Формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОНР через проектную деятельность
статья по теме

Гараева Фания Шавкатовна

В этой статье ракрываются пути формирования коммуникативных УУД у младших школьников с общим недоразвитием речи через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОНР через проектную деятельность

Китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

 дай попробовать – и я пойму»

             Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Е.С. Полат так определяет метод проектов: «Это способ достижения практической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде конечного продукта». Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении  обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции из различных предметных отраслей.

                 Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, но и совершенствовать их речевое развитие. А самое главное: привлечь к данной работе родителей. Не секрет, что иной раз мамы и папы редко проявляют заинтересованность в школьных успехах своих детей, что уж говорить об их участии в коррекционной работе. При выполнении проектов резко меняется отношение родителей: они становятся не только помощниками в подготовке и оформлении ученических докладов и сообщений, но и сами выступают в роли источников информации.

           

Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

           Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

             Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны).

    В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:

  • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.

Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:

  1. Целеполагание.
  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
  3. Моделирование учебного процесса: а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации; б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; в) организация процесса рефлексии.
  4. Анализ процесса учителем.

          Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

       Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

         Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

           Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

            Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.

Проект “Все профессии нужны”

Разговор о выборе своей профессии имеет огромное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии можно уже в начальной школе.

         Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования, используя умения определять части слова, преобразовывать слова в другие части речи с помощью определения основной части слова – корня.

         Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.

         Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.

Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.

Ход исследования:

I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.

Для этого:

  • вспоминаем сами;
  • спрашиваем у родителей, знакомых;
  • читаем в книгах, энциклопедиях;
  • ищем в Интернете.

Одновременно отвечаем на вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Каким словам задаём вопрос Кто это?
  • Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
  • Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.

Что получилось: мы знаем более 60 профессий.

II этап. Во всех словах требуется определить части слова.

Для этого вспоминаем:

  • Что такое однокоренные слова?
  • Что такое корень?
  • Что такое приставка?
  • Что такое суффикс?
  • Что такое окончание?

III этап. Нужно распределить все слова по группам.

Для этого:

  • внимательно читаем, написанные правильно слова;
  • выясняем, что общего в этих словах;
  • записываем их в таблицы.

Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:

  1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
  2. Приставки: повар, прораб.
  3. Приставки и суффикса: проходчик.
  4. Соединения основ: фотограф.
  5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.

Пока мы находили ответ на наш вопрос:

  1. Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
  2. Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
  3. Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
  4. Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.
  5. Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
  6. Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
  7. Узнали, кем работают наши родители.
  8. Задумались о выборе своей профессии.
  9. Научились работать дружно.
  10. Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.

Проект “Родной город”

Проект выполняют ученики 2 класса под руководством учителя-логопеда.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Цель исследования: Узнать историю возникновения города Набережные Челны и автомобильного завода КамАЗ, правописание собственных имен существительных

Задачи

  • Обогащать и систематизировать знания детей о своем городе .
  • Способствовать усвоению темы «правописание собственных имен существительных».
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
  • Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну. 
  • Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

План проведения проекта

I этап.  Организационно-практический

  • Изучение интереса учеников.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Составление учителем визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их в сети.
  • Предоставление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу в Интернете.
  • Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте.

II этап. Информационно-накопительный:

1.Нужно вспомнить и правильно записать название всех улиц, памятников  города.

Для этого:

  • вспоминаем сами;
  • спрашиваем у родителей, знакомых;
  • читаем в книгах, энциклопедиях;
  • ищем в Интернете.

Одновременно отвечаем на вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Почему некоторые из них пишутся с заглавной буквы?

 2.    Почему и в честь кого они так названы?

 Для этого на экскурсию идём в музеи истории города.

III этап.  Презентационно - завершающий 

  • Презентация результатов проекта на уроке.
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Самооценивание и взаимное оценивание совместной работы в проекте с помощью сигнальных карточек.
  • Подведение итогов.

Вывод:

Воспитательная ценность:

          У детей появилось чувство гордости за свой город, за  людей участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность:

          У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

Умственная ценность:

            Расширился и систематизировался объём знаний детей об именах собственных,  которые всегда пишутся с заглавной буквы.

                        Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности по предмету показали, что у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, у некоторых – повысилась самооценка, а родители показывают заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Это ли не наглядный результат использования метода проектов в логопедической работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса

В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом  через реализацию элективного курса...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...

Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников

Понятие общения, его уровни и виды .Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших шк...

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников

Формированиее коммуникативных УУд в работе педагога-психолога во внеурочное время у младших школьников....

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.

Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...