Социальная технология "Веселые картинки" (нетрадиционные техники рисования)
методическая разработка на тему

Лямкина Светлана Викторовна

Предлагаю ознакомиться с социальной технологией "Веселые картинки", которая направлена на формирование изобразительных умений у умственно отсталых детей. В ней представлена подборка нетрадиционных техник рисования и методические рекомендации по их применению в работе с умственно отсталыми детьми, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_kartinki.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГСУСОССЗН

«Головеньковский детский дом-интернат для умственно отсталых слепых детей»

Социальная технология

 «Веселые картинки

(нетрадиционные техники рисования)»

 Составила: воспитатель Лямкина С.В.

Щекино

2007

Аннотация

Социальная технология «Веселые картинки» направлена на формирование изобразительных умений у умственно отсталых детей. В ней представлена подборка нетрадиционных техник рисования и методические рекомендации по их применению в работе с умственно отсталыми детьми, начиная с дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сфер, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи умственно отсталых детей. Использование нетрадиционных техник рисования усиливает коррекционно-педагогическую значимость изобразительной деятельности, позволяя  пробудить и удержать интерес детей с умственной отсталостью к  изобразительной деятельности, вызвать  их активность. В результате систематической изобразительной деятельности развиваются моторная и сенсорная функции. Сенсомоторное развитие, в свою очередь, влияет на развитие познавательной функции. Все это в процессе социализации умственно отсталого ребенка позволяет ему успешнее осваивать различные виды деятельности, то есть возрастают возможности его интеграции в общество.

Предлагаемая технология может быть использована воспитателями, дефектологами, педагогами дополнительного образования, работающими с глубоко умственно отсталыми детьми в условиях специальных учреждений.


Введение

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в диагностических целях, а в дефектологии и в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка. Поэтому справедливо, что в системе обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей занятия изобразительным искусством имеют особое значение.

Задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить умственно отсталых детей рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы преодолеть или сгладить присущие им недостатки в процессе занятий изобразительным искусством.

В комплексе с другими учебными предметами рисование оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитие личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить умственно отсталых детей приемам рисования, но и знакомить их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в игровой форме, выражать свои чувства с помощью цвета, обеспечить достаточное количество повторений учебного материала.

В отечественной психолого-педагогической литературе описан опыт применения нетрадиционных техник рисования с нормально развивающимися детьми дошкольного возраста (Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред Р.Г.Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006), а также в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Классикс Стиль, 2004). Авторы отмечают высокую эффективность нетрадиционных техник изобразительной деятельности при обучении детей дошкольного возраста, их коррекционную направленность, которые достигаются, прежде всего, за счет повышения  интереса (мотивированности) к предлагаемой деятельности, необычного использования обычных материалов. В этих техниках не выдвигается высоких требований к начальным умениям, что особенно важно для умственно отсталых детей. Также серьезным преимуществом является и то, что данные техники не требуют значительных материальных затрат.

Исходя из положения Л.С.Выготского о том, что развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и нормально развивающегося было решено использовать нетрадиционные техники рисования и в обучении дошкольников с умственной отсталостью. В Головеньковском детском доме данные техники используются с 2002 года. За это время были получены положительные результаты, которые подтвердили эффективность использования нетрадиционных техник в работе с умственно отсталыми детьми.

Показания к использованию социальной технологии

Данная технология может быть использована в работе с детьми 4 – 18 лет, страдающими следующими видами психопатологии:

  • умственная отсталость  F-70 – F-72 (легкая, умеренная и тяжелая);
  • органическое поражение ЦНС;
  • шизофрения;
  • нарушение поведения;
  • эпилепсия с изменениями личности.

Степень утраты трудоспособности влияет на вид участия в осуществлении технологии (активное или пассивное), но не является абсолютным противопоказанием для участия в ней.

Противопоказания к использованию социальной технологии

Противопоказаниями к использованию данной технологии являются:

-        категорический отказ воспитанника от участия в данном виде деятельности;

-        тяжелые физические недуги, препятствующие фактическому осуществлению технологии.

Материально-техническое обеспечение социальной технологии

Для осуществления данной технологии необходимы:

  • бумага разной плотности (альбомная, картон, тетрадная, цветная, бархатная, салфетки);
  • краски (акварельные, гуашевые);
  • кисти;
  • губка или кусочек поролона;
  • фломастеры;
  • карандаши (простые и цветные);
  • цветные мелки;
  • белый воск или свеча;
  • хозяйственное мыло;
  • ластик;
  • кусочки пенопласта, поролона, ваты;
  • стержень от ручки без чернил или слегка заостренная палочка (пластмассовая, деревянная или металлическая).

Описание социальной технологии

Реализация предлагаемой технологии осуществляется поэтапно:

I этап – подготовительный:

I.1. Выявление общего числа воспитанников, которым данный вид деятельности интересен или рекомендован по медико-психолого-педагогическим показаниям.

I.2. Комплектование групп: должно осуществляться с учетом актуального уровня развития, диагноза, уровня речевого развития.

I.3. Привлечение внимания детей к изобразительной деятельности, обеспечение интереса и мотивации за счет демонстрации наглядного материала, выполненного в нетрадиционных техниках, создания педагогом различных изображений на глазах у детей.

II этап – основной: проведение занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых) по обучению детей нетрадиционным техникам рисования:

II.1. Ознакомление детей с различными нетрадиционными техниками рисования:

Название техники

Описание техники

Рисование по-мокрому.

Сначала лист смачивают чистой водой кистью. Затем рисуют, наносят цвета, вливают их друг в друга.

Рисование на мятой бумаге.

До начала рисования лист бумаги сминают, затем расправляют и только потом начинают рисовать.

Мятый рисунок.

