Социальная технология "Веселые картинки" (нетрадиционные техники рисования)
методическая разработка на тему
Предлагаю ознакомиться с социальной технологией "Веселые картинки", которая направлена на формирование изобразительных умений у умственно отсталых детей. В ней представлена подборка нетрадиционных техник рисования и методические рекомендации по их применению в работе с умственно отсталыми детьми, начиная с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_kartinki.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГСУСОССЗН
«Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей»
Социальная технология
«Веселые картинки
(нетрадиционные техники рисования)»
Составила: воспитатель Лямкина С.В.
Щекино
2007
Аннотация
Социальная технология «Веселые картинки» направлена на формирование изобразительных умений у умственно отсталых детей. В ней представлена подборка нетрадиционных техник рисования и методические рекомендации по их применению в работе с умственно отсталыми детьми, начиная с дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сфер, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи умственно отсталых детей. Использование нетрадиционных техник рисования усиливает коррекционно-педагогическую значимость изобразительной деятельности, позволяя пробудить и удержать интерес детей с умственной отсталостью к изобразительной деятельности, вызвать их активность. В результате систематической изобразительной деятельности развиваются моторная и сенсорная функции. Сенсомоторное развитие, в свою очередь, влияет на развитие познавательной функции. Все это в процессе социализации умственно отсталого ребенка позволяет ему успешнее осваивать различные виды деятельности, то есть возрастают возможности его интеграции в общество.
Предлагаемая технология может быть использована воспитателями, дефектологами, педагогами дополнительного образования, работающими с глубоко умственно отсталыми детьми в условиях специальных учреждений.
Введение
В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в диагностических целях, а в дефектологии и в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка. Поэтому справедливо, что в системе обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей занятия изобразительным искусством имеют особое значение.
Задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить умственно отсталых детей рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы преодолеть или сгладить присущие им недостатки в процессе занятий изобразительным искусством.
В комплексе с другими учебными предметами рисование оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитие личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить умственно отсталых детей приемам рисования, но и знакомить их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в игровой форме, выражать свои чувства с помощью цвета, обеспечить достаточное количество повторений учебного материала.
В отечественной психолого-педагогической литературе описан опыт применения нетрадиционных техник рисования с нормально развивающимися детьми дошкольного возраста (Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред Р.Г.Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006), а также в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Классикс Стиль, 2004). Авторы отмечают высокую эффективность нетрадиционных техник изобразительной деятельности при обучении детей дошкольного возраста, их коррекционную направленность, которые достигаются, прежде всего, за счет повышения интереса (мотивированности) к предлагаемой деятельности, необычного использования обычных материалов. В этих техниках не выдвигается высоких требований к начальным умениям, что особенно важно для умственно отсталых детей. Также серьезным преимуществом является и то, что данные техники не требуют значительных материальных затрат.
Исходя из положения Л.С.Выготского о том, что развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и нормально развивающегося было решено использовать нетрадиционные техники рисования и в обучении дошкольников с умственной отсталостью. В Головеньковском детском доме данные техники используются с 2002 года. За это время были получены положительные результаты, которые подтвердили эффективность использования нетрадиционных техник в работе с умственно отсталыми детьми.
Показания к использованию социальной технологии
Данная технология может быть использована в работе с детьми 4 – 18 лет, страдающими следующими видами психопатологии:
- умственная отсталость F-70 – F-72 (легкая, умеренная и тяжелая);
- органическое поражение ЦНС;
- шизофрения;
- нарушение поведения;
- эпилепсия с изменениями личности.
Степень утраты трудоспособности влияет на вид участия в осуществлении технологии (активное или пассивное), но не является абсолютным противопоказанием для участия в ней.
Противопоказания к использованию социальной технологии
Противопоказаниями к использованию данной технологии являются:
- категорический отказ воспитанника от участия в данном виде деятельности;
- тяжелые физические недуги, препятствующие фактическому осуществлению технологии.
Материально-техническое обеспечение социальной технологии
Для осуществления данной технологии необходимы:
- бумага разной плотности (альбомная, картон, тетрадная, цветная, бархатная, салфетки);
- краски (акварельные, гуашевые);
- кисти;
- губка или кусочек поролона;
- фломастеры;
- карандаши (простые и цветные);
- цветные мелки;
- белый воск или свеча;
- хозяйственное мыло;
- ластик;
- кусочки пенопласта, поролона, ваты;
- стержень от ручки без чернил или слегка заостренная палочка (пластмассовая, деревянная или металлическая).
Описание социальной технологии
Реализация предлагаемой технологии осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный:
I.1. Выявление общего числа воспитанников, которым данный вид деятельности интересен или рекомендован по медико-психолого-педагогическим показаниям.
I.2. Комплектование групп: должно осуществляться с учетом актуального уровня развития, диагноза, уровня речевого развития.
I.3. Привлечение внимания детей к изобразительной деятельности, обеспечение интереса и мотивации за счет демонстрации наглядного материала, выполненного в нетрадиционных техниках, создания педагогом различных изображений на глазах у детей.
