МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ
тест по теме
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся коррекционных школ мы будем понимать «форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_monitoring_po_probleme.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический мониторинг по проблеме
«Определение уровня воспитанности учащихся»
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся коррекционных школ мы будем понимать «форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.
Задачи мониторинга заключаются в:
1. определить состояние уровня воспитанности учащихся;
2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
4. отследить траекторию развития учащихся 1-9 классов, в процессе воспитательной работы школы.
В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс в школе.
Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.
Разрабатывая систему мониторинга, мы исходили из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности учителей по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методика проведения мониторинга.
- Воспитанность - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
- Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
- Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфики коррекционной школы, а именно: 1-5 классы; 6-9 классы.
- Основные требования к определению критериев воспитанности:
Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
Ступени обучения | Цели воспитания | Критерии оценки |
1-4 классы | Развитие любознательности | Любознательность |
| Уважение к школе | Мое отношение к школе |
| Трудолюбие | Прилежание, трудолюбие |
| Бережное отношение к природе | Бережное отношение к природе |
| Чувство прекрасного | Красивое в моей жизни |
| Я - человек | Как я отношусь к себе Мои полезные привычки |
5-7 классы | Развитие познавательного интереса | Кругозор |
| Уважение к людям | Я и школа |
| Интерес к трудовой деятельности | Прилежание |
| Бережное отношение к природе | Отношение к природе |
| Эстетический вкус | Эстетический вкус |
| Я - личность | Я (отношение к себе и ко мне) |
8-9 классы | Развитие познавательной активности | Кругозор |
| Уважение к обществу | Я и общество, я и власть |
| Потребность в труде | Отношение к труду |
| Культура поведения в природе | Я и природа |
| Эстетическая культура | Эстетический вкус |
| Самоуважение, здоровье | Я (отношение к себе) |
• Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
• Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
• Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
• Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся школы.
• Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов учебно-воспитательного процесса и планирования воспитательной работы.
5. Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год - в сентябре и в мае.
Анкета 1
для учащихся 1 -2 класса
Критерии (показатели воспитанности) | Оценка родителя | Оценка учителя | Средний балл (итоговая оценка) | |
Любознательность | Проявляет интерес к учебе | 23 45 | 2 3 45 | |
Любит читать, слушать | 23 45 | 2 3 45 | ||
Нравится выполнять задания, рисовать | 23 45 | 23 45 | ||
Нравится получать хорошие отметки | 23 45 | 2345 | ||
Средний балл | ||||
Отношение к школе | Выполняет правила для учащихся | 2 3 45 | 2 3 45 | |
Добр в отношении с людьми | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Участвует в делах класса | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Прилежание, трудолюбие | Старается в учебе | 2 3 45 | 2 3 45 | |
Помогает другим в делах | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Обращается за помощью сам | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Помогает в семье выполнять домашнюю работу | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Любит дежурить в классе | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Помогает учителю | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Бережное отношение к природе | К земле | 2 3 45 | 2 3 45 | |
К растениям | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
К животным | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 2 3 45 | 2 3 45 | |
Опрятен в одежде | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Любит красивое вокруг себя | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Вежлив в отношении с людьми | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Отношение к себе | Умеет управлять своим поведением | 2 3 45 | 2 3 45 | |
Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Нет вредных привычек | 2 3 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл |
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Анкета 2
для учащихся 3-5 классов
Критерии (показатели воспитанности) | Оценка родителя | Оценка учителя | Средний балл (итоговая оценка) | |
Любознательность | Проявляет интерес к учебе | 23 45 | 23 45 | |
Любит читать, слушать | 23 45 | 23 45 | ||
Нравится выполнять задания, рисовать | 23 45 | 23 45 | ||
Нравится получать хорошие отметки | 23 45 | 23 45 | ||
Средний балл | ||||
Отношение к школе | Выполняет правила для учащихся | 23 45 | 23 45 | |
Добр в отношении с людьми | 23 45 | 23 45 | ||
Выполняет правила внутреннего распорядка | 23 45 | 23 45 | ||
Участвует в делах класса и школы | 23 45 | 23 45 | ||
Средний балл | ||||
Прилежание, трудолюбие | Старается в учебе | 23 45 | 23 45 | |
Помогает другим в делах и сам обращается за помощью | 23 45 | 23 45 | ||
Самостоятелен | 23 45 | 23 45 | ||
Помогает в семье выполнять домашнюю работу | 23 45 | 23 45 | ||
Любит дежурить в классе | 23 45 | 2 3 45 | ||
Помогает учителю | 23 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Бережное отношение к природе | К земле | 23 45 | 2 3 45 | |
К растениям | 23 45 | 2 3 45 | ||
К животным | 23 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 23 45 | 2 3 45 | |
Опрятен в одежде | 23 45 | 2 3 45 | ||
Любит и ценит красивое вокруг себя | 23 45 | 2 3 45 | ||
Вежлив в отношении с людьми | 23 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл | ||||
Отношение к себе | Умеет управлять своим поведением | 23 45 | 2 3 45 | |
Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 23 45 | 2 3 45 | ||
Заботится о своем здоровье | 23 45 | 2 3 45 | ||
Умеет распределять время отдыха и учебных занятий | 23 45 | 2 3 45 | ||
Нет вредных привычек | 23 45 | 2 3 45 | ||
Средний балл |
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.
