Рабочая программа по истории 6 класс 8 вид
рабочая программа (6 класс) по теме
Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида. | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»
«Утверждаю» "Согласовано" «Рассмотрено»
Директор ОУ зам. директора по УВР на заседании МО
Протокол №_____
______________ _______________ _________________
«__»_______2013г. «__»_______2013г «__»_______2013г.
Рабочая программа
История 6 класс
(для учащихся VIII вида)
Индивидуальное обучение
2013-2014 учебный год
Учитель: Антипина Валентина Михайловна
Всего часов на изучение программы: 35.
Количество часов в неделю: 1ч.
Настоящая рабочая программа составлена:
На основе программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
Учебно - методическое обеспечение.
1.Программа 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: Просвещение, 2010
2.Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира: для 5 класса для общеобразовательных учреждений / Авт. -сост. Михайловский Ф.А. Под ред. Г.М. Бонгард-Левина – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью факталогических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых ребенку с интеллектуальной недостаточностью осмыслить очень трудно.
В предмете История заложены необходимое содержание и средства для формирования
нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также для развития высших психических функций: логических форм памяти, аналитического
мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиции цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить
ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся.
Структурным принцилом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с геоrрафией, естествознанием, математикой, литературой и др.
Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять nонятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
При отборе исторического материала наряду с коррекцианно-педагогическими задачами и дидактическими принципами особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
• принцип цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
• принцип экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
• принцип объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках по истории, с учетом того что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся.
В каждой программе вьщелены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы. Большие разделы, охватывающие определенный этап истории,
завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований в основном направлен на ориентацию учителя в программном материале определяет то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Эти требования выступают
в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы.
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
• Удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
• участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;
• владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владеть элементами оценки и самооценки;
• проявлять интерес к изучению истории.
2-й уровень
• Знать наиболее доступные исторические события на уровне их понимания;
• использовать часть понятий в активной речи;
• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
• использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;
• усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
• адекватно реагировать на оценку учебных действий.
Содержание программы
ИСТОРИЯ
6 класс (35 ч)
Навыки чтения
(пропедевтика)
(35 ч в год, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Введение
Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях,
о пространстве вокруг нас
(Повторение)
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России.
История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.
Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.
История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.
Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица.
Население, национальный состав страны. Республика в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. понятия о большой и малой родине.
Другие страны мира (обзорно, с примерами).
Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты
Солнечной системы. Солнце. Луна.
Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, nрезидент.
Рекомендуемые виды практических заданий
- Заполнение анкет, выполнение заданий к текстам в учебнике;
- рисование на темы: <<Моя семья>>, <<Мой дом>>, <<Моя улица>>
- и т. д.;
- составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи;
- написание своей биографии и биографии членов семьи;
- составление родословного дерева (рисунок);
- составление словесного автопортрета, портретов членов
- семьи и друзей;
- чертить схемы улиц, маршрутов движения;
- умение проводить пропедевтическую работу с символами, цветами карты;
- рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
- проведение словарной работы.
Тема 2. Представления о времени в истории
Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.
Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени.
Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера- прошлое; сегодня, сейчас- настоящее; завтра, через день, через месяц, через год- будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие, основные события ХХ в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.).
Рекомендуемые виды практических заданий
- Изображение схем сменяемости времен года;
- составление календаря на неделю, месяц, изображение «Ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия (с учетом программы по математике);
- ориентировка на «ленте времени»;
- рассказы об истории календаря;
- определение времени по солнечным часам, работа с моделью лунного времени;
- нахождение пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др.
Тема 3. Начальные представления об истории
История - наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор).
Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.
Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.
Рекомендуемые виды практических заданий
- Чтение и пересказы адаптированных текстов по теме;
- рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам;
- экскурсии в краеведческий, исторический музеи;
- ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями (можно с культовыми);
- составление вопросов для викторин;
- просмотр фильмов о культурных памятниках.
Раздел II. История Древнего мира
Тема 1. История появления и развития древнего человека
Повторение. Человек - житель планеты Земля. Версии о nоявлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид
первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.
Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий.
Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.
Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.
Тема 2. Человек разумный
Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей.
Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.
Раздел III. История вещей и дел человека
Тема 1. История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней)
Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Тема 2. История использования человеком воды
Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
Тема 3. История жилища человека
Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.).
История совершенствования жилища. Материалы мя строительства,
используемые с глубокой древности до наших дней.
Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение мя изучения истории.
Тема 4. История появления мебели
Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической
науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
Тема 5. История питания человека
Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных
в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
Тема 6. История появления посуды
Повторение. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для
развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Тема 7. История появления одежды и обуви
Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2-3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде
и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народнойодежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела.
Раздел IV. История человеческого общества
Тема 1 Первобытные люди.
Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.
Тема 2 Понятие о науке.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки.
История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).
Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства (общие представления).
Тема 3 Сообщества первых людей.
Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).
Экономика как показатель развития общества и государства.
История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий
- Чтение текстов, словарная работа, посещение музеев;
- рассказ о посещении музеев и других историко-культурных мест.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Введение. | ||||||||
Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас | 3 | изучение нового материала | вопросы | Работать со справочным аппаратом книги | с.3-5-прочитать, в.3-письменно | |||
Представление о времени и истории | 3 | изучение нового материала | вопросы | Знать, что такое история | Материал об историческом прошлом | |||
Начальные представления об истории | 3 | изучение нового материала | работа с календарем | Знать, что такое история | Работа с календарем | |||
История Древнего мира | ||||||||
Первые люди на земле | 2 | изучение нового материала | вопросы | Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей | §1 с.8-12-прочитать, в.7 | |||
Человек разумный | 2 | изучение нового материала | вопросы | Сравнить древнейших и современных людей | §1 с.8-12-прочитать, в.7 | |||
История вещей и дел человека | ||||||||
История освоения человеком огня, энергии | 2 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | |||
История использования человеком воды | 2 | комбинированный | вопросы | Называть признаки родовой общины | §2 с.13-18-прочитать, в.5 | |||
История жилища человека | 2 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | |||
История появления мебели | 2 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | |||
История питания человека | 2 | комбинированный | работа с картой | Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию» | §4 с.25-30-прочитать, рисунок | |||
История появления посуды | 1 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | |||
История появления одежды и обуви | 1 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | |||
История человеческого общества | ||||||||
Первобытные люди | 3 | изучение нового материала | вопросы | Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей | §1 с.8-12-прочитать, в.7 | |||
Понятие о науке | 3 | урок счета лет | самостоятельная работа | Уметь определять век по дате, работать с линией времени | §6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени | |||
Сообщества первых людей | 3 | комбинированный | тест | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | |||
Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира | 1 | контрольный | ||||||
ИТОГО | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...