конспект урока
план-конспект урока по теме

урок по столярному делу

Тема: «Свойства основных пород древесины»

Цель:

1.  Ознакомить учащихся с основными частями деревьев, их породами и основными свойствами.
2. Коррекция и развитие связной устной речи уча­щихся (обогащение и усложнение словарного запаса). Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости).
3. Воспитывать бережное отношение к деревьям, изделиям из древесины, прививать интерес к профессии столяра.


Оборудование: образцы пород древесины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11-razmetka_i_zapilivanie_shipa.docx91.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Разметка и запиливание шипа».

Цель:

1.  Ознакомить с  технологией изготовления столярного шипа. Совершенствовать навыки работы с ручным столярным инструментом.

2.  Развивать мышление на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля  в процессе выполнения практической деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

  1. Повторение пройденного материала
  • Что   такое  угловое   серединное   соединение   брусков   на сквозной шип? В чем его сущность?
  • От чего зависит прочность указанного соединения?
  • В каких изделиях, имеющихся в мастерской, применяется угловое серединное соединение на сквозной шип?

  1. Сообщение материала урока

Разметка шипа

Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.

Изготовление шипа

Запиливание шипа. После разметки приступают к запиливанию шипа. Эту операцию выполняют с помощью лучковых шиповых пил с шириной полотна 40— 50 мм или ножовок. Зубья у таких пил прямоугольной формы, высотой 3—5 мм. Перед пилением брусок закрепляют в заднем или боковом зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Так, например, в боковом зажиме крепят очень широкие или длинные (более 1 м) детали. Запомните, что при запиливании шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок, а при долблении гнезда стамеску устанавливают внутри проушины, но рядом с риской.

Последовательность операций при запиливании шипа:

  1. Подготовить пилу к работе.
  2. Закрепить брусок в зажиме верстака.
  3. Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от нее).
  4. Осторожно сделать первый короткий разрез.
  5. Контролируя работу по линиям разметки, запилить половину шипа
  6. Сделать такой же пропил с другой стороны шипа.
  7. Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие   операции, закончить пропил до линии разметки.

Спиливание щечек. 

Для этой операции применяются пилы шириной полотна 35—50 мм и мелкими зубьями высотой 2—4 мм, имеющими форму прямоугольного треугольника. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. Проще всего работать, прижав брусок к упору на верстаке, но такая операция требует от учащихся определенных навыков и довольно утомительна.

При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа.

Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо очень внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.

Подгонка шипа к гнезду. Опытный столяр выполняет элементы соединения так, что шип плотно входит в гнездо. Такое соединение очень прочное и надежное.

Но иногда из-за погрешностей в разметке и изготовлении шип или совсем не входит в гнездо, или, наоборот, остаются очень большие зазоры. В первом случае приходится подгонять шип к гнезду, удаляя стамеской или напильником лишний материал. Это вынужденные, дополнительные операции, на них затрачивается много времени. Так что намного быстрее и лучше сразу качественно размечать и изготавливать шип и гнездо. Во втором случае, когда шип значительно меньше гнезда, соединения не получится — это брак.

  1. Практическая работа

Разметка и запиливание шипа на материалоотходах. Контроль выполнения работы.

  1. Подведение итогов урока

Анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причин и способов устранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...