Рисунок, выполненный гуашью или акварельными красками, сминают, затем расправляют, берут губку или большую кисть и смывают большим количеством воды. В результате получается «состаренный» рисунок с интересными разводами, усиленной интенсивностью цвета в изгибах бумаги.

Рисование мелками по бархатной бумаге.

Техника выполнения та же, что и карандашом.

Рисование воском.

На белом (или цветном) листе бумаги выполняется рисунок белым воском. Затем лист полностью покрывается краской и становится видимым восковой рисунок. Данная техника имеет второе название «Волшебные рисунки».

Монотипия (моно – один, типос – отпечаток).

На плотную бумагу наносится рисунок красками, разведенными мылом, затем прикладывается чистый лист бумаги, проглаживается валиком и аккуратно снимается.

Кляксография.

Техника та же, что и в монотипии, но выполняется не рисунок, а хаотично расположенные кляксы, которые потом дорисовываются после оттиска и превращаются в причудливые рисунки.

Печатанье.

Возможны варианты:

- рисование бумагой, ваткой, губкой; 

- рисование пальчиками;

- печатанье подручными материалами (пробковая крышка, ластик);

- отпечаток формы кисти (примакивание);

- штампики (есть в продаже);

- формы, вырезанные из овощей и фруктов.

Рисование ластиком по затушеванной бумаге.

Лучше бумагу затушевывать простым карандашом.

Граттаж (графика на воске).

Лист натирается воском, затем покрывается тушью, после высыхания рисунок процарапывается острым предметом (детям лучше давать для процарапывания стержень без пасты).

        II.2. Обучение детей выполнению рисунков нетрадиционными техниками на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях.

II.3. Выполнение детьми работ для украшения интерьера детского дома, сувениров под руководством педагогов.

III этап – заключительный:

III.1. Анализ деятельности в форме бесед с детьми. При этом необходимо использовать безоценочную систему, то есть не оценивать детские работы, а обсудить те эмоции, которые дети пережили в процессе работы, выяснить какие техники, какие работы им больше нравятся.

III.2. Организация выставок детских работ в группах, интернате. Украшение интерьера детского дома детскими работами.

Эффективность использования социальной технологии

Социальная технология «Веселые картинки (нетрадиционные техники рисования)» направлена на развитие графических, изобразительных умений у умственно отсталых детей, на их общее психическое развитие и личность в целом. Технология позволяет эффективнее осуществлять учебный процесс, организовать досуг умственно отсталых детей, а также способствует снятию эмоционального напряжения и стабилизации их общего состояния.

Предлагаемая технология начала использоваться в Головеньковском детском доме для умственно отсталых слепых детей с 2002 года.

Сначала технология реализовывалась в группе мальчиков I года обучения. Занятия, предусмотренные технологией, проводились во внеучебное время. По прошествии первого года работы по данной технологии был проведен анализ результатов и выявлена положительная динамика в развитии графических, изобразительных умений детей: у детей удалось вызвать довольно устойчивый интерес к изобразительной деятельности, ребята стали более уверенно действовать с красками, карандашами, быстрее и легче запоминать сенсорные эталоны (цвета, формы, величины), появилась  самостоятельность в изобразительной  деятельности. Ребята стали рисовать в свободное время, старались украсить своими рисунками спальни, помещения корпуса. Также было отмечено улучшение поведения и общего состояния воспитанников. В результате технология стала применяться в других группах.

Занятия, предлагаемые в данной технологии,  могут проводиться и как кружковые, и как индивидуальные коррекционные, и как элементы уроков рисования.

Для оценивания эффективности работы по предлагаемой технологии используется  следующая система:

Баллы

Критерии

0

1

2

3

Наличие интереса к деятельности

Не проявляет интереса, отказывается от деятельности

Проявляет кратковременный интерес как наблюдатель, сам не включается в деятельность.

Проявляет устойчивый интерес, пытается действовать совместно с педагогом

Проявляет устойчивый интерес, пытается действовать самостоятельно

Эмоциональный отклик

Безразличие или неадекватные эмоции

Слабо выраженные эмоции, не соответствующие успешности (неуспешности)

Слабо выраженные эмоции адекватные успешности (неуспешности)

Выраженные эмоции адекватные успешности (неуспешности)

Технические и графические умения

Не сформирова-

ны

Сформированы частично (необходима помощь)

Сформированы частично (необходим контроль)

Сформированы полностью

Самостоятель-

ность выполнения действий

Действует совместно с педагогом

Действует по показу педагога

Действует по образцу

Действует самостоятельно

Количественный и качественный анализ полученных данных, а также качественный анализ детских работ позволяют выявить динамику в развитии графических, изобразительных навыков у умственно отсталых детей.

Таким образом, эффективность использования технологии «Веселые картинки» доказана опытным путем. Перспективность данной технологии видится в использовании ее в кружковой работе, в дальнейшем отборе и адаптации нетрадиционных техник изобразительной деятельности для работы с умственно отсталыми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Польза от рисования пальчиками. Знакомство родителей и детей с техникой рисования.

Развитие мелкой моторики кисти ребенка способствует развитию речи в раннем дошкольном возрасте. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Технологическая карта Техника: «Рисование кисточкой и пальчиком» «Жирафы. Рисование гуашью.»

Технологическая картаТехника: «Рисование кисточкой и пальчиком» «Жирафы. Рисование гуашью.»...

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....

План-конспект занятия "Рисование животных(техника рисования углем)"

План-конспект занятия "Рисование животных (техника рисования углем)"...

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования по теме "Рисование осенних листьев"

Урок ИЗО в нетрадиционной технике рисования отпечатком губки для детей со сложными дефектами.Тема: «Рисование осенних листьев».Дидактическая цель урока для обучающихся, воспитанников: показать  в...