Программа коррекции нарушений навыка работы над текстом на уроках истории
рабочая программа (7 класс) по теме
Учащиеся 7 класса с ОВЗ в большей степени не умеют работать с текстом учебника и дидактического материала в силу своих специфических особенностей, которые заключаются в вязкости мышления, неумении составлять план своего высказывания, неумении высказываться на заданную тему. Предлагаемая программа позволит коррегировать данные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnoy_korrektsii.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
В начале учебного года была проведена диагностика уровня сформированности навыка работы над текстом школьников с умственной отсталостью на уроках истории с целью выявления уровня сформированности навыка работы над текстом и планирования коррекционной работы по данному направлению на уроках истории.
Проведенная диагностика показала, что учащиеся 7 класса в большей степени не умеют работать с текстом учебника и дидактического материала в силу своих специфических особенностей, которые заключаются в вязкости мышления, неумении составлять план своего высказывания, неумении высказываться на заданную тему и т.д.
Особое беспокойство вызвал учащийся данного класса Сергей Н., который показал практически самый низкий уровень сформированности навыка работы над текстом в классе. Мальчик характеризуется повышенной активностью, непостоянством интересов, высокой отвлекаемостью. Внимание рассеянное, неустойчивое. Память кратковременная, объем – маленький. Подросток с трудом выполняет задания, данные ему учителем, самостоятельно практически не работает.
По результатам наблюдений были выявлены следующие нарушения:
- Не всегда понимает прочитанное;
- Не владеет пересказом;
- Самостоятельно не отвечает на вопросы;
- Нет осознанности чтения;
- Не умеет составлять план текста.
По квалификации трудностей овладения навыком чтения и работой с текстом (по Локаловой Н.П.) выявлены следующие группы трудностей:
I группа трудностей:
Недостатки формирования двигательных навыков чтения.
II группа трудностей:
Формирование когнитивного компонента навыка чтения.
Недостатки в развитии познавательных процессов;
Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения);
Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста).
Для достижения поставленных целей и задач на уроках истории будут использоваться словесные, наглядные и практические методы обучения. Приемы работы планируются самые разнообразные:
- Знакомство с лексическим значением новых слов и терминов.
- Чтение текста по абзацам (чередование чтения вслух и «про себя»).
- Нахождение новых слов и терминов в тексте при чтении «про себя».
- Ответы на вопросы учителя по абзацам.
- Ответы на вопросы учителя по тексту.
- Выделение главной мысли текста.
- Игра «Словарное лото»: соотнести лексическое значение слова с изображением на картинке.
- использование правильных терминов в названии предметов, изображенных на картинке.
- Знакомство с лексическим значением новых слов и терминов.
- Многократное чтение текста с нахождением в нем новых слов и терминов.
- Выделение в тексте важных смысловых отрезков (абзацев).
- Выделение главной мысли в каждом смысловом отрезке.
- Пересказ смысловых отрезков.
- Чтение текста «про себя».
- Подробный и последовательный пересказ текста с использованием новых слов терминов.
- Чтение текста с нахождением в нем незнакомых слов.
- Нахождение лексического значения нового слова среди слов, напечатанных в конце текста.
- Деление текста на смысловые отрезки.
- Выделение главной мысли в каждом смысловом отрезке.
- Оформление главной мысли смыслового отрезка в виде вопроса.
- Запись вопросов в тетрадь по истории.
- Ответы на составленные вопросы.
- Чтение текста «про себя».
- Ответы на вопросы учителя по тексту.
- Чтение «про себя» с выбором незнакомых слов из текста.
- Нахождение лексического значения слова в словаре.
- Чтение вслух с соотнесением отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге.
- Ответы на вопросы учителя с опорой на наглядность (настенная картина, карта).
- Составление плана с помощью учителя в форме вопросов.
- Запись вопросов в тетрадь.
- Самостоятельный пересказ по плану с показом соответствующих событий на сюжетных картинах.
- Установление сходства и различия изученного текста с конкретной жизненной ситуацией.
- Составление макета к тексту.
- Чтение текста вслух
- Деление текста на смысловые отрезки.
- Озаглавливание смысловых отрезков.
- Составление плана с помощью учителя по заголовкам в виде назывных предложений.
- Запись плана в тетрадь.
- Пересказ по плану.
- Самостоятельное составление плана к тексту в форме вопросов.
Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы в системе реализации программы, мы можем говорить о планируемых результатах. В результате работы учащийся должен:
- Понимать прочитанное;
- Владеть пересказом;
- Самостоятельно отвечать на вопросы;
- Владеть осознанным чтением;
- Составлять план текста.
Период, за который учащийся должен овладеть всеми этими навыками - I полугодие учебного года, в конце второй четверти необходимо провести контрольное диагностирование и составить план дальнейшей коррекционной работы с учетом выявленных нарушений и имеющихся достижений.
Программа коррекции нарушений навыка чтения (работы над текстом) | |||||||
ФИО ученика Сергей Н. ФИО учителя Щербина В.Т. | Класс ____7____ Учебный год 2013-2014 Период реализации программы I полугодие | ||||||
Выявленное нарушение навыка чтения (работы над текстом) | Группа трудностей | Планируемый результат | Методы | Формы и приемы | Формы организации | Сроки достижения | Реальный результат |
коррекции | |||||||
Не всегда понимает прочитанное | I группа трудностей: Недостатки формирования двигательных навыков чтения. II группа трудностей: Формирование когнитивного компонента навыка чтения. Недостатки в развитии познавательных процессов; Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения); Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста). | Понимает прочитанное | Словесный Словесный Игровой, наглядный |
| Урок | I четверть | |
Не владеет пересказом | I группа трудностей: Недостатки формирования двигательных навыков чтения. II группа трудностей: Формирование когнитивного компонента навыка чтения. Недостатки в развитии познавательных процессов; Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения); Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста). | Владеет пересказом Самостоятельно отвечает на вопросы | Словесный Словесный Словесный |
| Урок | I четверть | |
Самостоятельно не отвечает на вопросы. | I группа трудностей: Недостатки формирования двигательных навыков чтения. II группа трудностей: Формирование когнитивного компонента навыка чтения. Недостатки в развитии познавательных процессов; Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения); Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста). | Самостоятельно отвечает на вопросы. | Словесный Практический Словесный |
| Урок | I четверть | |
Нет осознанности чтения | I группа трудностей: Недостатки формирования двигательных навыков чтения. II группа трудностей: Формирование когнитивного компонента навыка чтения. Недостатки в развитии познавательных процессов; Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения); Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста). | Владеет осознанным чтением | Словесный Словесный Наглядно-практический Словесно-наглядный Словесный Практический Словесно-наглядный Словесный |
| Урок | I полугодие | |
Не умеет составлять план текста | I группа трудностей: Недостатки формирования двигательных навыков чтения. II группа трудностей: Формирование когнитивного компонента навыка чтения. Недостатки в развитии познавательных процессов; Искажение смысла слова, непонимание переносного смысла слов, фраз, дословный пересказ (медленный темп чтения); Недостатки в развитии памяти (ограниченный запас слов, нарушена последовательность изложения текста). | Составляет план текста | Словесный Словесный Словесный Словесный Практический |
| Урок | I полугодие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"
В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания
Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...
Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".
Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....
Навыки работы с текстом на уроках немецкого языка
Чтение текстов на уроках немецкого языка рассматривается как самостоятельный вид деятельности.Обучение чтению подчинено формированию навыков устной речи Важным моментом является содержание и пра...