Программа коррекции нарушений навыка работы над текстом на уроках истории
рабочая программа (7 класс) по теме

Щербина Валентина Тимофеевна

Учащиеся 7 класса с ОВЗ в большей степени не умеют работать с текстом учебника и дидактического материала в силу своих специфических особенностей, которые заключаются в вязкости мышления, неумении составлять план своего высказывания, неумении высказываться на заданную тему. Предлагаемая программа позволит коррегировать данные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_individualnoy_korrektsii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

В начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности навыка работы над текстом школьников с умственной отсталостью на уроках истории с целью выявления уровня сформированности навыка работы над текстом и планирования коррекционной работы по данному направлению на уроках истории.

Проведенная диагностика показала, что учащиеся 7 класса в большей степени не умеют работать с текстом учебника и дидактического материала в силу своих специфических особенностей, которые заключаются в  вязкости мышления, неумении составлять план своего высказывания, неумении высказываться на заданную тему и т.д.

Особое беспокойство вызвал учащийся данного класса Сергей Н., который показал практически самый низкий уровень сформированности навыка работы над текстом в классе. Мальчик характеризуется повышенной активностью, непостоянством интересов, высокой отвлекаемостью. Внимание рассеянное, неустойчивое. Память кратковременная, объем – маленький. Подросток с трудом выполняет задания, данные ему учителем, самостоятельно практически не работает.

По результатам наблюдений были выявлены следующие нарушения:

  • Не всегда понимает прочитанное;
  • Не владеет пересказом;
  • Самостоятельно не отвечает на вопросы;
  • Нет осознанности чтения;
  • Не умеет составлять план текста.

По квалификации трудностей овладения навыком чтения и работой с текстом (по Локаловой Н.П.) выявлены следующие группы трудностей:

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов;

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Для достижения поставленных целей и задач на уроках истории будут использоваться словесные, наглядные и практические методы обучения. Приемы работы планируются самые разнообразные:

  • Знакомство с лексическим значением новых слов и терминов.
  • Чтение текста по абзацам (чередование чтения вслух и «про себя»).
  • Нахождение новых слов и терминов в тексте при чтении «про себя».
  • Ответы на вопросы учителя по абзацам.
  • Ответы на вопросы учителя по тексту.
  • Выделение главной мысли текста.
  • Игра «Словарное лото»: соотнести лексическое значение слова с изображением на картинке.
  • использование правильных терминов в названии предметов, изображенных на картинке.
  • Знакомство с лексическим значением новых слов и терминов.
  • Многократное чтение текста с нахождением в нем новых слов и терминов.
  • Выделение в тексте важных смысловых отрезков (абзацев).
  • Выделение главной мысли в каждом смысловом отрезке.
  • Пересказ смысловых отрезков.
  • Чтение текста «про себя».
  • Подробный и последовательный пересказ текста с использованием новых слов  терминов.
  • Чтение текста с нахождением в нем незнакомых слов.
  • Нахождение лексического значения нового слова среди слов, напечатанных в конце текста.
  • Деление текста на смысловые отрезки.
  • Выделение главной мысли в каждом смысловом отрезке.
  • Оформление главной мысли смыслового отрезка в виде вопроса.
  • Запись вопросов в тетрадь по истории.
  • Ответы на составленные вопросы.
  • Чтение текста «про себя».
  • Ответы на вопросы учителя по тексту.
  • Чтение «про себя» с выбором незнакомых слов из текста.
  • Нахождение лексического значения слова  в словаре.
  • Чтение вслух с соотнесением отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге.
  • Ответы на вопросы учителя с опорой на наглядность (настенная картина, карта).
  • Составление плана с помощью учителя в форме вопросов.
  • Запись вопросов в тетрадь.
  • Самостоятельный пересказ по плану с показом соответствующих событий на сюжетных картинах.
  • Установление сходства и различия изученного текста с конкретной жизненной ситуацией.
  • Составление макета к тексту.
  • Чтение текста вслух
  • Деление текста на смысловые отрезки.
  • Озаглавливание смысловых отрезков.
  • Составление плана с помощью учителя по заголовкам в виде назывных предложений.
  • Запись плана в тетрадь.
  • Пересказ по плану.
  • Самостоятельное  составление плана к тексту в форме вопросов.

Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы в системе реализации программы, мы можем говорить о планируемых результатах. В результате работы учащийся должен:

  • Понимать прочитанное;
  • Владеть пересказом;
  • Самостоятельно отвечать на вопросы;
  • Владеть осознанным чтением;
  • Составлять план текста.