II этап – основной: проведение занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых) по обучению детей нетрадиционным техникам рисования:
II.1. Ознакомление детей с различными нетрадиционными техниками рисования:
Название техники | Описание техники |
Рисование по-мокрому. | Сначала лист смачивают чистой водой кистью. Затем рисуют, наносят цвета, вливают их друг в друга. |
Рисование на мятой бумаге. | До начала рисования лист бумаги сминают, затем расправляют и только потом начинают рисовать. |
Мятый рисунок. | Рисунок, выполненный гуашью или акварельными красками, сминают, затем расправляют, берут губку или большую кисть и смывают большим количеством воды. В результате получается «состаренный» рисунок с интересными разводами, усиленной интенсивностью цвета в изгибах бумаги. |
Рисование мелками по бархатной бумаге. | Техника выполнения та же, что и карандашом. |
Рисование воском. | На белом (или цветном) листе бумаги выполняется рисунок белым воском. Затем лист полностью покрывается краской и становится видимым восковой рисунок. Данная техника имеет второе название «Волшебные рисунки». |
Монотипия (моно – один, типос – отпечаток). | На плотную бумагу наносится рисунок красками, разведенными мылом, затем прикладывается чистый лист бумаги, проглаживается валиком и аккуратно снимается. |
Кляксография. | Техника та же, что и в монотипии, но выполняется не рисунок, а хаотично расположенные кляксы, которые потом дорисовываются после оттиска и превращаются в причудливые рисунки. |
Печатанье. | Возможны варианты: - рисование бумагой, ваткой, губкой; - рисование пальчиками; - печатанье подручными материалами (пробковая крышка, ластик); - отпечаток формы кисти (примакивание); - штампики (есть в продаже); - формы, вырезанные из овощей и фруктов. |
Рисование ластиком по затушеванной бумаге. | Лучше бумагу затушевывать простым карандашом. |
Граттаж (графика на воске). | Лист натирается воском, затем покрывается тушью, после высыхания рисунок процарапывается острым предметом (детям лучше давать для процарапывания стержень без пасты). |
II.2. Обучение детей выполнению рисунков нетрадиционными техниками на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях.
II.3. Выполнение детьми работ для украшения интерьера детского дома, сувениров под руководством педагогов.
III этап – заключительный:
III.1. Анализ деятельности в форме бесед с детьми. При этом необходимо использовать безоценочную систему, то есть не оценивать детские работы, а обсудить те эмоции, которые дети пережили в процессе работы, выяснить какие техники, какие работы им больше нравятся.
III.2. Организация выставок детских работ в группах, интернате. Украшение интерьера детского дома детскими работами.
Эффективность использования социальной технологии
Социальная технология «Веселые картинки (нетрадиционные техники рисования)» направлена на развитие графических, изобразительных умений у умственно отсталых детей, на их общее психическое развитие и личность в целом. Технология позволяет эффективнее осуществлять учебный процесс, организовать досуг умственно отсталых детей, а также способствует снятию эмоционального напряжения и стабилизации их общего состояния.
Предлагаемая технология начала использоваться в Головеньковском детском доме для умственно отсталых слепых детей с 2002 года.
Сначала технология реализовывалась в группе мальчиков I года обучения. Занятия, предусмотренные технологией, проводились во внеучебное время. По прошествии первого года работы по данной технологии был проведен анализ результатов и выявлена положительная динамика в развитии графических, изобразительных умений детей: у детей удалось вызвать довольно устойчивый интерес к изобразительной деятельности, ребята стали более уверенно действовать с красками, карандашами, быстрее и легче запоминать сенсорные эталоны (цвета, формы, величины), появилась самостоятельность в изобразительной деятельности. Ребята стали рисовать в свободное время, старались украсить своими рисунками спальни, помещения корпуса. Также было отмечено улучшение поведения и общего состояния воспитанников. В результате технология стала применяться в других группах.
Занятия, предлагаемые в данной технологии, могут проводиться и как кружковые, и как индивидуальные коррекционные, и как элементы уроков рисования.
Для оценивания эффективности работы по предлагаемой технологии используется следующая система:
Баллы Критерии | 0 | 1 | 2 | 3 |
Наличие интереса к деятельности | Не проявляет интереса, отказывается от деятельности | Проявляет кратковременный интерес как наблюдатель, сам не включается в деятельность. | Проявляет устойчивый интерес, пытается действовать совместно с педагогом | Проявляет устойчивый интерес, пытается действовать самостоятельно |
Эмоциональный отклик | Безразличие или неадекватные эмоции | Слабо выраженные эмоции, не соответствующие успешности (неуспешности) | Слабо выраженные эмоции адекватные успешности (неуспешности) | Выраженные эмоции адекватные успешности (неуспешности) |
Технические и графические умения | Не сформирова- ны | Сформированы частично (необходима помощь) | Сформированы частично (необходим контроль) | Сформированы полностью |
Самостоятель- ность выполнения действий | Действует совместно с педагогом | Действует по показу педагога | Действует по образцу | Действует самостоятельно |
Количественный и качественный анализ полученных данных, а также качественный анализ детских работ позволяют выявить динамику в развитии графических, изобразительных навыков у умственно отсталых детей.
Таким образом, эффективность использования технологии «Веселые картинки» доказана опытным путем. Перспективность данной технологии видится в использовании ее в кружковой работе, в дальнейшем отборе и адаптации нетрадиционных техник изобразительной деятельности для работы с умственно отсталыми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Польза от рисования пальчиками. Знакомство родителей и детей с техникой рисования.
Развитие мелкой моторики кисти ребенка способствует развитию речи в раннем дошкольном возрасте. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый...
Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"
Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...
Технологическая карта Техника: «Рисование кисточкой и пальчиком» «Жирафы. Рисование гуашью.»
Технологическая картаТехника: «Рисование кисточкой и пальчиком» «Жирафы. Рисование гуашью.»...
Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».
Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....
План-конспект занятия "Рисование животных(техника рисования углем)"
План-конспект занятия "Рисование животных (техника рисования углем)"...
Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"
Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.Тема: «Рисование осенних листьев».Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать в...