотечное дело;
  • музееведение и экскурсоведение;
  • юриспруденция;
  • агрономия;
  • лесное дело;
  • технология деревообработки;
  • садово-парковое и ландшафтное строительство;
  • лечебное дело;
  • ветеринария;
  • фармацея;
  • психология;
  • социология;
  • социальная работа;
  • политэкономия;
  • педагогика (коррекционная педагогика, история, география, филология, иностранный язык, социология, философия человека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО ФИЗИКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Собран материал о работе Ресурсного центра по физике на базе МБОУ "Верхнеуслонская гимназия"...

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)

Особенности профессионального самоопределения выпускников школ III-IV вида (таблица)...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Влияние лидерства в школе на профессиональное самоопределение выпускников

В статье проанализированы влияние конструктивного и деструктивного лидеров, на возможность получения основного общего, среднего общего и профессионального образования их одноклассниками, а также спосо...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ

Материал будет полезен к докладу на родительском собрании...