Период, за который учащийся должен овладеть всеми этими навыками  - I полугодие учебного года, в конце второй четверти необходимо провести контрольное диагностирование и составить план дальнейшей коррекционной работы с учетом выявленных нарушений и имеющихся достижений.



Программа коррекции нарушений навыка чтения (работы над текстом)

ФИО ученика     Сергей Н.


ФИО учителя Щербина В.Т.

Класс ____7____       Учебный год   2013-2014


Период реализации программы  I  полугодие

Выявленное нарушение навыка чтения (работы над текстом)

Группа трудностей

Планируемый результат

Методы

Формы и приемы

Формы организации

Сроки достижения

Реальный результат

коррекции

Не всегда понимает прочитанное

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов;

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Понимает прочитанное

Словесный









Словесный








Игровой, наглядный

  1. Знакомство с лексическим значением новых слов и терминов.
  2. Чтение текста по абзацам (чередование чтения вслух и «про себя»).
  3. Нахождение новых слов и терминов в тексте при чтении «про себя».


  1.  Ответы на вопросы учителя по абзацам.
  2. Ответы на вопросы учителя по тексту.
  3. Выделение главной мысли текста.



  1. Игра «Словарное лото»: соотнести лексическое значение слова с изображением на картинке.
  2. использование правильных терминов в названии предметов, изображенных на картинке.

Урок

I  четверть

Не владеет пересказом

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов;

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Владеет пересказом




Самостоятельно отвечает на вопросы

Словесный

 





Словесный



















Словесный

  1. Знакомство с лексическим значением новых слов и терминов.
  2. Многократное чтение текста с нахождением в нем новых слов и терминов.


  1. Выделение в тексте важных смысловых отрезков (абзацев).
  2. Выделение главной мысли в каждом смысловом отрезке.
  3. Пересказ смысловых отрезков.
  4. Чтение текста «про себя».













  1. Подробный и последовательный пересказ текста с использованием новых слов  терминов.

Урок

I  четверть

Самостоятельно не отвечает на вопросы.

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов;

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Самостоятельно отвечает на вопросы.

Словесный







Практический

















Словесный

  1. Чтение текста с нахождением в нем незнакомых слов.
  2. Нахождение лексического значения нового слова среди слов, напечатанных в конце текста.


  1. Деление текста на смысловые отрезки.
  2. Выделение главной мысли в каждом смысловом отрезке.
  3. Оформление главной мысли смыслового отрезка в виде вопроса.
  4. Запись вопросов в тетрадь по истории.
  5. Ответы на составленные вопросы.
  6. Чтение текста «про себя».







  1. Ответы на вопросы учителя по тексту.

Урок

I  четверть

Нет осознанности чтения

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов;

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Владеет осознанным чтением

Словесный


Словесный


Наглядно-практический


Словесно-наглядный


Словесный



Практический

Словесно-наглядный


Словесный

  1. Чтение «про себя» с выбором незнакомых слов из текста.
  2. Нахождение лексического значения слова  в словаре.
  3. Чтение вслух с соотнесением отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге.
  4. Ответы на вопросы учителя с опорой на наглядность (настенная картина, карта).
  5. Составление плана с помощью учителя в форме вопросов.
  6. Запись вопросов в тетрадь.
  7. Самостоятельный пересказ по плану с показом соответствующих событий на сюжетных картинах.
  8. Установление сходства и различия изученного текста с конкретной жизненной ситуацией.
  9. Составление макета к тексту.

Урок

I  полугодие

Не умеет составлять план текста

I группа трудностей:

Недостатки формирования двигательных навыков чтения.

II группа трудностей:

Формирование когнитивного компонента навыка чтения.

Недостатки в развитии познавательных процессов;

Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);

Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).

Составляет план текста

Словесный

Словесный


Словесный


Словесный




Практический

  1. Чтение текста вслух
  2. Деление текста на смысловые отрезки.
  3. Озаглавливание смысловых отрезков.
  4. Составление плана с помощью учителя по заголовкам в виде назывных предложений.
  5. Запись плана в тетрадь.
  6. Пересказ по плану.
  7. Самостоятельное  составление плана к тексту в форме вопросов.

Урок

I  полугодие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".

Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....

Навыки работы с текстом на уроках немецкого языка

Чтение текстов на уроках немецкого языка рассматривается как самостоятельный вид деятельности.Обучение чтению подчинено формированию навыков устной речи Важным моментом является содержание  и пра...