Анкета 3
для учащихся 6-9 класса
Критерии (показатели воспитанности) | Я оценивая себя | Оценка родителя | Оценка учителя | Средний балл (итоговая оценка) | |
Любознательность | Познавательный интерес к учебе | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | |
Мне нравится учиться | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Я сообразительный | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
У меня развита речь | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Мне нравится выполнять задания | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Средний балл | |||||
Отношение к школе, обществу | Я выполняю правила для учащихся | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | |
Я выполняю устав школы | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Я следую нормам и правилам человеческого общежития | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Я добрый в отношении с людьми | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Я участвую в делах класса, школы | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Средний балл | |||||
Прилежание, трудолюбие | Я стараюсь учиться хорошо | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | |
Я помогаю другим в делах | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Я обращаюсь за помощью сам | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Помогаю в семье выполнять домашнюю работу | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Люблю дежурить в классе | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Помогаю учителю | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Средний балл | |||||
Бережное отношение к природе | Бережливость к земле | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | |
Бережливость к растениям | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Бережливость к животным | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Средний балл | |||||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | |
Опрятен в одежде | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Люблю красивое вокруг себя | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Вежлив в отношении с людьми | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Посещаю кино, театр, выставки, бываю в парке... | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Средний балл | |||||
Отношение к себе | Умею управлять своим поведением | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | |
Соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
У меня нет вредных привычек | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Забочусь о здоровье | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Умею организовать свое время | 23 45 | 2 3 45 | 23 45 | ||
Средний балл |
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 -качество не проявляется никогда.
Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.
Таблица 5
Карта воспитанности учащихся класса, школа № 119
Фамилия, имя ученика | Любознательность | Отношение к школе | Прилежание, трудолюбие | Бережное отношение к природе | Красивое в жизни | Отношение к себе | Рейтинг (суммарный балл) |
Указывается средний балл по каждому показателю | |||||||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
Уровни воспитанности (в %) | |||||||
Высокий (от 4 до 5 баллов) | |||||||
Средний (от 3 до 4 баллов) | |||||||
Низкий (от 2 до 3 баллов) | |||||||
Отрицательный (от 1 до 2 баллов) |
Карта воспитанности заполняется каждый год после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся.
Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y - уровни воспитанности в процентах.
Алгоритм обработки материалов
Составить таблицу обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитанности учащихся в школе; классе».
В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.
Таблица 1
«Уровень воспитанности учащихся»
класс , школа №119
№ п/п | Критерии воспитанности | ФИ учащихся класса | Общее кол-во баллов | К средний показатель | |||||||||||
1 | Любознательность | ||||||||||||||
2 | Отношение к школе | ||||||||||||||
3 | Прилежание, трудолюбие | ||||||||||||||
4 | Бережное отношение к природе | ||||||||||||||
5 | Отношение к красивому в жизни | ||||||||||||||
6 | Отношение к себе Полезные привычки | ||||||||||||||
Итого (кол-во баллов у конкретного ученика) |
Примечание: 1. Средний показатель по каждому блоку £ баллов
Общ. кол-во уч-ся
2. Таблица составлена для 1 - 2 классов.
Таблица 2
«Уровень воспитанности учащихся»
класс , школа №119
№ п/п | Критерии воспитанности | ФИ учащихся класса | Общее кол-во баллов | % от общего кол-ва баллов | |||||||||||
1 | Любознательность | ||||||||||||||
2 | Отношение к школе | ||||||||||||||
3 | Отношение к труду | ||||||||||||||
4 | Отношение к природе | ||||||||||||||
5 | Эстетический вкус | ||||||||||||||
6 | Отношение к себе | ||||||||||||||
Итого (кол-во баллов у конкретного ученика) |
Примечание: Таблица составлена для 3-5 классов.
Таблица 3
«Уровень воспитанности учащихся»
класс , школа №119
№ п/п | Критерии воспитанности | ФИ учащихся класса | Общее кол-во баллов | % от общего кол-ва баллов | |||||||||||
1 | Любознательность | ||||||||||||||
2 | Отношение к обществу, власти | ||||||||||||||
3 | Отношение к труду | ||||||||||||||
4 | Отношение к природе | ||||||||||||||
5 | Эстетический вкус | ||||||||||||||
6 | Отношение к себе | ||||||||||||||
Итого (кол-во баллов у конкретного ученика) |
Примечание: Таблица составлена для 6-9 классов.
Таблица 4
Обобщенные результаты уровня воспитанности учащихся ___________________классов школы №119
№ п/п | Критерии воспитанности | классы | Общее кол-во баллов | К средний показатель | ||||
1 | Любознательность | |||||||
2 | Отношение к школе | |||||||
3 | Прилежание, трудолюбие | |||||||
4 | Бережное отношение к природе | |||||||
5 | Отношение к красивому в жизни | |||||||
6 | Отношение к себе Полезные привычки | |||||||
Итого (кол-во баллов у конкретного ученика) |
Примечание: Средний показатель по каждому блоку X баллов
Общ. кол-во уч-ся
Таблицы 1-3 заполняются и анализируются учителем. Таблица 4 заполняется завучем.
Алгоритм действий
- Оценить каждый показатель.
- Вычислить средний показатель по блоку.
- По полученным средним показателям построить график, на котором разными цветами отмечаются оценки учителя, родителей, учащихся.
- Определить систему мер по регулированию и коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников...
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся (методика М.И. Шиловой)
В данном документе представлен сравнительный анализ уровня воспитанности нахимовцев за 2014-2015 и 2015-2016 учебные года. Мониторинг уровня воспитанности обучающихся позволяет проанализировать на как...
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников 2015 год...
Мониторинг уровня воспитанности
Мониторинг уровня воспитанности ...
Мониторинг уровня воспитанности учащихся с 5-11 классы
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) (5 - 11 классы)...
Мониторинг уровня воспитанности
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся группы, в которой я работаю, понимаю форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности восп...