Формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОНР через проектную деятельность
статья по теме
В этой статье ракрываются пути формирования коммуникативных УУД у младших школьников с общим недоразвитием речи через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников с ОНР через проектную деятельность
Китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов. Е.С. Полат так определяет метод проектов: «Это способ достижения практической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определённым образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде конечного продукта». Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции из различных предметных отраслей.
Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе. Он позволяет не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, но и совершенствовать их речевое развитие. А самое главное: привлечь к данной работе родителей. Не секрет, что иной раз мамы и папы редко проявляют заинтересованность в школьных успехах своих детей, что уж говорить об их участии в коррекционной работе. При выполнении проектов резко меняется отношение родителей: они становятся не только помощниками в подготовке и оформлении ученических докладов и сообщений, но и сами выступают в роли источников информации.
Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?
Стоит задуматься, а стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что педагог заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны).
В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.
Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:
- Целеполагание.
- Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
- Моделирование учебного процесса: а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации; б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; в) организация процесса рефлексии.
- Анализ процесса учителем.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.
Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
Приведем некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.
Проект “Все профессии нужны”
Разговор о выборе своей профессии имеет огромное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии можно уже в начальной школе.
Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования, используя умения определять части слова, преобразовывать слова в другие части речи с помощью определения основной части слова – корня.
Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.
Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.
Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.
Ход исследования:
I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.
Для этого:
- вспоминаем сами;
- спрашиваем у родителей, знакомых;
- читаем в книгах, энциклопедиях;
- ищем в Интернете.
Одновременно отвечаем на вопросы:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Каким словам задаём вопрос Кто это?
- Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
- Как изменяются имена существительные?
- Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
- Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.
Что получилось: мы знаем более 60 профессий.
II этап. Во всех словах требуется определить части слова.
Для этого вспоминаем:
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Что такое окончание?
III этап. Нужно распределить все слова по группам.
Для этого:
- внимательно читаем, написанные правильно слова;
- выясняем, что общего в этих словах;
- записываем их в таблицы.
Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:
- Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
- Приставки: повар, прораб.
- Приставки и суффикса: проходчик.
- Соединения основ: фотограф.
- Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.
Пока мы находили ответ на наш вопрос:
- Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
- Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
- Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
- Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.
- Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
- Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
- Узнали, кем работают наши родители.
- Задумались о выборе своей профессии.
- Научились работать дружно.
- Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.
Проект “Родной город”
Проект выполняют ученики 2 класса под руководством учителя-логопеда.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Цель исследования: Узнать историю возникновения города Набережные Челны и автомобильного завода КамАЗ, правописание собственных имен существительных
Задачи
- Обогащать и систематизировать знания детей о своем городе .
- Способствовать усвоению темы «правописание собственных имен существительных».
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
- Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.
- Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
План проведения проекта
I этап. Организационно-практический
- Изучение интереса учеников.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Составление учителем визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их в сети.
- Предоставление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу в Интернете.
- Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте.
II этап. Информационно-накопительный:
1.Нужно вспомнить и правильно записать название всех улиц, памятников города.
Для этого:
- вспоминаем сами;
- спрашиваем у родителей, знакомых;
- читаем в книгах, энциклопедиях;
- ищем в Интернете.
Одновременно отвечаем на вопросы:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Почему некоторые из них пишутся с заглавной буквы?
2. Почему и в честь кого они так названы?
Для этого на экскурсию идём в музеи истории города.
III этап. Презентационно - завершающий
- Презентация результатов проекта на уроке.
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Самооценивание и взаимное оценивание совместной работы в проекте с помощью сигнальных карточек.
- Подведение итогов.
Вывод:
Воспитательная ценность:
У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.
Познавательная ценность:
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объём знаний детей об именах собственных, которые всегда пишутся с заглавной буквы.
Результаты использования метода проектов на логопедических занятиях и во внеурочной деятельности по предмету показали, что у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, у некоторых – повысилась самооценка, а родители показывают заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы. Это ли не наглядный результат использования метода проектов в логопедической работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса
В статье автор делится в кратце своим опытом работы по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушенным слухом через реализацию элективного курса...
Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры
Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...
Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников
Понятие общения, его уровни и виды .Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших шк...
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников
Формированиее коммуникативных УУд в работе педагога-психолога во внеурочное время у младших школьников....
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.
Материал полезен для работы на начальной ступени обучения английскому языку....
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.
Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...